Культура древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Файлы: 1 файл

Культура древней Греции.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Культура древней Греции

 

 

    1. Культура древней Греции

 

Понятие "античность" появилось  в эпоху Возрождения, когда итальянские  туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения  греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало  огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное  мышление, политические и юридические  взгляды.

 

    1. Крито-микенская культура

 

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город  Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарною  царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема  и упадка, она просуществовала  примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь  на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических  раскопок под руководством английском; ученого А. Эванса в Кноссе (центральная  часть острова) был открыт самый  первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом  Миноса. Именно этот дворец и был  знаменитым лабиринтом, описанным в  греческих мифах о Минотасре - чудовище с человеческим туловищем  и головой быка.

Дворцы Крита действительно  были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке  и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой  прямоугольный двор, с которым  были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались  и становились все более пышным.

Особого внимания заслуживает замечательная  настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" — религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни  Крита, там сложилась особая форма  царской власти — теократия, при  которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский  дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые  статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти  все поселения и дворцы острова  были разрушены в результате сильнейшего  извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой  Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже  не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в  это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых  божеств, а также водопровод и  канализация, фасоны одежды, фресковая  живопись и др. Однако, тесно связанная  с древнейшими культурами материковой  Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры — шахтные  гробницы в Микенах (северо-восток полуострова  Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным  археологом Г. Шлиманом. Вместе, с костями  умерших в гробницах были найдены  украшения, сосуды, оружие, золотые  посмертные маски.

Расцвет микенской цивилизации  приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам — циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

В период расцвета ахейской цивилизации  на смену шахтные погребениям  приходит новый вид царской усыпальницы  — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах.

Ахейцы, захватив в XV в до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так  называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому  М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, письмо А, которым пользовались не греки, а  минойцы, до сих пор не поддается  расшифровке.

В конце ХШ в. до н.э. огромная масса  северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они  обладали большим преимуществом  перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и  именно в. это время прекращает свое существование крито-микенскаяцивилизия

 

    1. Культура гомеровского периода

 

Следующий период греческой истории  обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада и "Одиссея", созданные  в конце VIII в. до н.э., — важнейший  источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей  в конце ХШ в. до н.э. Троянской  войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея —  домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. "Ипиада" и "Одиссея" в целом изображают общество с гораздо, более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы — дерево - обожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.

Наиболее яркие памятники искусства  этого периода, дошед-) шие до нас, — керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие  надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки  и скульптурные украшения сосудов.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного  перерыва греческие надписи принадлежат  уже другой эпохе — архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в; них  используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое —  алфавитное письмо, заимствованное греками  финикийцев.

В целом, гомеровский период был  временем упадка, но именно тогда создавались  предпосылки стремительно подъема  греческого общества в архаическую  и классическую эпоху.

 

    1. Культура периода архаики

 

Период архаики охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила  Великая колонизация освоение греками  побережий Средиземного, Черного  и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния  изоляции, в котором оказался после  крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у  других народов: у лидийцев — чеканке  монет, у финикийцев — алфавитному  письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и  геометрии, оказали влияние науки  Древнего Егапта и Вавилона. На греческое  искусство оказали сильное воздействие  египетская и ближневосточная архитектура  и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески  переработаны и органично вошли  в греческую культуру.

В период архаики с окончательным  разложением родовой общины происходит формирование античного полиса —  города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху  активное взаимодействие греков с другими  народами , пробудило в них сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывавшие греческий  мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие  святилища, возникновению которых  способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных  культов.

К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал  Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея  родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и  Урана — титаны. Уран, боясь, что  дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под  землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них  Кронос (Время), пожирающий собственных  детей, воцарился над миром. Его  в свою очередь сместил после  ожесточенной борьбы младший сын  Кроноса Зевс, бог грома, молний и  дождей. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки  называли их олимпийцами

После победы над титанами Зевс-громовержец  стал верховным богом, его жена Гера, покровительница брака — владычицей неба.

Женитьба на покровительнице брака  Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего  общественный порядок, сдругим богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, Даиаю — золотым дождем.

Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а  другому брату — Аиду — подземное  царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук. Девять муз, девять сестер — богинь наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио - истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимна, Урания—астрономии, Каллиопа — эпической поэзии.

Другие дети Зевса - Афродита была богиней красоты, богом огня и  кузнечного мастерства — хитроумный Гефест, богом войны — Арес, богиней  мудрости — Афина, богиней Луны —  Артемида. Каждая отрасль хозяйственной  деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, ткачеству — Афина, виноделию  — Дионис, торговле — Гермес, охоте, диким животным и беременным женщинам — Артемида и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные  божества, населявшие леса, горы, источники, луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.). Греки  считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободными от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью  и человек и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о  происхождении людей, были очень  распространены всевозможные мифы о  героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской  войне, о подвигах Геракла.

Созданная греками чрезвычайно  богатая и увлекательная мифология  оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения  поэтов и художников.

В УШ~У1 в. до н.э. зарождается греческая  историография, представленная трудами  логографов, впервые попытавшихся выявить  реальную основу мифологических сюжетов.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в  честь некоторых богов. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры —  спортивные состязания, посвященные  Зевсу, проходившие в Олимпии  с 776 до н.э раз в четыре года; Пифийские  — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз  в четыре года); Истмийские — в  честь Посейдона (проводились под  Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там  возникла первая философская система  античности — натурфилософия. Ее представители  пытались осмыслить природу и  ее закономерности, выявить первооснову  всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен —- воздух, Анаксимандр — апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного  и неделимого бытия. Считая разум, а  не ощущения источником познания, множественность  вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.

Одним из крупнейших греческих философов  был Гераклит из Эфеса (конец VI —  начало V в. до н.э.). По его мнению, как  в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который  как основной фермент природы, соединяет  все виды материи в одно целое.

Информация о работе Культура древней Греции