Культура и быт России в первой половине XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ. Общее положение культуры России на начало восемнадцатого столетия………………………………………………………………………………..3
2. Культура России в первой половине XVIII в……………………………………..4
2.1 Архитектура и строительство новой столицы…………………………....4
2.2 Повышение интереса к скульптуре……………………………………….5
2.3 Просвещение и образование, как неотъемлемая часть
новой культуры…………………………………………………………………7
2.4 Рождение русской художественной живописи…………………………..9
2.5 Светское начало театра и литературы…………………………………...11
2.6. Новый светский тип музыки…...………………………………………..12
3. Быт и нравы народа в первой половине XVIII в………………………………...14
3.1 Одежда и внешний вид населения……………………………………….15
3.2 Роль семьи и женщины в обществе……………………………………...18
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение преобразований в области культуры и быта начала XVIII в. ……………………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22

Файлы: 1 файл

История. Реферат..docx

— 54.48 Кб (Скачать файл)

Культура и  быт России в первой половине XVIII в.

 

ПЛАН.

1. ВВЕДЕНИЕ. Общее положение культуры России на начало восемнадцатого столетия………………………………………………………………………………..3

2. Культура России в первой половине XVIII в……………………………………..4

2.1 Архитектура и строительство новой столицы…………………………....4

2.2 Повышение интереса  к скульптуре……………………………………….5

2.3 Просвещение и образование,  как неотъемлемая часть 

новой культуры…………………………………………………………………7

2.4 Рождение русской художественной живописи…………………………..9

2.5 Светское начало театра и литературы…………………………………...11

2.6. Новый светский тип музыки…...………………………………………..12

3. Быт и нравы народа  в первой половине XVIII в………………………………...14

3.1 Одежда и внешний  вид населения……………………………………….15

3.2 Роль семьи и женщины  в обществе……………………………………...18

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение преобразований  в области культуры и быта  начала XVIII в. ……………………………………………………………………………….20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика эпохи начала восемнадцатого столетия.

 

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени  великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева. «В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.»[8.1] Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

 

 

Культура России в первой половине XVIII в.

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму. Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIIIстолетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Россия уже в начале столетия ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Архитектура и строительство  новой столицы.

В архитектуре первой половины XVII в. в наибольшей мере сказывается  влияние власти. Правительство, например, в 1714 г. запретило каменное строительство  по всей России, чтобы быстрее отстроить  новую столицу. «Крупное гражданское строительство могло финансировать государство или богатые слои населения. Их вкусы и пристрастия, объективное состояние инженерной мысли и техники, уровень развития архитектуры, творчество зодчих - все это вместе взятое определяло характер архитектурных сооружений. 
 В начале XVIII в. интенсивно строился Санкт-Петербург. Первые планы города принадлежали Д. Трезини и Ж.Б. Леблону.» [2.стр.324-325] Не все задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д. Трезини, по существу, - первый архитектор Санкт-Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города и составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М.Г Земцов, П.М. Еропкин, И.К. Коробов. В 30-е гг. XVIII в. они возглавили Комиссию о санкт-петербургском строении, созданную после страшного пожара 1737 г., завершив создание трех главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. 
 В это же время в русской архитектуре стал господствовать стиль барокко (букв, причудливый, странный). «Для архитектуры барокко характерны грандиозность, пышность, насыщенность декоративными украшениями.» [8.5] Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали восприниматься как организованное в пространстве художественное целое. 
 «Крупнейший архитектор барокко - Б.Ф. Растрелли. Хорошо известны созданные им Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе, Зимний, Строгановский, Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был СИ. Чевакинский. Его замечательная постройка - Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.»[8.5]

 

Повышение интереса к скульптуре.

В Петровское время интерес к  скульптуре становится невероятно острым. Строительство новой столицы, новый  образ жизни, формирование ландшафтов, жилых интерьеров пробуждают потребность  в пластике (с оглядкой на западные образцы). «Становится вполне осознанной глубокая содержательная функция скульптура, были оценены ее многообразные возможности. Ее рассматривали как могучее средство пропаганды идей большого общественного значения, как средство выражения духовного и физического совершенства человека. В образах скульптуры нашли отражение многие важные события современности».[7.стр.2]

В начале века происходит всплеск  интереса к классической скульптуры. Формируется понимание профессиональных требований к жанру. В Россию ввозят превосходные образцы — например, античный мрамор Венера Таврическая, который выставили в Летнем саду в специальном павильоне. При создании Петергофа программно широко использовали пластику, водрузив в центре знаменитого «Самсона, раздирающего пасть льву» — свейскому льву, что обозначало торжество русских над шведами в Северной войне. Скульптура же стала и основным украшением Летнего сада.

Скульптура умело использовалась и в убранстве городских построек. «Архитектура начала XVIII столетия с  ее рациональной простотой тонко  обогащалась пластическими элементами преимущественно в виде скромных рельефов и лепнины, которые хорошо связывались с четким рисунком фасадов, с изогнутыми волютами карнизов и  капителями пилястр». [7. cтр.16-17]

Скульпторы были отечественными и  иностранными. Из русских отметим Ивана Зарудного, выполнившего иконостас Петропавловского собора. Иностранные мастера приезжали разного уровня, из них примечательны — Николя Пино, Андреас Шлютер, Конрад Оснер (начало века). Однако все они, за исключением Карло Растрелли, оставили незначительный след в русской пластике.

«Растрелли нашел в России вторую родину и возможность проявить все свои дарования. Скульптор работал в самых различных жанрах, причем весьма активно. Особенно ему удавался скульптурный портрет. Его бюст Петра I — динамичный образ, парадный и при этом правдивый, оказавшийся новым словом в портретной скульптуре. Значительны и другие сохранившиеся его работы — портрет Меншикова, статуя Анны Иоанновны, автопортрет, декоративная пластика.» [7. cтр. 1-7]

В начале века были задуманы два крупных  монумента. Первый — «Триумфальный столп», создавался Растрелли с группой мастеров, включая А. Нартова и Николя Пино. Проект памятника в виде высокой колонны, сплошь покрытой рельефами о событиях Северной войны, основания Петербурга и проч. Колонну должна была венчать статуя Петра. Памятник остался неосуществленным, дошел до нас только в виде модели. Вторая большая работа — конный памятник Петру I, над которым Растрелли трудился много лет и большую модель которого он закончил незадолго до смерти. Памятник был переведен в бронзу — фигура императора, закованного в латы, торжественно восседающего на коне. Но его не установили и забыли, а в 1760-х, когда возникла потребность в монументе Петру, он казался уже слишком архаичным, и новый памятник заказали Фальконе. Работу Растрелли, о которой вспомнили по случайности, по указанию Павла I поставят в 1800 году перед Михайловским замком.

 

Просвещение и  образование, как неотъемлемая часть  новой культуры.

Потребность в светском образовании  возникла уже в XVII в. Однако государственная  политика в отношении школы стала  проводиться только в годы петровских реформ, когда появилась острая необходимость  в большом количестве образованных и просто грамотных людей. «Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 г. (Навигацкая школа). Позднее в провинции возникает сеть так называемых “цифирных” школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий были созданы гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определенного плана и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ). 
 Перед школой в Петровскую эпоху стояли главным образом узкопрофессиональные задачи.»[3.стр.149] В это время еще не задумывались о необходимости общеобразовательного обучения. Учеба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учебы). Большое число дворян было отправлено на учебу за границу. 
  Следует отметить, что первоначально образование носило бессословный характер и только со временем возникли различные ограничения для получения образования низшими сословиями; появились также закрытые привилегированные учебные заведения для дворянских детей. Постепенно изменялся быт, внешний облик, интересы прежде всего дворянства. 
  Важным событием и определенным итогом развития просвещения в петровское время явилось открытие в 1725 г. Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные ученые, в том числе знаменитый математик Эйлер. До ее основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. «Огромное значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского университета в январе 1755 г.»[1.стр.257] 
 Светская направленность культуры проявилась также во введении гражданского алфавита, облегчавшего распространение в стране грамотности; европейского летосчисления; увеличении тиража книг светского содержания; выпуске первой печатной газеты “Ведомости”. 

Рождение русской художественной живописи.

Начало XVIII века - период рождения русской художественной живописи. Классическое древнерусское искуство уходит в  прошлое. Иконопись разделяется  с живописью. Петр I посылает обучаться  за границу многих будующих русских  живописцев, так называемых «пенсионеров», которые в основном осваивают портретный и исторический стили. Кроме того, в Россию начинают прибывать выдающиеся мастера из Европы. До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

«Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны. Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха, драгоценностей.» [8.1]

Вернувшись в Петербург  после четырёхлетней поездки  по Италии, Никитин создал лучшие свои произведения, в которых проявилось возросшее мастерство художника. Это  портрет канцлера Г. И. Головкина  и портрет, известный под названием  «Напольный гетман» (оба — 20-е гг.). В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и

приближённых Петра I, а  также батальные полотна. Его  знаменитая картина «Пётр I в Полтавской битве» (10-е гг.) представляет собой  распространённый в Европе тип портрета полководца на фоне сражения. Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в. «К концу 20-х — 30-м гг. XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739). Проведя более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.» [3.стр.532] Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, т. е. первый автопортрет в истории русской живописи. С 1727 г. и до самой смерти Матвеев возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии художеств учились и служили практически все художники.

Информация о работе Культура и быт России в первой половине XVIII века