Культура и быт кубанских казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:10, реферат

Описание работы

Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Самое главное в данном реферате – это рассказать о культуре и быте кубанских казаков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Народная культура кубанских казаков………………………………….4
1.1 Домостроение……………………………………………………………..4
1.2 Внутреннее убранству казачьей xaты…………………………………..6
1.3 Казачий костюм…………………………………………………………...7
1.4 Казачья пища………………………………………………………….......9
2.Быт кубанских казаков…………………………………………………….10
2.1 Семейный быт…………………………………………………………….10
2.2 Общественный быт……………………………………………………….12
3.Обряды и праздники кубанских казаков ……………………………......13
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы и источников……………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат История Кубани.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В  старин у свадьба никогда не была показом материального богатства  родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и  зима, когда не было полевых работ  и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным  для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла  вмешаться община и войсковая  администрация. Так, например, не разрешалось  выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы  молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и  невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка  вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который  включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты  и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная  роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные  праздники: Рождество Христово, Новый  Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят  и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике  надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного  и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них  следовала Пасха - светлый и торжественный  праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли  паску, жарили поросенка. Яйца красили  в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых  станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением  искусства. Старались, чтобы был  он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска  дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после  освящения обрядовой пищи, умывались  водой, в которой находилась красная  «крашенка», чтобы быть красивым и  здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях  имело обрядовое значение - оно  должно было стимулировать рост всего  живого. Завершалась Пасха Красной  Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение  усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам  всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную  тризну, раздавали «на помин» еду  и сладости.

Устная  разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что  представляет смесь языков двух родственных  народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий  темпераменту и духу народа.

Все население кубанских  станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков  пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров  Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более  тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей  бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные  с трудовой деятельностью, бытом  и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает  речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные  промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая  глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара  особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы  было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак  был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали  плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье  и в Донской области. В станице  Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных  кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает  упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась  при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры  кузнечного ремесла того времени  встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество  давало материал для одежды и украшения  жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они  успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для  ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком  у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить  домашнюю утварь ажурного плетения в  славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы  и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российское общество в  ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю  накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы и источников:

  1. Савельев Е. Древняя история казачества /Е.Савельев.-М.:Вече, 2004.432с
  2. Казаки: История. Нравы и обычаи. / под ред. Б.А. Алмазова. СПб.:Золотой век; Диамант, 1999.-88с
  3. Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков: элективный курс, 2007. – 62с
  4. Матвеев О.В. История кубанского казачества, 2007.-160с.
  5. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://kanevskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=40
  6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://moy-bereg.ru/kultura-doklad/doklad-kultura-i-tsivilizatsiya-5.html

 


Информация о работе Культура и быт кубанских казаков