Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:20, реферат
Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.
Литературное творчество издавна
существовало в Греции в устной форме:
эпос, трудовые песни, басни и пр.,
что подготовило появление
К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII—VII до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" (о происхождении богов) и "Труды и дни", впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.
В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерны для творчества Архилоха (2-я пол.VII в. до н.э.), Солона (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н.э.), Алкея (кон. VII — 1-я пол. VI в. до н.э.), ФеогнидаМегарского (2-я пол. VI в до н.э.), Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.).
До сих пор не .потеряла своего о очарования поэзия Сафо (VII-VI)вв. до н.э.):
Я негу люблю,
Юность люблю,
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой —
Быть в солнечный свет
И красоту влюбленной
К VI в. до н.э. относится и возникновение
грвческо театра, выросшего из хороводов,
песен и молитв, исполняют .оя на
религиозных праздниках в честь
Диониса. Развитие дра этических
представлений связано с
Искусство периода архаики характеризуют поиск убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях. Кроме того, появляются скульптурные и многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.
Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр, вокруг располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке города занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. из мрамора.
К VI в. до н.эсоздается архитектурный ордер в его дорическом и оиническом вариантах. Суворому, несколько тяжеловесному доричскому стилю соответствует строгая, геометрически прваильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент. Для нее характерны капитель с завитками — волютами, более-сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были — храм Геры в Олимпии, а ионического ордера — храм Артемиды в Эфесе.
В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурпые вазы с изображением обыденной жизни людей.
Своеобразная архаическая
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.
Если Демокрит признавал объективный
характер познания, то другое философское
направление, возникшее в тот
же период, утверждало, что истин
может быть столько же, сколько
существует людей. Представители этого
направления— софисты, учили доказывать
любое положение. Для них характерны
умение находить противоречия в устоявшихся
представлениях, включая религиозные,
и интерес к законам
Древнегреческую медицину прославил
врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.).
Его труды стали основой
В литературе V в. до н.э основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525—456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо, тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила — прославление гражданских; добродетелей, патриотизма (трагедия "Прометей прикованный"). Еще одна важная тема у Эсхила — идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".
Тема неотвратимой судьбы занимает большое месте и в творчестве другого греческого трагика — Софокла (497—4 6 до н.э.). Прекрасно показывал борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркиват бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.
Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. ,80—406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях — борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба приводят человека к гибели ("Медея" и "Федра").
Великолепным комедиографом
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484—430 до н.э.) "отцом истории". В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны
Величайшим историком
Главной задачей искусства V в. до н.э.
было правдивое изображение
Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.
Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода — прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
V в. до н.э. ознаменовался
В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественныес храмы в городе Посейдонил (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.
Особое место в истории
В то время в архитектуре Афин в связи с повышениам их по литической роли появляется тенденция к выработке единого пан-эллинского (общегреческого) стиля архитектуры Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства — все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.
Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя — Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.