Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:31, реферат
Как и в прежние столетия, культура и быт страны в XVII в. были тесно связаны с ее историческими корнями, общим современным состоянием экономического развития, международным положением, колонизацион ными процессами и открытиями новых земель, в частности освоением Зауралья, Сибири, Дальнего Востока. Все эти явления воздействовали на развитие культуры, изменение быта людей. Но какими путями и в какой степени?
Как и в прежние столетия, культура и быт страны в XVII в. были тесно связаны с ее историческими корнями, общим современным состоянием экономического развития, международным положением, колонизацион ными процессами и открытиями новых земель, в частности освоением Зауралья, Сибири, Дальнего Востока. Все эти явления воздействовали на развитие культуры, изменение быта людей. Но какими путями и в какой степени?
Что касается влияния прошлого на культуру страны, то здесь следует сказать, что и в XVII в. Россия продолжала оставаться аграрной страной с миллионами крестьянского населения, слабым по сравнению со странами Европы развитием городов, со всеподавляющей властью бояр и дворян, все увеличивающимся значением самодержавной власти и усилением крепостного права. К тому же в XVII в. церковь, утратив свое политическое и отчасти экономическое влияние, оставалась мощной идеологической силой.
Идеалы европейского Возрождения, а позднее Реформации, в центр которых выдвигалась личность человека, его права, раскрытие его способностей, оказывались чуждыми для России. Как все это влияло на культурное развитие страны?
Прежде всего это означало, что основная масса сельского, крепостного населения продолжала жить по-старому, в условиях традиционного средневекового общества, замкнутого существования, куда слабо проникали новшества века. Подавляющая часть крестьянства и значительная часть посадских жителей были неграмотны. Общая культурная отсталость страны оказывала влияние на дворянство, среди которого значительная часть не умела писать и читать. Даже воеводы порой не владели грамотой и брали себе в подручные дьяков и подьячих, которые и писали, и читали, и подписывались за них. Грамотные люди, как правило, принадлежали к верхам общества, приказной администрации, духовному сословию, где без образования нельзя было ступить и шагу.
В XVII в. заметно вырос уровень образованности царской семьи, членов Боярской думы. Можно сказать, что цари, их помощники, видные государственные деятели, особенно руководители Посольского приказа, на голову превосходили по уровню образования окружающую верхушку общества, не говоря уже о средних слоях и крестьянстве. Именно из их среды, как мы увидим ниже, шли самые сильные импульсы для развития культуры, искусства, образования, школьного дела.
Церковь же в общем развитии культуры играла весьма противоречивую роль. С одной стороны, духовенство владело искусством письма и чтения, потому что имело дело с богослужебными книгами, текстами. Именно в монастырях, при церквах испокон веков создавались школы, писались летописи, другие сочинения. В церковной среде развивалась и живопись. В редком монастыре не было своих иконописцев.
Но с другой стороны, церковь была резко настроена против проникновения в Россию западной, так называемой латинской или католической культуры. А это часто оборачивалось тем, что церковники выступали против необходимых стране новшеств во мног их областях культуры, приглашения образованных людей из Европы, Украины, Белоруссии, старательно держались за старину в архитектуре, искусстве, обычаях, одежде, быту.
Большое и весьма противоречивое влияние на развитие русской культуры оказывали колонизационные и завоевательные процессы. Русские служилые люди и крестьяне, осваивая дальние края, хотя и приносили сюда общий, более высокий по сравнению со здешними местами уровень обработки земли, владения незнакомыми доселе орудиями труда и навыками строительного искусства, но одновременно распространяли на огромные территории уровень традиционной средневековой русской культуры, существовавший в народной толще, и на долгие годы превращали эти районы в оплоты русского средневековья. Что касается народов Поволжья. Приуралья, Северного Кавказа, Прикаспийских степей и особенно Сибири и Дальнего Востока, то их вхождение в состав России замедляло ее общее цивилизационное развитие, становление ее новой культуры. Многие из них жили на уровне каменного века и племенных отношений, что не могло не сказываться на общем развитии страны
Но сказанное вовсе не означало, что все в традиционной народной культуре являлось отсталым и отжившим свой век. Напротив, в народном творчестве — фольклоре, в деревянной архитектуре, народной музыке раскрывались талант, мудрость и наблюдательность народа — бесценное культурное достояние страны.
Народ по-прежнему рождал песни, сказки, пословицы, поговорки. Но теперь они уже отражали не только историю страны, но и события XVII в. Героями песен и сказок становились полководец Скопин-Шуйский. казак Ермак Тимофеевич, атаман Степан Разин. Фольклорные сборники люди старательно переписывали, передавали из рук в руки.
Многие традиции народного искусства дошли до XVII в. из глубокой старины, от времен Древней Руси, и были связаны с ритуальными языческими игришами и праздниками, которые в условиях двоеверия широко распространялись в народе, особенно в сельской местности. В XVII в. церковь упорно и жестко преследовала эти «бесовские» развлечения.
И все же никакими запретами невозможно было остановить проникновение в Россию новых культурных веяний. Жизнь брала свое. Россия являлась частью большого евразийского мира, и эти веяния проникати в наше отечество со всех сторон, находили благодатный отклик внутри с граны.
XVII в. в этом
смысле стал переломным для
русской культуры. Смута всколыхнула
страну, возвысила в ней
Все шире становился
приток в Россию иностранных специалистов.
Немецкая слобода Кокуй к неудовольствию
церковников становилась
Создание сильного
самодержавного государства, строительство
новой армии, освоение новых земель
требовало появления
Русские послы ведут переговоры во всех основных столицах Европы. Развиваются политические контакты и со странами Среднего и Дальнего Востока. В ответ Москва наполняется говором иностранных дипломатов.
Новые географические открытия, присоединение ранее неведомых земель на Востоке требовали их описания, изучения и освоения, а для этого нужны были картографы, геологи, опытные администраторы, строители, переводчики.
Образование. Прежде всего значительный шаг вперед сделало образование, развитие грамотности. Это отметили и некоторые зарубежные писатели. Так, Адам Олеарий (1603—1671) в своем «Описании путешествия в Московию...» подчеркивал: «В прежние времена русское юношество обучаюсь писать и читать на русском, более же на славянском языке... Теперь же весьма многие из русских... желают, чтобы дети обучались греческому и латинскому языкам».
Простой народ учили местные дьячки, духовные лица, писцы. Людей зажиточных обучали специально нанятые учителя из русских грамотеев — работников приказов, светские и духовные лица. С 40-х гг. XVII в. появились и первые школы. Одна из них при церкви Иоанна Богослова в Москве была организована по инициативе прихожан; другая — в Чудовом монастыре в Кремле.
Большую роль в развитии просвещения сыграл любимец царя Алексея Михайловича окольничий Д. М. Ртишев. Ярый поборник культуры, он в 1649 г. пригласил из Киева ученых монахов, в частности опытного педагога-практика и теоретика воспитания Епифания Славинецкого, и те начали обучение в созданном Ртищевым Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки разных людей философии, славянскому и греческому языкам, другим наукам.
Около Ртищева группируются многие просвещенные люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель. Оказывалось, что российское образование в значительной мере в эти годы двигалось вперед усилиями представителей и других братских славянских народов.
Дня обучения представителей
царской семьи приглашали выдающихся
на то время просветителей. Так, царь
Алексей Михайлович во время своего
военного похода против Польши познакомился
в Полоцке с белорусским
Симеон Полоцкий был и отличным организатором: возглавил в Москве школу, открытую при Спасском монастыре. А через несколько лет при его же содействии появилась греко-латинская школа при Печатном дворе, где в начале 80-х гг. XVII в. училось уже более 200 детей из разных сословий, постигали премудрости латыни, славянского языка, русской грамматики.
Открылись школы и в некоторых других русских городах — Нижнем Новгороде, Боровске. Причем детей обучали там «без мзды», т. е. бесплатно.Основаны они были просвещенными людьми, порой на свой страх и риск и за свои деньги. В обществе все тверже зрело понимание, что без образования России вперед ходу нет. При Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей.
Там, где началось обучение, там появились и первые учебники. Этим также примечателен XVII век. Уже в первой половине века был напечатан букварь В. Бурцева, который сразу же приобрел большую популярность. Тогда же вышла грамматика М. Смогрицкога. Позднее к ним присоединились другие учебники — чтения, письма, счета. К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземплярах. Они сто ил и недорого и быстро раскупались. Люди тянулись к грамоте, к знаниям.
С каждым годом увеличиваюсь количество печатной продукции в стране: выходили книги не только церковного, но и светского содержания: летописи, повести, исторические сочинения, книги по географии, астрономии, медицине. Многие из них были переводного содержания.
На исходе столетия
было открыто Славяно-греко-
Образование шло рука об руку с развитием информации. Вслед за Европой в России приступили к выпуску газет. Сначала это был рукописный листок с последними европейскими новостями под названием «Вести». Издавался он в одном экземпляре и предназначался для царя Алексея Михайловича. Потом появилась рукописная же газета «Куранты». Ее читали уже придворные, высшие правительственные чиновники. Начало газетной традиции в России было положено.
Научные знания. Постепенно развивались в России и научные знания. В основном они имели прикладной характер, прежде всего в области промышленности, военного дела. Русские мастера добивались сплавов высокого качества при изготовлении пушек, а также колоколов, ввели в производство пищали и пушки с винтовой нарезкой, что увеличивало дальность и меткость стрельбы.
Бурно развивалось внедрение новой техники в строительном деле. Строительство, основанное на традиционной русской культуре деревянного зодчества, достигло фантастического успеха: огромный загородный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском называли «восьмым чудом света». Это был действительно пик русского деревянного строительства. Затем каменные стройки, особенно в городах, начинают теснить старые традиции, но и в новом деле русские мастера-строители, камнерезы достигают больших высот. До сих пор при взгляде на колокольню Ивана Великого (рубеж XVI—XVII вв.), царские палаты в Кремле, крепостные стены в ряде городов (XVII в.) приходится поражаться точности их расчетов, прочности конструкций.
В России в этом веке в разных олраслях хозяйства (железоделательные мануфактуры, мельницы, доменное производство и др.) стали использовать водяные двигатели. Большой шаг вперед сделало бурение, что особенно было важно при разработке новых соляных скважин и подъеме соленого раствора из глубины.
Несмотря на недовольство церковных кругов, в школах, Славяно-греко-латинской академии появились в качестве учебных пособий переведенные зарубежные руководства — «О строении человеческого тела», «Космография», где излагались гелиоцентрические взгляды Н. Коперника. Выходили в свет и русские справочники и руководства, имевшие научный и прикладной характер (ио географии, описанию и межеванию земель), изготовлению разных полезных химических растворов (краски, чернила), по военному делу и медицине.
Начиная с XVII в. составление географических карт стало постоянным делом в России. Первые «чертежи» земель стали поступать и из присоединенной Сибири. В 1696 г. Семен Ульянович Ремизов составляет первую общую «Чертежную карту Сибири».
Серьезный сдвиг произошел в области развития исторических знаний. С одной стороны, создаются традиционные летописные сочинения, а с другой — появляются авторские исторические работы, раскрывающие события Смуты, русско-польских войн, внутренних событий в России во второй половине XVII в.
Литература. Неотъемлемой частью русского культурного мира в XVII в. была литература. Конечно, она не поднималась до уровня Данте, Шекспира, Сервантеса, как в Европе. Но на отечественном материале талантливо, страстно и темпераментно русские писатели отражали жизнь страны, ее историю, ее героев, ставили высокие нравственные вопросы, размышляли о судьбах родины.
Уже в послесмутные времена вышли в свет литературно-исторические сочинения, принадлежащие перу участников событий. Так, келарь Трои- це-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, руководивший его обороной от поляков, создает «Сказание» о годах Смуты. Эти же события отражаются во «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева, сочинении князя Катыре- ва-Ростовского. В этих книгах выступают живые герои истории с присущими им характерными чертами, страстями, ошибками и преступлениями перед страной. Именно из названных сочинений мы узнали о замыслах и делах Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Ивана Болотникова. Мы видим деяния Скопина-Шуйского, Минина и Пожарского. Кто-то из участников похода Ермака написал повесть о покорении Сибири; после героической обороны Азова от турок в свет вышла «Повесть об Азовском сидении донских казаков».
Широкой популярностью среди всех слоев населения пользуются жития святых — в первую очередь таких почитаемых в народе, как Сергий Радонежский. Яркой книгой становится Житие протопопа Аввакума — его своеобразная биография, жизнь, полная страстей, страданий и духовной стойкости.