Культура древней Руси X-XIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”

 

Контрольная работа

 

по Отечественной истории

 

на тему: Культура древней  Руси X-XIII века

 

Иваново 2008

 

 

Введение

 

В период складывания и  расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени  и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.

 

Особенно ощутимым было влияние  Византии с момента принятия Русью  христианства (988 г.). Вместе с христианством  Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

 

Важно отметить, что русское  искусство периода средневековья  формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий язычества и  христианства. И как следы патриархального  образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так  и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

 

Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления  природы, а некоторым святым стали  приписывать роль старых богов.

 

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

 

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской  земли был Киев – «мать городов  русских,» как назвали его в  древности современники, сравнивая  по красоте и значимости с Константинополем.

 

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских  стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе  Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным  славянам. Русское воинство держало  в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью  дружбы, германские императоры заключали  союзы. Русские князья выдавали своих  дочерей замуж за иностранных  государей. Так укрепилось международное  положение Киевской Руси.

 

 

Архитектура

 

Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в  камне. К Руси это относится с  некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие  молельни крепости, терема, избы строились  из дерева. В дереве русский человек  как и народы, жившие рядом с  восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции  сияние архитектурных сооружений с  окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура  каменная связана с Русью уже  христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая  и храмы, и жилища из камня.

 

“1Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками  и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней.” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и  до настоящей поры.

 

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его  основу, примыкающие к подкупольному  пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие  на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские  умельцы применяли к традициям  русской деревянной архитектуры, привычной  для русского глаза и милой  сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь  конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский  собор в Киеве отразил сочетание  славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма  были поставлены тринадцать глав нового храма.

 

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль  русского деревянного зодчества.

 

Софийский собор, созданный  в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила  вызов Византии, ее признанной святыне,—  константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в  других крупных центрах Руси —  Новгороде, Полоцке, и каждый из них  претендовал на свой, независимый  от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.

 

По всей Руси были построены  многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства  мощи и красоты.

 

В XII в., по образному выражению  одного искусствоведа, по всей Руси прошагали  русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол  возносился вверх на мощном, массивном  квадрате. Таким стал Дмитровский  собор во Владимире-на-Клязьме, собор  святого Георгия в Юрьеве-Польском.

 

Большого расцвета архитектура  достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны  постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в  селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного  куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской  архитектуры - речь храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины  любимого сына Изяслава. Эта небольшая  однокупольная церковь стала  поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая  грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

 

Брат Андрея Всеволод продолжал  строительную деятельность. Его мастера  оставили потомству замечательный  Дмитровский собор во Владимире - величественный и одновременно скромный.

 

В XII— начале XIII в. строились  храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры  стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство  мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской  Руси, в Новгороде, других русских  городах.

 

Другой чертой, роднящей всю  русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных  сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и  вы поймёте, о чём идёт.

 

Просвещение, письменность, книжное дело

 

Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями  общества на определенной стадии его  развития: усложнением социально-экономических  отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в  развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления  и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения  достижений культуры.

 

Существование у восточных  славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют  многочисленные письменные источники  и археологические находки. По ним  можно составить общую картину  становления славянской письменности.

 

В сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX — начало X в.) сообщается, что «прежде убо словене  не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновение  этого примитивного пиктографического  письма («черты и резы») исследователи  относят к первой половине I тысячелетия  н. э. Область применения его была ограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки  собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для  датировки сроков начала различных  сельскохозяйственных работ, языческих  праздников и т. п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась  с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие  буквы, но «без устроения», т. е. не приспособив  греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков (протокириллица).

 

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монаховмиссионеров Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Хвв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

 

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело  то, что христианство было принято  в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные  условия для развития письменности на родном языке.

 

Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой  на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского  языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной  литературы. В то же время на местной  восточнославянской основе сформировался  древнерусский язык, обслуживавший  различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это  язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, как оригинальной, так и переводной. Это язык Русской Правды, «Слова о полку Игореве», русских летописей, «Поучения» Владимира Мономаха и  других памятников.

 

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что  русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере  грамотности и образования. О  распространении грамотности среди  демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических  раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т. п. Письмо; таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных  и юридических актов, но и в  быту. Нередко встречаются надписи  на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей  Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира  и других городов.

 

В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей  «лучших людей», т. е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в  Новгороде для детей старост  и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и шкояы высшего  типа, готовившие к государственной  и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

 

Высокообразованные люди встречались не только в среде  духовенства, но и в светских аристократических  кругах. Такими «книжными мужами» (так  летопись называет широкообразованных и начитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмо-мысл, Константин Всеволодович Ростовский и  др. В аристократической среде  было широко распространено знание иностранных  языков. Получали образование в княжеских  семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина  Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинех учися, но афиней-ски премудрости изучи», освоив «философию, риторию и всю грамматикию». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была  умна книжному писанию» и сама писала книги.

 

Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков  книге, высказываний о пользе книг и  «книжного учения»: книги — «суть  рекы, напояю-щие вселенную»; «аще бо поишещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко  медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум».

Информация о работе Культура древней Руси X-XIII века