Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:50, контрольная работа
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.
Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”
Контрольная работа
по Отечественной истории
на тему: Культура древней Руси X-XIII века
Иваново 2008
Введение
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.
Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское
искусство периода
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских,» как назвали его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.
Архитектура
Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.
“1Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней.” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.
Мир Византии, мир христианства
привнес на Русь новый строительный
опыт и традиции. Русь восприняла сооружение
церквей по образу крестово-купального
храма греков. Квадрат, расчлененный
четырьмя столбами, составляет его
основу, примыкающие к подкупольному
пространству прямоугольные ячейки
образуют архитектурный крест. Но этот
образец греческие мастера, прибывавшие
на Русь начиная со времени Владимира,
а также работавшие с ними русские
умельцы применяли к традициям
русской деревянной архитектуры, привычной
для русского глаза и милой
сердцу. Если первые русские храмы,
в том числе Десятинная церковь
конца X в., были выстроены греческими
мастерами в строгом
Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.
По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.
В XII в., по образному выражению
одного искусствоведа, по всей Руси прошагали
русские однокупольные храмы-
Большого расцвета архитектура
достигла в годы правления Андрея
Боголюбского. С его именем связаны
постройки Успенского собора во Владимире,
красиво расположенного на крутом берегу
Клязьмы белокаменного дворца в
селе Боголюбове, Золотых ворот во
Владимире - мощного белокаменного
куба, увенчанного златоглавой
Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире - величественный и одновременно скромный.
В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт.
Просвещение, письменность, книжное дело
Появление письменности было
обусловлено внутренними
Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. По ним можно составить общую картину становления славянской письменности.
В сказаниях черноризца Храбра
«О письменах» (конец IX — начало X в.)
сообщается, что «прежде убо словене
не имеху книг, но чертами и резами
чьтаху и гадаху». Возникновение
этого примитивного пиктографического
письма («черты и резы») исследователи
относят к первой половине I тысячелетия
н. э. Область применения его была
ограниченной. Это были, видимо, простейшие
счетные знаки в форме черточек
и зарубок, родовые и личные знаки
собственности, знаки для гадания,
календарные знаки, служившие для
датировки сроков начала различных
сельскохозяйственных работ, языческих
праздников и т. п. Такое письмо было
непригодно для записи сложных текстов,
потребность в которой
Создание славянской азбуки
связывают с именами
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Вместе с богослужебными
книгами и богословской литературой
на Русь из Болгарии, принявшей христианство
на 120 лет раньше, проник и первый
межславянский язык, возникший на
основе одного из диалектов древнеболгарского
языка. Этот язык, именуемый обычно
старославянским (или церковнославянским),
стал языком культа и религиозной
литературы. В то же время на местной
восточнославянской основе сформировался
древнерусский язык, обслуживавший
различные сферы культурной, общественной
и государственной жизни. Это
язык деловой письменности, исторической
и повествовательной
Развитие письменности на
родном языке привело к тому, что
русская церковь с самого начала
не стала монополистом в сфере
грамотности и образования. О
распространении грамотности
В Древней Руси существовало
и школьное образование. После введения
христианства Владимир приказал отдавать
«на книжное учение» детей
«лучших людей», т. е. местной аристократии.
Ярослав Мудрый создал школу в
Новгороде для детей старост
и духовных лиц. Обучение велось на
родном языке. Учили чтению, письму,
основам христианского
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» (так летопись называет широкообразованных и начитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмо-мысл, Константин Всеволодович Ростовский и др. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков. Получали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинех учися, но афиней-ски премудрости изучи», освоив «философию, риторию и всю грамматикию». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна книжному писанию» и сама писала книги.
Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения»: книги — «суть рекы, напояю-щие вселенную»; «аще бо поишещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум».