Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:40, реферат
Смотря на многовековую историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своим последствиям. С начала XVIII до начала XX вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Просвещение и школы в XVI—XVII вв………………………………………4
2. Просвещение…………………………………………………………………….11
3 Преобразования в системе образования Петром I……………………………..14
3.1. Университет, гимназия, Академия наук……………………… ………….....16
3.2. Создание Московского Университета……………………………………….19
3.3. Создание инженерного вуза…………………………………………………..22
3.4. Создание Медико-хирургической Академии………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………...29
В связи с упразднением Берг – Коллегии на основании указа Сената то 6 февраля 1783 г. Горное училище было передано в ведение Петербургской казенной палаты. Управляющим училища стал член Палаты Н.С. Ярцев, который добился увеличения казенного содержания вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных преобразований.[3]
19 октября 1784 г. Горное
училище было подчинено
3.4.Создание Медико-
Во второй половине XVIII века
в Российской империи получило значительное
развитие медицинское образование.
С 1764 г. начались регулярные занятия
на медицинском факультете Московского
университета. В 1783 г. в Петербурге было
открыто Калинкинское медико–хирургическое
училище, преобразованное позже
в Императорский медико–
Квалифицированных лекарей готовили медико-хирургические училища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах установился пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.
В медико–хирургических училищах
преподавали известные
В России XVIII века все учреждения здравоохранения, в том числе учебные заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в 1736 г. Существенные преобразования в деятельности медико–хирургических училищ провел директор Медицинской коллегии тайный советник А.И. Васильев, назначенный на высокую должность в 1793 г. Главным его делом было создание специализированных высших медицинских учебных заведений в России.
Именным указом от 18 декабря
1798 г. император Павел I поручил А.И.
Васильеву создать необходимую
материальную базу для открытия в
Петербурге высшего учебного заведения
по подготовке врачей. Эта дата считается
днем основания Петербургской
12 февраля 1799 г. император
утвердил доклад А.И.
Хорошая организация дела
и достаточное финансирование позволили
быстро наладить подготовку врачей. Академия
создавалась не на голом месте, а
путем преобразования из Петербургского
и Кронштадтского медико-хирургических
училищ. Срок обучения в медико-хирургической
академии составил 4 года. Учащиеся первого
и второго классов академии именовались
учениками, а третьего и четвертого
– студентами. Учащимся двух последних
классов присваивались права
студентов Московского
Руководящим органом Петербургской
медико–хирургической академии являлась
конференция, первое заседание которой
состоялось 20 октября 1800 г. Медицинская
коллегия выработала инструкцию, где
формулировались задачи конференции,
академии и обязанности профессорско-
Заседания конференции проходили
еженедельно по субботам в актовом
зале академии. При необходимости
собирались экстренные собрания профессоров
для решения важных вопросов. Если
члены конференции приходили
к мнению о целесообразности каких-либо
изменений в деятельности академии,
то обоснованный проект представлялся
для утверждения в Медицинскую
коллегию. Разрешение Медицинской коллегии
требовалось также для
В помощь профессорам назначались адъютант – профессора с VIII классным чином и годовым жалованьем от 500 до 450 руб. в год, в зависимости от специальности. При химическом театре работал лаборант, рисовальный мастер, библиотекарь и его помощник. Максимальные должностные оклады нужно было заслужить добросовестной работой. Вновь назначенные на должности лица сначала получали сокращенные денежные оклады.
Хозяйством академии заведовал эконом. В его распоряжении находились двадцать штатных хозяйственных работников. Содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы укладывались в годовую сумму 850 руб. На ремонт зданий, покупку дров и свечей Медицинская коллегия выделяла дополнительные суммы. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор.
Заключение
Этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным; он охватывал время правления нескольких императоров – от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).
Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).
Вместе с тем, надо заметить, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.
Информация о работе Культура , наука и просвещение в России 18 столетия