Культура Белорусии в период капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук.
Постепенно начали формироваться региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 году была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Основанное в Минске в 1919 году общество любителей природоведения, этнографии и археологии изучало Минскую область, проводило исследования рек на Полесье.

Файлы: 1 файл

Культура Белорусии в период капитализма.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

Первое стихотворение  Я.Коласа(6) “Песни-жалобы” было опубликовано в 1910 году. В своей общественной лирике Я.Колас часто возвращается к крестьянину, стараясь пробудить его сознание. В 1912 году вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914 году – “Родные явления”. Дореволюционное творчество поэта – настоящая художественная летопись жизни белорусского народа.

М. Богдановичу (7) принадлежит единственный поэтический сборник “Венок”, однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе. Своим творчеством поэт обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами. Кроме стихов, он писал прозаические произведения, литературоведческие и публицистические статьи.

В белорусской  литературе ХХ века раскрылись творческие способности М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская литература начала находить признание в соседних славянских народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный процесс.

 

4.2 Устно-поэтическое народное творчество

 

Богатейшим  источником белорусской литературы во второй половине ХIХ – начале ХХ веков было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, мысли, устремления. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе.

После отмены крепостного права возникло множество  устно-поэтических произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпических  песен, повествующих о мрачном периоде  крепостного права, о рабском  труде и ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.

Капиталистическое развитие деревни, вызвало к жизни  новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы «о батраке и  попе», «о батраке и кулаке», такие, как песня «А кто у батрака  не служил, тот лиха не знает», сказки – «Кулак и батрак», пословицы  – «Нанялся-продался».

В последние  десятилетия ХIХ века широкое  распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями  в общественно-политической жизни. Частушка благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась  в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события  и отдельные факты классовой  борьбы.

В это же время в устно–поэтическом народном творчестве появилось новое направление  – рабочий городской и городской  фольклор. Во многих произведениях  белорусский народ создал правдивые  картины каторжного труда на капиталистических  фабриках и заводах, строительстве  железных дорог. В Белоруссии широко бытовали припевки о шахтерах Донбасса.

В начале ХХ века интенсивно развивался фольклор рабочих и революционеров. Получили распространение революционная  поэзия и песни российского пролетариата, в которых прямо говорилось о  борьбе против буржуазии. Белорусский  фольклор обогатился лучшими произведениями русского и украинского народа.

 

4.3 Формирование профессионального  театра

 

Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная культура соседних народов – русского, украинского  и польского. В белорусских городах  действовали местные русские  драматические труппы, а также  гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность  познакомиться с прекрасной игрой  известных русских артистов.

5 июня 1890 года  в Минске был открыт первый  постоянный городской театр (ныне  помещение театра имени Янки  Купалы). В этом же году было  создано товарищество любителей  искусств, которое сыграло важную  роль в пропаганде демократического  искусства и стало центром  литературной и театрально-музыкальной  жизни города.

Под воздействием профессионального театра создавались  многочисленные музыкально-драматические  кружки и организаций, так называемые белорусские вечеринки. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники  вечеринок столкнулись с нехваткой  белорусских пьес, поэтому они  ставили драматические произведения русских и украинских авторов.

На традициях  белорусских вечеринок возникла первая белорусская труппа. Игнат  Буйницкий организовал ее на свои личные средства в собственном поместье Полевачи. В 1907 году закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 году после участия первой белорусской вечеринки, в Вильно, театр И.Буйницкого стал профессиональным.

И. Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси они помогали местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. Однако материальные трудности вынудили И. Буйницкого в 1913 году закрыть театр.

Деятельность  первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали  отцом белорусского театра, вписала  яркую страницу в развитие белорусской  театральной культуры, заложила прочный  фундамент на пути становления белорусского театра.

 

 

4.4 Музыкальная жизнь

 

Достаточно  разнообразной и богатой была музыкальная жизнь белорусских  городов. С большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально-драматические  и хоровые коллективы, которые  знакомили белорусскую публику  с лучшими произведениями отечественных  и зарубежных композиторов.

Беларусь  посещали такие звезды русской музыкальной  культуры, как композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин, знаменитые певцы  Л. Сабинов, Ф. Шаляпин. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьным преподавателям белорусская народная песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами страны. Русские композиторы М. Римский-Корсаков, С. Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях.

Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. [3. С. 261]

Это было первое инструментальное произведение белорусской  музыки, исполнение которого пользовалось значительным успехом в Вильни и  Варшаве.

В начале ХХ века широкое распространение получили песни революционного подполья, которые  исполнялись на митингах и демонстрациях.

 

4.5 Изобразительное искусство

 

Первым шагом  на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование  в 1866 году Виленской рисовальной школы под руководством И. Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику.

Если в  первой половине ХIХ века преобладали  картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские  художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам  из жизни народа и родной природы.

Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович.(8) Он участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии. Им были написаны много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Девочка». Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой.

В жанре пейзажа  работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П. Горавский.(9) Он много путешествовал по Белоруссии и создал ряд пейзажей: «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Пинске болота».

Свою лепту  в развитие живописи Белоруссии второй половины ХIХ века внесли также В.В. Грязнов, Д.Н. Струков. Путешествуя, они  зарисовали много памятников белорусской  архитектуры, народного творчества, вышивки, тем самым сохранили  и донесли до нас величайшие творения.

И.Т. Хруцкий(10) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюрмортист. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Цветы и плоды», Портрет сына», «В комнатах».

Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX – начала XX веков является пейзаж. Он был широко представлен  почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси. Появились  новые имена пейзажистов –  Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине.

 

5. Архитектура

 

Значительные  изменения во второй половине ХIХ  – начале ХХ веков произошли и  в архитектуре Белоруссии. Общественное строительство приобрело главное  значение. Сдвиг в экономической  жизни общества привели к быстрому росту городов и их благоустройства. Но основная масса зданий строилась  еще в традиционном духе белорусской  деревенской архитектуры.

В культовом  строительстве сохранилось архитектура  предшествующих эпох: в костельном - готика, в церковном - византийский стиль.

Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет  неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.

После подавления восстания 1863 года русские архитекторы  разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные  с византийских храмов. Инициатором  строительства подобных храмов был  граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. [3. С. 186]

Наиболее  значимыми постройками этого  направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная11 и  часовня князей Паскевичей в Гомеле.12

В культовом  зодчестве Белоруссии сложился и  неоромантический стиль. Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.

Так же происходило  становление нового стиля – модерна. Применялся он для новых типов  построек, таких как: железнодорожные  вокзалы, мосты, промышленные сооружения. Однако широкого распространения не получил. Примером архитектуры модерна  является храм в Мире, некоторые  жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Использовались новые строительные материалы и конструкции: цемент, металлическая арматура, фабричная  крыша. Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши.

 

6. Бытовой уклад и материальная  культура населения

 

С изменением социально–экономических и культурных условий жизни менялись бытовой  уклад и материальная культура населения. Много нового появилось в крестьянском быту. Улучшилось строительство и  конструкция крестьянских изб, появились застекленные окна, каменные фундаменты, вместо курной печи печь с трубой, керосиновые лампы и так далее. В деревню начали проникать фабричные ткани, кожаная обувь.

В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промышленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно  разных сортов, овчины, лыковые и  пеньковые лапти, войлок, утварь и  так далее.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно  прикладном искусстве. Искусно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение  узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских  тканей было употребление в орнаменте  преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба и квадрата. Великолепные узоры белорусского художественного  ткачества преимущественно представляли пояса.

В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение  резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки.

 

Вывод

 

Вторая половина ХIХ– начала ХХ веков является важнейшим  этапом развития белорусской культуры.

Росло самосознание белорусов, расширялась национальное движение за самовыражение, развития языка  и культуры. В области образования  происходили основные изменения: росло  количество школ, средних учебных  заведений, увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили  и в подготовке педагогических кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура. Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных держав.

Основные  направления развития Белорусской  культуры во второй половине ХIХ– начале ХХ века являются неотъемлемой частью как общероссийской, так и мировой  культуры.


Информация о работе Культура Белорусии в период капитализма