Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, реферат
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук.
Постепенно начали формироваться региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 году была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Основанное в Минске в 1919 году общество любителей природоведения, этнографии и археологии изучало Минскую область, проводило исследования рек на Полесье.
1. Научные исследования
После восстания 1863 года возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук.
Постепенно
начали формироваться региональные
этнографические центры. Они осуществляли
экспедиционную работу по изучению Беларуси
и собирали фольклорно-этнографические
и археологические материалы. В 1902
году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве
было образовано общество по изучению
белорусского края и Историко-этнографический
музей. В 1908 году в Минске был организован
церковный историко-
Огромный вклад в исследования белорусской этнографии и фольклора внес М.Я. Никифорский. Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды, привычки и веру белорусского народа. Первая его работа была “Очерки Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта белорусов. Так же он является автором самой большой работы по материальной культуре белорусов XIX века – “Очерки простонародного жития–бытия в Витебской губернии” и описание предметов обихода.
Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога Е.Р. Романова. Он опубликовал около 200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались материалы для “Белорусского сборника”. Делались первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы многолетней работы в области белоруской лингвистики, этнографии и фольклористики были опубликованы в трехтомнике (7 книг) ”Белорус”, к которому и сегодня обращаются научные и политические деятели.
Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 году была открыта Беняковская сельскохозяйственная станция, а в 1913 году – Минская болотная станция.
2. Развитие народного образования
Развитие
промышленности, товарно-денежных отношений
ставило на повестку дня развитие
народного образования в
В средних учебных заведениях обучались только дети дворян. В школах для низших сословий учебный процесс строился таким образом, чтобы научить учащихся читать и писать, воспитать в духе религиозности, преданности и покорности царю.
После отмены крепостного права, царские власти вынуждены были пойти на реформу школьного образования, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Но её результаты были незначительными, так как её проведение совпало с реакцией наступившей после подавления восстания 1863 года. С целью усиления русского влияния на местное население и воспитание верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство особое внимание обратило на начальную школу. Она была поставлена под контроль православной церкви. Были уволены все учителя-католики. Преподавание велось только на русском языке, так как белорусский и польский языки были запрещены. Большая часть учебного времени отводилось «закону божьему», молитвам и церковному пению. Но, не смотря на материальные трудности, с которыми было связано отправление детей в школу, тяга населения к знаниям была огромной. Школ не хватало. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные суммы и по этому многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян.
В 1884 году после
убийства Александра II, было издано положение
о церковноприходских школах, которые
открылись вместо народных начальных
школ. Преподавание в них вели в
основном священники, псаломщики, писари,
так как квалифицированных
Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование. В 1868 году насчитывалось 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4-женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии, в них обучалось 3265 учащихся.
Это были дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для детей беднейших слоев населения эти школы были не доступны из–за высокой платы за обучение.
В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы. Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы и курсы швейного мастерства
Из всех средних учебных заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие учебные заведения. Остальные таких прав не имели, их выпускники занимали служебные должности.
Во второй
половине ХIХ – начале ХХ века в
Белоруссии не было высших учебных
заведений. Официальные власти неоднократно
отклоняли ходатайство
В начале ХХ
века в системе образования
Помимо четырех семинарий в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке, открытых еще во второй половине ХIХ века, в 1909–1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В Могилеве, Гродно и Витебске – медицинские школы. Также в Белоруссии действовало пять сельскохозяйственных школ.
Повышению общеобразовательного и культурного уровня населения содействовали библиотеки. Наиболее крупной среди них была библиотека имени А.С. Пушкина, созданная в 1900 году. Постоянными читателями библиотек были учащиеся, учителя, служащие, ремесленники, рабочие. К 1914 году в Беларуси работало 851 библиотека с книжным фондом 423 тысячи экземпляров, и 54 научных и культурно-просветительских обществ, которые внесли значительные достижения в изучении этнографии, истории, культуры и природоведения.
Не смотря на ограничительные меры царизма, под влиянием экономического развития страны, благодаря активности крестьян развитие народного образования набирало темпы. В 1881 году насчитывалось 2185 различных учебных заведений, а в 1914 году их уже было 7682.
Это внесло большой вклад в хозяйственное и культурное развитие края, расширение письменности среди населения, формирование белоруской интеллигенции, развитие белорусской культуры.
3. Книжная и периодическая печать
В тяжелых условиях происходило развитие печати и издательского дела. Издательства, публиковали только на русском языке, в основном, религиозную литературу, грамматики, словари, справочники.
Из периодической печати издавались только официальные издания: «Губернские ведомости», под надзором вице-губернаторов и «Епархиальные ведомости», под надзором местной церковной иерархии. В Вильно издавалось еще газета «Виленский вестник» и журнал «Вестник западной России», которые проповедовали идеи монархизма и великодержавного шовинизма.
Только в 1886 году в Минске начала издаваться первая легальная, не зависимая от правительства, литературно-политическая газета «Минский листок», которая придерживалась либеральных позиций. На ее страницах печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и искусства ХIХ века. С газетой успешно сотрудничали поэт Я. Лучина, историки и этнографы А.Е. Богданович, М.А. Янчук, М.В. Довнар-Запольский и другие.
В ходе революции,
особенно после провозглашения манифеста
17 октября 1905 года, положение изменилось.
Появилось множество новых
4. Искусство
4.1 Развитие белоруской литературы
Развитие
белорусской литературы, во второй
половине ХIХ века происходило в
условиях социального и национального
давления белорусского народа. Под
воздействием социального разделения,
вызванного развитием капитализма,
в общественной жизни Белоруссии
возникли два направления – либерально-
Представителями
либерально-буржуазного
Родоначальником
революционно-демократической
После подавления восстания в 1863 году в вихре репрессий народ потерял лучших представителей своей интеллигенции, что привело к временному снижению развития литературы. Но идейные принципы К. Калиновского не были потеряны, позже их развивали в своем творчестве Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.
Ф. Богушевич (2) являлся участником восстания 1863 года. Гонимый царскими властями он свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» смог опубликовать только в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – «Смычок белорусский» – в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова. К сборнику «Дудка белорусская» Ф. Богушевич писал предисловие, где старался пробудить национальную сознательность белорусского народа: ”Можа хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жывець: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Мінск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак” [4. С. 17]
Он первый
из белорусских писателей
Поэт был уверен, что настанет день, когда «перестанем мы плакать над своей долей». Он горячо желал народу:
Вадзіцы хоць каплю,
Ды такой вадзіцы,
Ды з такой крыніцы,
Што, як хто нап'ецца,
Дык вольным стаецца.
В своих произведениях Я. Лучина(3) правдиво показывал угнетенное положение белорусского народа, выражал их ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Лирическое стихотворение на белорусском языке являются основным жанром его творчества. В них отражается любовь к крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Стихи Я. Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903 году.
Литературных произведений А.Гуриновича) сохранилось очень мало. За революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. Его произведения распространялись в рукописях и были изданы только после Великой Октябрьской Социалистической революции. Литературное наследие поэта состоит из стихотворений, в которых он основное внимание уделял жизни белорусского крестьянства, призывал его к борьбе.
В белорусской
демократической литературе второй
половины ХIХ века, широко отражался
духовный рост белорусского народа, лучшие
черты его национального
Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка.(4) Её книги революционных стихов «Скрипка белорусская» и «Крест на свободу» стали первыми оригинальными сборниками белорусской поэзии ХХ века. Она написала первый учебник на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау», выступала как публицист.
Я.Купала(5) поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень. Его пьесы “Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое достижение славянских литератур. Первое стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае 1905 году, а первый сборник стихов “Путем жизни” был выпущен в 1913 году. Он перевел на белорусский язык произведения Н. Некрасова, И. Крылова, А. Мицкевича, Т. Шевченки, а своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка. [5. С. 302]