Культура древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Файлы: 1 файл

Культура древней Греции.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Литературное творчество издавна  существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских "Илиады" и "Одиссеи" — первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что  до сих пор эти поэмы считаются  величайшими достижениями мировой  литературы, хотя созданы они в VIII в. до н.э.

К этому же времени относится  и творчество Гесиода (VIII—VII до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" (о происхождении богов) и "Труды  и дни", впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.

В литературе этого периода ведущая  роль постепенно переходит от эпоса  к лирической поэзии. Внимание к  человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни  характерны для творчества Архилоха (2-я пол.VII в. до н.э.), Солона (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н.э.), Алкея (кон. VII — 1-я пол. VI в. до н.э.), ФеогнидаМегарского (2-я пол. VI в до н.э.), Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.).

До сих пор не .потеряла своего о очарования поэзия Сафо (VII-VI)вв. до н.э.):

 

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой —

Быть в солнечный свет

И красоту влюбленной

 

К VI в. до н.э. относится и возникновение  грвческо театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполняют .оя на религиозных праздниках в честь  Диониса. Развитие дра этических  представлений связано с выделением из хора действуглцего лица — актера. Греческий театр — это сцена  под открытым небом, окруженная с  трех сторон зрительскими местами, подни  давшимися ступенями кверху. У  их подножия располагались круглая  орхестра (площадка для хора) и скена (помещение для актеров и .сквизита). Актеры (только мужчины) носили маски  и котурны (обувь на высокой подошве). Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание  персонажам (катарсис).

Искусство периода архаики характеризуют  поиск убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного  телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два  основных типа одиночной скульптуры обнаженного юноши (куроса) и задрапированной  женщины (коры) с характерной, так  называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и  кор ставили в память об известных  людях. Кроме того, появляются скульптурные и многофигурные композиции и  рельефы. Образ человека, сложившийся  в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству  Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

Главными элементами градостроительной  структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр, вокруг располагались жилые  кварталы. Центральное место в  застройке города занимали храмы, которые  сначала сооружались из сырцового  кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. из мрамора.

К VI в. до н.эсоздается архитектурный  ордер в его дорическом и оиническом вариантах. Суворому, несколько тяжеловесному  доричскому стилю соответствует  строгая, геометрически прваильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент. Для нее характерны капитель с завитками — волютами, более-сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были — храм Геры в Олимпии, а ионического ордера — храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры — храмы  снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).

Греческая керамика эпохи архаики  поражает богатством и разнообразием  форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние  краснофигурпые вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

 

    1. Культура в классический период (периода расцвета)

 

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический  и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему  экономической и политической жизни  Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой  культуры центром которой стали  Афины, особенно во время правления  Перикла

В классический период науке и искусству  придавали серьезное значение в  воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление  о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку  понятие атомов (первотелец), неделимых  частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы  неизменны, неделимы, но атомы различных  тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный  характер познания, то другое философское  направление, возникшее в тот  же период, утверждало, что истин  может быть столько же, сколько  существует людей. Представители этого  направления— софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся  представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого  мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480—415 до н.э.), угверждавший "Человек есть мера всех вещей". Из среды софистов вышел Сократ (469—399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические  ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования  и развития знания Сократ считал разум.

Древнегреческую медицину прославил  врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего  развитии медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального  подхода к больному и его лечению  — вот те принципы, которые отстаивал  Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах  и др. Был образцом этического поведения  — считается, что он — автор  текста кодекса древнегреческих  врачей ("Клятва Гиппократа"). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной  практики.

В литературе V в. до н.э основными  жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой  трагедии является Эсхил (525—456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо, тем  самым оживил драму, сделал ее более  динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила — прославление гражданских; добродетелей, патриотизма (трагедия "Прометей прикованный"). Еще одна важная тема у Эсхила — идея возмездия и  фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".

Тема неотвратимой судьбы занимает большое месте и в творчестве другого греческого трагика —  Софокла (497—4 6 до н.э.). Прекрасно показывал  борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркиват бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.

Творцом психологической драмы  был Еврипид (ок. ,80—406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях  — борьба рассудка и страстей, которые  так же неотвратимо, как и судьба приводят человека к гибели ("Медея" и "Федра").

Великолепным комедиографом был  Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н.э.), придавший  комедии политическую остроту и  злободневность ("Мир", "Всадники", "Лисистрата" и др.). Аристофан  использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все  стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты.

В V в. до н.э. активно развивается  греческая историография. Еще древние  называли Геродота (484—430 до н.э.) "отцом  истории". В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко  выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно  изложенное произведение — "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460— 400 до н.э.). В своей "Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический  метод, попытался раскрыть причинные  связи событий и тем самым  способствовал росту политических знаний.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, Идеал красоты обнаженного здорового  тела распространился и в жизни  — греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях  обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота  и Аполлодора, которому приписывается  открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.

Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода — прекрасная вазовая  роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными  архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаютя города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, — коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

В этот период достигли расцвета древнегреческие  города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной  сетью улиц, комплексная застройка  жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с  именем архитектора Гипподама из Милета.

Основным типом общественного  здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы  наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественныес храмы в  городе Посейдонил (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный  персами в 480 до н.э., он заново отстраивается  на протяжении всего V в. под общим  художественным наблюдением скульптура Фидия В строи тельстве принимали  участие выдающиеся зодчие того времени  Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой  архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал  ряд сооружений — Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бесрылой Победы). Здесь же возвышаются и главный  храм — храм Афин -Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в  дорических формах, ощущается влияние  ионического стиля.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышениам их по литической роли появляется тенденция к выработке  единого пан-эллинского (общегреческого) стиля архитектуры Два ордера или совмещались в одном и  том же сооружении, или пропорции  дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как  в Парфеноне. Прекрасно найденные  пропорции, тонкая лепка архитектурных  деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства —  все это делает Парфенон одним  из шедевров не только греческой, но и  мировой архитектуры.

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя — Эрехтейон  со знаменитым портиком кариатид.


Информация о работе Культура древней Греции