Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, реферат
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук.
Постепенно начали формироваться региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 году была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Основанное в Минске в 1919 году общество любителей природоведения, этнографии и археологии изучало Минскую область, проводило исследования рек на Полесье.
Первое стихотворение Я.Коласа(6) “Песни-жалобы” было опубликовано в 1910 году. В своей общественной лирике Я.Колас часто возвращается к крестьянину, стараясь пробудить его сознание. В 1912 году вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914 году – “Родные явления”. Дореволюционное творчество поэта – настоящая художественная летопись жизни белорусского народа.
М. Богдановичу (7) принадлежит единственный поэтический сборник “Венок”, однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе. Своим творчеством поэт обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами. Кроме стихов, он писал прозаические произведения, литературоведческие и публицистические статьи.
В белорусской литературе ХХ века раскрылись творческие способности М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская литература начала находить признание в соседних славянских народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный процесс.
4.2
Устно-поэтическое народное
Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ – начале ХХ веков было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, мысли, устремления. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе.
После отмены
крепостного права возникло множество
устно-поэтических
Капиталистическое развитие деревни, вызвало к жизни новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы «о батраке и попе», «о батраке и кулаке», такие, как песня «А кто у батрака не служил, тот лиха не знает», сказки – «Кулак и батрак», пословицы – «Нанялся-продался».
В последние десятилетия ХIХ века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни. Частушка благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.
В это же
время в устно–поэтическом
В начале ХХ
века интенсивно развивался фольклор
рабочих и революционеров. Получили
распространение революционная
поэзия и песни российского
4.3
Формирование
Вторая половина
ХIХ века была временем формирования
профессионального белорусского театра.
В его зарождении большую роль
сыграла театральная культура соседних
народов – русского, украинского
и польского. В белорусских городах
действовали местные русские
драматические труппы, а также
гастролировали актеры столичных театров.
Белорусские зрители имели
5 июня 1890 года
в Минске был открыт первый
постоянный городской театр (
Под воздействием
профессионального театра создавались
многочисленные музыкально-драматические
кружки и организаций, так называемые
белорусские вечеринки. На вечеринках
обычно выступали хоры, танцоры, читались
белорусские литературные произведения,
ставились пьесы. На первоначальном
этапе своей деятельности участники
вечеринок столкнулись с
На традициях белорусских вечеринок возникла первая белорусская труппа. Игнат Буйницкий организовал ее на свои личные средства в собственном поместье Полевачи. В 1907 году закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 году после участия первой белорусской вечеринки, в Вильно, театр И.Буйницкого стал профессиональным.
И. Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси они помогали местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. Однако материальные трудности вынудили И. Буйницкого в 1913 году закрыть театр.
Деятельность первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент на пути становления белорусского театра.
4.4 Музыкальная жизнь
Достаточно
разнообразной и богатой была
музыкальная жизнь белорусских
городов. С большим успехом
Беларусь посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин, знаменитые певцы Л. Сабинов, Ф. Шаляпин. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьным преподавателям белорусская народная песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами страны. Русские композиторы М. Римский-Корсаков, С. Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях.
Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. [3. С. 261]
Это было первое инструментальное произведение белорусской музыки, исполнение которого пользовалось значительным успехом в Вильни и Варшаве.
В начале ХХ
века широкое распространение
4.5 Изобразительное искусство
Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 году Виленской рисовальной школы под руководством И. Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику.
Если в первой половине ХIХ века преобладали картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам из жизни народа и родной природы.
Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович.(8) Он участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии. Им были написаны много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Девочка». Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой.
В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П. Горавский.(9) Он много путешествовал по Белоруссии и создал ряд пейзажей: «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Пинске болота».
Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй половины ХIХ века внесли также В.В. Грязнов, Д.Н. Струков. Путешествуя, они зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, вышивки, тем самым сохранили и донесли до нас величайшие творения.
И.Т. Хруцкий(10) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюрмортист. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Цветы и плоды», Портрет сына», «В комнатах».
Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX – начала XX веков является пейзаж. Он был широко представлен почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси. Появились новые имена пейзажистов – Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине.
5. Архитектура
Значительные
изменения во второй половине ХIХ
– начале ХХ веков произошли и
в архитектуре Белоруссии. Общественное
строительство приобрело
В культовом
строительстве сохранилось
Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.
После подавления восстания 1863 года русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. [3. С. 186]
Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная11 и часовня князей Паскевичей в Гомеле.12
В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль. Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.
Так же происходило становление нового стиля – модерна. Применялся он для новых типов построек, таких как: железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные сооружения. Однако широкого распространения не получил. Примером архитектуры модерна является храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Использовались новые строительные материалы и конструкции: цемент, металлическая арматура, фабричная крыша. Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши.
6. Бытовой уклад и материальная культура населения
С изменением
социально–экономических и
В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промышленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно разных сортов, овчины, лыковые и пеньковые лапти, войлок, утварь и так далее.
Отличие белорусского
этноса отражается в своеобразном народном
изобразительном и декоративно
прикладном искусстве. Искусно украшенные
вещи из глубокого прошлого широко
вросли в быт народа. Имели распространение
узорчатое ткачество, вышивка, вязание,
плетение из лозы, соломки и корней.
Отличительной чертой белорусских
тканей было употребление в орнаменте
преимущественно геометрических форм
– четырехугольника, ромба и квадрата.
Великолепные узоры белорусского художественного
ткачества преимущественно
В оформлении
помещений также использовались
искусные украшения: приобрели распространение
резьбовые и разрисованные
Вывод
Вторая половина ХIХ– начала ХХ веков является важнейшим этапом развития белорусской культуры.
Росло самосознание
белорусов, расширялась национальное
движение за самовыражение, развития языка
и культуры. В области образования
происходили основные изменения: росло
количество школ, средних учебных
заведений, увеличивалось количество
учащихся. Изменения происходили
и в подготовке педагогических кадров,
организации женского обучения, расширения
образования среди рабочей
Основные направления развития Белорусской культуры во второй половине ХIХ– начале ХХ века являются неотъемлемой частью как общероссийской, так и мировой культуры.