Культ личности Сталина и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Целью данного реферата можно обозначить – исследование культа личности Сталина во всех проявлениях, влиянии на современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Цель реферата поставила следующие задачи:
Прочитать литературу и разобраться в той или иной действительности
Выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности;
Описать события и этапы
Раскрыть культ личности И. В. Сталина через его проявления;
Дать объективную оценку путям и методам преодоления культа личности;
Доказать свою точку зрения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Возникновения культа личности……………………………..……4
1.1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности………………………………………………………………………..…4
1.2. Сталинизм как теоретическая основа сталинщины. ……………...…..6
Глава 2. Культ личности Сталина: его проявление. ……………………....8
2.1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по–сталински………………………………………………………………………....8
2.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины…………………………………...10
2.3. Политические процессы 30-50-х гг……………………………………12
Глава 3. Преодоление последствий культа личности И.В. Сталина….….14
3.1. ХХ съезд КПСС осуждает культ личности Сталина. …………………14
3.2. Основные положения доклада Н.С.Хрущева «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС. …………………………………………..16
3.3.Некоторые последствия критики культа личности И. В. Сталина..…19
3.4. Выборочная амнистия………………………………………………….22
Заключение. …………………………………………………………………..23
Список использованной литературы. ………

Файлы: 1 файл

культ личнсти Сталина и его последствия.docx

— 396.01 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

 

Кафедра: философии и истории

 

 

 

 

 

Реферат

Культ личности Сталина и его последствия

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент СФ                                       Проверил: Андреева Е.В

Неустроева Екатерина                             (кандидат исторических наук,

Гр: СЖДм-113                                        доцент кафедры философии

   и истории)

 

 

Екатеринбург,2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Возникновения культа личности……………………………..……4

1.1. Объективные и субъективные  предпосылки возникновения культа  личности………………………………………………………………………..…4

1.2. Сталинизм как теоретическая  основа сталинщины. ……………...…..6

Глава 2. Культ личности Сталина: его проявление. ……………………....8

2.1. Индустриализация и  коллективизация сельского хозяйства  по–сталински………………………………………………………………………....8

2.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины…………………………………...10

2.3. Политические процессы 30-50-х гг……………………………………12

Глава 3. Преодоление последствий  культа личности И.В. Сталина….….14

3.1. ХХ съезд КПСС осуждает  культ личности Сталина. …………………14

3.2. Основные положения  доклада Н.С.Хрущева «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС. …………………………………………..16

3.3.Некоторые последствия  критики культа личности И. В. Сталина..…19

3.4. Выборочная амнистия………………………………………………….22

Заключение. …………………………………………………………………..23

Список использованной литературы. ……………………………………..24

Приложение………………………………………………………………….25 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в  центре внимания. Это неслучайно, поскольку  этот человек более 30-ти лет находился  у руля управления одной из великих  держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую  именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя  судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых  классов", как говорили в его  времена во всем мире.

Подобное явление как  культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся точной характеристики, его почти невозможно терминизировать, потому что личность – сугубо индивидуальна.

Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так  и его противники. Каждое новое  поколение хочет постичь тайну  этой личности и того явления, которое  с наибольшей силой проявилось в  этой личности.   Имя этого явления - культ личности. Сталин - сталинизм - сталинщина будут находиться в центре внимания данной работы.

Целью данного реферата можно  обозначить – исследование культа личности Сталина во всех проявлениях, влиянии на современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Цель реферата поставила следующие  задачи:

  • Прочитать литературу и разобраться в той или иной действительности
  • Выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности;
  • Описать события и этапы
  • Раскрыть культ личности И. В. Сталина через его проявления;
  • Дать объективную оценку путям и  методам преодоления культа личности;
  • Доказать свою точку зрения

 

 

Глава 1. Возникновения  культа личности

1.1. Объективные  и субъективные предпосылки возникновения  культа личности.

Об опасности возникновения  этого явления в революционном  движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века.

Симптомы этого явления  в российском социал-демократическом  движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к  власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться  отдельные признаки этого явления. После смерти В. И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил  И. Сталин.

На партийных съездах  и конференциях до конца 20-х годов  звучали голоса тех, кто пытался  обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов "культовой болезни" у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о "Письме съезду", в котором В. И. Ленин  давал характеристику партийным  лидерам, в том числе Сталину,  и в котором Ленин предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к "культовой болезни".

Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а  их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества  в борьбе за лидерство.

В конце 20-х - начале 30-х годов  Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское  Государство. Он остался у руководства  до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и  внедрили его в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина  и ХХ съезда КПСС будет принято  Постановление ЦК КПСС "О преодолении  культа личности и его последствий", в этом документе был дан ответ  о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ  личности и заявить об объективных  и субъективных предпосылках его  возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

- ... сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм.

- ... приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.

-  ... народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя.

- ... поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией, и Советской страной стали связывать с его именем.

Эти предпосылки были названы  объективными предпосылками возникновения  культа личности.

Субъективными были названы  те, на которые указывал Ленин в 1922 году: "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде  и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности  генсека". Далее Ленин писал, что  на этом посту должен быть человек  более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпим и лоялен к недостаткам других, менее капризный.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение  всех руководящих партийцев, которые  приняли решение скрыть "Письмо..." Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность  несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые  уговаривали представителей делегаций  оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать  другим.

Большинство политологов  считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.

1.2. Сталинизм как  теоретическая основа сталинщины.

С середины 80-х годов в  отечественной литературе появилась  тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.

Под сталинизмом подразумевают  те идеи, принципы, которыми руководствовались  Сталин и его окружение, в своей  повседневной практике породившей сталинщину.

Суть сталинщины в том, что Сталин, прежде всего, воспринимал идеи, выработанные еще при жизни Ленина, как навсегда данные, и хотя он постоянно говорил о диалектическом методе познания и преобразования мира сам оказывался в плену догм.

Одной из них было убеждение  в том, что по мере продвижения  вперед к социализму будет обостряться  классовая борьба, сопротивление  тех, кто не хочет социализма, или  не понимает необходимости такого движения.

Сталинизм - это убежденность в том, что "кто не с нами, тот против нас", что "если враг не сдается, то его уничтожают", а враг - это тот, кто выступает против решений Партии, кто сомневается в мудрости товарища Сталина.

Иосиф Виссарионович Сталин был убежден, что капиталистическое  окружение готовит новый поход  против СССР и поэтому нужно ускоренными  темпами укреплять обороноспособность страны.

На теорию сталинизма оказала  влияние личность самого Сталина, его  подозрительность, недоверие к людям, в том числе к своему окружению.

"Сталин был человек  очень мнительный, с болезненной  подозрительностью, в чем мы  убедились, работая вместе с  ним, - говорит Хрущев на ХХ  съезде Партии. - Он мог посмотреть  на человека и сказать: "Что-то  вы сегодня часто отворачиваетесь,  не смотрите прямо в глаза"  Болезненная подозрительность привела  его к огульному недоверию,  в том числе и по отношению  к выдающимся деятелям партии, которых он знал много лет.  Везде и всюду "он видел  врагов, двурушников, шпионов".

Имея неограниченную власть, Сталин допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась  такая обстановка, при которой  человек не мог проявить свою волю. 

Не было такой области, включая быт (в колхозах и домах  висели плакаты вождя, открытки, всевозможные планшеты,  превращающие быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (они должны были либо служить примером, либо подражать ему; но примеры давно уже устоялись, к примеру, вспомним Павлика Морозова), наконец, даже  отношения человека к самому себе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствовал даже при самых задушевных размышлениях в литературных произведениях). Всё было «пропитано» Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

Такой способ социальной организации  можно назвать  наведением порядка  только  в  очень  условном  смысле. У А. К. Толстого: «Такой навел порядок - хоть  покати  шаром».  Там, где все многообразие межчеловеческих взаимоотношений сводится  к одной единственной  зависимости  казарменного  характера,  ценой «порядка» становится беспорядок,  социальная  дезорганизация  не преодолевается, а лишь загоняется вглубь.

Во-первых, для поддержания  такого «порядка» необходимо искусственно создавать в стране обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней  либо  даже  внешней  войны.

Во-вторых, можно ли, допустимо  ли забывать о невообразимом  беспорядке, возникающем оттого, что тоталитарный режим Сталина  вламывается в тонкие механизмы  общественной  и  хозяйственной  жизни страны, некомпетентно подчиняя их  одной-единственной  логике  - логике физической силы?

 

Глава 2. Культ  личности Сталина: его проявление

2.1. Индустриализация  и коллективизация сельского  хозяйства  по–сталински.

План индустриализации страны базировался на расчетах большой  группы ученых, экономистов, тех, кто  вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они  были вполне выполнимы. Акцент в этих планах ставился на развитии тяжелой  промышленности, прежде всего машиностроения. Составители плана учитывали, что  нужно будет создавать новые  для страны отрасли производства (шарикоподшипниковая, станкостроительная, автомобильная и т.п.).

Выполнение этих планов предполагало наличие высококвалифицированных  рабочих, не говоря уже об инженерах  и технологах. Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.

Цеха Сталинградского  тракторного завода возводились  в 2-3 раза быстрее планового срока. Если нужно работали не девять, а 12-16 часов... "По всему строительству  ежедневно совершаются тысячи случаев  подлинного героизма. Это факт. Газеты ничего не выдумывают. Я сам такие  случаи наблюдаю все время"

Опьяненный успехами Сталин в 1929 году, самолично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения:

  • по чугуну с 10 до 15-17 млн.т.
  • по тракторам с 53 до 170 тыс. шт.
  • по автомашинам с 100 до 200 тыс.шт.

Такое решение экономически было необоснованным. План оказался невыполнимым, но Сталин, не считаясь с реальностями, объявляет, что пятилетка выполнена  за 4 года 3 месяца. Во второй пятилетке  он требует наращивать темпы, а когда  планы оказываются невыполненными, то требует искать виновных. Так  возникает "шахтинское дело", когда в преднамеренном вредительстве были обвинены десятки людей, которые были подвергнуты репрессиям. Позже директор завода в Сталинграде напишет книгу о строительстве тракторного завода. В этой книге была глава "Как мы ломали станки". Автор писал: "ломали не враги, не вредители, а рабочие, в массе своей вчерашние крестьяне, умевшие обращаться с лошадью, с топором и пилой. Чтобы освоить конвейер, им предстояло подняться на уровень высокой индустриальной культуры. Это требовало времени, а Сталин торопил и торопил; тех, кто не успевал, ждал ГУЛАГ”.

Информация о работе Культ личности Сталина и его последствия