Культура и быт кубанских казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:10, реферат

Описание работы

Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Самое главное в данном реферате – это рассказать о культуре и быте кубанских казаков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Народная культура кубанских казаков………………………………….4
1.1 Домостроение……………………………………………………………..4
1.2 Внутреннее убранству казачьей xaты…………………………………..6
1.3 Казачий костюм…………………………………………………………...7
1.4 Казачья пища………………………………………………………….......9
2.Быт кубанских казаков…………………………………………………….10
2.1 Семейный быт…………………………………………………………….10
2.2 Общественный быт……………………………………………………….12
3.Обряды и праздники кубанских казаков ……………………………......13
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы и источников……………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат История Кубани.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

                                               План:

Введение……………………………………………………………………….2

1. Народная культура кубанских казаков………………………………….4

    1. Домостроение……………………………………………………………..4
    2. Внутреннее убранству казачьей xaты…………………………………..6
    3. Казачий костюм…………………………………………………………...7
    4. Казачья пища………………………………………………………….......9

2.Быт кубанских казаков…………………………………………………….10

2.1 Семейный быт…………………………………………………………….10

2.2 Общественный быт……………………………………………………….12

3.Обряды и праздники кубанских казаков ……………………………......13

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованной литературы и источников……………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной  культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они  действительно отражают древнее  самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик. Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести, 
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.

Размышляя об эмоциональных  образах в живописи или о воздействии  музыки на духовный мир человека, о  тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной  взаимосвязи гармонии и хаоса  в мифах или произведениях  постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе  или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются  более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре. 
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни. 
«Лишь за семь или восемь тысячелетий нам брезжит первый свет и слышны первые смутные шорохи; а позади, в глубине веков, — сумерки и безмолвие, — отмечает отечественный философ М. Гершензон. — Но там люди желали и мыслили так  же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку. 
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр. 
Самое главное в моём реферате – это рассказать о культуре и быте кубанских казаков.

 

 

 

 

 

 

 

1.Народная культура кубанских казаков

1.1.Домостроение

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории  заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков  взаимодействовали, взаимопроникали  и формировались в одно целое  элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные  дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и  малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда  каркас был готов, созывали родственников  и соседей для первой мазки  «под кулакы»- глину вперемешку с  соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку  «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой»  мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича  с железными крышами. Они до сих  пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать  за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Внутреннее убранству казачьей xaты.  

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая  хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная  на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод  для белья, сундуки и т.д. Центральным  местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась  в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто  иконы и рушники украшались бумажными  цветами. В «божнице» сохраняли  предметы, имеющие священное или  обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас  на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились  в кубанских станицах уже в 70-х  годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались  в годы первой мировой войны, в  каждой казачьей семье старались  сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

 

 

1.3 Казачий костюм 

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный  путь развития, и на нем больше всего  сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе  и культурно-бытовому. Казачья форма  утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли»  задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными  затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый  для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил  ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил  и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны  начала XX века показали неудобство и  непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой  войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили  черкеску и бешмет заменить на гимнастерку  пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена  как парадная.

Традиционный женский  костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла  быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для  пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного  материала широкие, в пять-шесть  полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и  назывались они по-русски - подол, по-украински  спидница. Нижние юбки надевали под  ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе  материальных ценностей казачьей семьи  было весьма велико, красивая одежда поднимала  престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и  прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Казачья пища. 

Основой питания кубанской  семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с  кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено  не только старанием, с которым хозяйки  готовили еду, но и различными кулинарными  секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они  ее солили, вялили, варили. Солили и  сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли  мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину  и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных  семьях все продукты находились в  ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в  доме, в кухне, летом - тоже в кухне  или в летней печи во дворе): В  каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

 

 

 

 

 

 

2.Быт кубанских казаков

2.1 Семейный быт

Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с  постоянной нуждой в рабочих руках  и, в какой-то мере, со сложной обстановкой  военного времени. В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой  справедливости, нравственного достоинства  и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно  жить.

В семье особым уважением  пользовались старики. Они выступали  хранителями обычаев, играли большую  роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились  не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общественный быт

 Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В  воскресенье и праздничные дни  работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения  были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые  и пожилые люди. Здесь обсуждали  текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу»  летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с  играми. «Посиделки» устраивались с  наступлением холодов в домах  девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные»  компании. На «посиделках» девушки  мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы  и игры.

 

 

 

 

 

3. Обряды и праздники

 На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Информация о работе Культура и быт кубанских казаков