Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:20, реферат
Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.
Культура древней Греции
Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.
Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.
Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарною царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английском; ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотасре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.
Дворцы Крита действительно
были похожи на лабиринты, они состояли
из множества различных по отделке
и назначению помещений, внутренняя
планировка отличалась беспорядочностью.
Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются
как единый архитектурный ансамбль.
Во многом этому способствовал занимающий
центральную часть дворца большой
прямоугольный двор, с которым
были связаны все остальные
Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" — религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.
Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.
Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.
Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.
В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.
Первоначально эта культура испытывала
сильное влияние минойской
Расцвет микенской цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам — циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.
В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтные погребениям приходит новый вид царской усыпальницы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах.
Ахейцы, захватив в XV в до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.
В конце ХШ в. до н.э. огромная масса
северобалканских варварских, не затронутых
крито-микенской цивилизацией, племен
устремилась на юг. Ведущую роль
в этом переселении народов играло
греческое племя дорийцев. Они
обладали большим преимуществом
перед ахейцами — более эффективным,
чем бронзовое, железным оружием. Именно
с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э.
начинается в Греции железный век, и
именно в. это время прекращает свое
существование крито-
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада и "Одиссея", созданные в конце VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце ХШ в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. "Ипиада" и "Одиссея" в целом изображают общество с гораздо, более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.
До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы — дерево - обожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.
Наиболее яркие памятники
Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе — архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в; них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое — алфавитное письмо, заимствованное греками финикийцев.
В целом, гомеровский период был временем упадка, но именно тогда создавались предпосылки стремительно подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
Период архаики охватывает VIII—VI
вв. до н.э. В это время проходила
Великая колонизация освоение греками
побережий Средиземного, Черного
и Мраморного морей. В результате
греческий мир вышел из состояния
изоляции, в котором оказался после
крушения крито-микенской культуры.
Греки научились многому у
других народов: у лидийцев — чеканке
монет, у финикийцев — алфавитному
письму, которое они усовершенствовали,
введя обозначения не только согласных,
но и гласных. На зарождение и развитие
науки, в частности астрономии и
геометрии, оказали влияние науки
Древнего Егапта и Вавилона. На греческое
искусство оказали сильное
В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.
В политическом отношении Греция делилась
на множество самостоятельных
К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана — титаны. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (Время), пожирающий собственных детей, воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы младший сын Кроноса Зевс, бог грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами
После победы над титанами Зевс-громовержец
стал верховным богом, его жена Гера,
покровительница брака —
Женитьба на покровительнице брака Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, сдругим богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, Даиаю — золотым дождем.
Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук. Девять муз, девять сестер — богинь наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио - истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимна, Урания—астрономии, Каллиопа — эпической поэзии.
Другие дети Зевса - Афродита была
богиней красоты, богом огня и
кузнечного мастерства — хитроумный
Гефест, богом войны — Арес, богиней
мудрости — Афина, богиней Луны —
Артемида. Каждая отрасль хозяйственной
деятельности имела своего бога-покровителя:
Деметра покровительствовала
Кроме общегреческих богов, в каждой
области Греции были и местные
божества, населявшие леса, горы, источники,
луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.). Греки
считали своих богов
Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.
Созданная греками чрезвычайно
богатая и увлекательная
В УШ~У1 в. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен —- воздух, Анаксимандр — апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.
Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI — начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.