Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого
времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у
всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

Содержание работы

Введение
ГлаваI. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
ГлаваII. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
Глава III. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 439.53 Кб (Скачать файл)

не знала допетровская Россия: газеты, журналы, портретная живопись.

К середине 18 в. образованное общество состояло из европеизирован-ного дворянства (прежде всего петербургского и московского), а также крайне малочисленной молодой разночинной интелегенции (разночинцами называли выходцев из солдат, матросов, священ-нослужителей, мелких чиновников и т. д.).

Философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей начали проникать в Россию уже при Петре I.

Но движение Просвещения под общим названием "вольтерьянство" получило распространение в 40-60е гг. 17 в. Его не случайно назвали по имени знаменитого французского философа Вольтера. Если в конце

17 в. лидером европейского  Просвещения была Англия, то в 18 в. "историческая инициатива" перешла на континент, и общеевропейским  эталоном стало французское Просвещение. Кроме того, российская "французомания" была вызвана расширением культурных  связей между Россией и Францией, особенно во второй половине 18 в. Богатые 

дворяне имели прекрасную возможность приобщиться к Просвещению

во время путешествий за границу, а хорошее знание французского

 языка позволяло им  изучать труды просветителей.

    И в самой России чрезвычайную популярность получили произведе-ния просветителей: образованное общество зачитывалось книгами

 

 

 

Вольтера, Монтескье, Д’Аламбера и Дидро.

 

2.2 Просвещение  в российских условиях

 
Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву,

принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18

столетия Франция уже была на пороге великой революции, и "третьему сословию" (все население, кроме дворянства и духовенства) предстояло предъявить исторический счет монархии и дворянству. Резкая критика просветителям отживших порядков и предрассудков, провозглашаемые ими идеалы соответствовали настроениям будущих вождей революции. Позднее на ее знаменах были начертаны лозунги свободы и равенства.

Между тем Россия времен расцвета вольтерьянства, т. е. при

Екатерине II, совершенно не походила на Францию. За фасадом блестящей империи лежала огромная страна, абсолютное большинство населения, которой буквально не поднимало глаз от земли, занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Около половины закрепощенного крестьянства находились на положении помещичьих рабов. Третьего сословия не было и в помине: на промышленных предприятиях царил крепостной труд, а наиболее предприниматели из купцов жаждали слиться с могущественным и привилегированным дворянским

сословием. Крепостное право вошло в плоть и кровь России, став привычным, будничным явлением. Его охраняло самодержавие,

имевшее в своем распоряжении сильный бюрократический аппарат, мощную армию и прочную социальную опору в лице "рабовладельческого дворянства". Неудивительно, что идей западноевропейских просветителей получили в России совсем иное звучание.

 

 

 

 

    Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством.

Они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков. Новому веку отдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть "просвещенной государыней". Она выставляла на показ свои воззрения, заимствованные у французских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, и очень ревниво относилась к репутации просвещенной правительницы. Идеи Просвещения не были чужды и консервативной аристократии. Ее глашатаем был видный публицист, историк и экономист князь М. М. Щербатов. Находили применение идей Просвещения и у либеральных дворян. В их числе директор Петербургской Академии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин, дипломату Н. И. Панин и Д.А.Голицын писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Они считали необходимым осовременить монархическое правление и смягчить отношения между помещиками и крестьянами.

     Подлинными просветителями, мечтавшими о коренном переустройстве российского общества на разумных началах, были публицист Н. И. Новиков, писатель Д. И. Фонвизин, а также отдельные представители немногочисленной в ту пору разночинной интеллигенции. Среди последних следует назвать правоведов С. Е. Десницкого и А. Я. Поленова, философов Я. П. Козельцкого, Д. С. Аничкова и Н. Н. Поповского. И даже демократические устремления тех, кого по праву можно считать просветителями, не выходили за пределы, поставленные все той же российской действительностью.

 

2.2.1 Екатерина II: Культура  и Просвещение

 

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна

 

 

сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.

      Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля,

Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

     Примеру императрицы следовали ее приближенные. Они устраивали

в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.

     Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в

России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных - малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при

содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.

       В царствование Екатерины русское правительство впервые ставит

своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального;  Петру Великому школы нужны были

 

 

 

для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатерина провозгласила намерение воспитывать "новую породу людей" (деятельным сотрудником Екатерины в деле образования был генерал

И. И. Бецкой). В самом начале своего царствования Екатерина

положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт).

В 1764 г. опубликован "Устав народным училищам в Российской империи"; согласно этому уставу в городах России должны были быть учреждены "главные" (в губернских городах) и "малые" (в уездных городах) народные училища.

      Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).

      Примечательно и то, что при Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положило начало проведению вакцинации.

Когда императрица привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо".

    Время Екатерины было временем пробуждения научных,

литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая

в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило

своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства

 

 

 

 

в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий

ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя

М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.

     Из русских писателей наиболее выдающимся был поэт Державин и сатирик Фонвизин. Сама Екатерина была писательницей (хоть и не первоклассной); она же предприняла издание журнала "Всякая всячина" для воздействия на современное общественное мнение. Одновременно

с ее журналом возникло несколько независимых журналов, которые

иногда вступали с ним в оживленную политику.

     Главным идейным влиянием, под которым находились в екатеринин-скую эпоху образованное дворянство и зарождавшаяся "разночинная" интеллигенция, было влияние французской "просветительной" литературы с ее проповедью "естественных прав человека", свободы и равенства.

     Екатерина не только терпимо, но и сочувственно и покровительственно относилась к либеральным идеям и просветитель-ной деятельности.

Лишь, в конце царствования, встревоженная и напуганная событиями французской революции Екатерина пыталась остановить дальнейшее распространение "вольнодумства". Книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", изданная в 1790 г. и содержавшая яркий протест против крепостного права, была конфискована, а ее автор сослан в Сибирь. Как сказала Екатерина о Радищеве после: "Бунтовщик хуже Пугачева". В 1791 г. "типографическая компания" Новикова была закрыта, а сам он заключен в Шлиссельбургскую крепость.

 

 

 

    И также, 2ая половина 18 в. характеризовалась значительным подъемом российской культуры, чему, безусловно, способствовала Екатерина, настойчиво стремившаяся предстать в глазах Европы просветительной правительницей, покровительницей музыки.

При ней в России получили достаточно широкое распространение драматический и музыкальный театры. В Петербурге театральные

труппы существовали при Шляхетском корпусе; в Москве - при университете и Воспитательном доме. В 1783 г. в Петербурге

 появилась первая театральная  школа. Любительские и профес-сиональные театры возникают в Туле, Харькове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске и в других городах. В репертуаре этих театров значились пьесы Бомарше и Мольера, а также трагедии, драмы

 и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры, принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным

был театр графа Шереметьева в Останкине).

     На подъеме находилась и музыкальная культура. Россия знакомилась

 с достижениями европейской  музыки. В Санкт-Петербурге и Москве  гастролировали известные иностранные  музыканты, исполнявшие произведения  Моцарта, Гайдна, Генделя и других  композиторов. И сама русская  национальная опера с успехом  соперничала с итальянской и  французской. И также высокой  степени совершенства в екатерининскую  эпоху достигло русское изобразительное  искусство, пронизанное идеями гуманизма  и патриотизма (выходцы из простого  народа В. Баженов и

М. Казаков). Их творчество - это наиболее яркие образцы русского классицизма.

Екатерина II продолжала традиции Петра Великого, приглашая в

Россию наиболее известных европейских зодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесших огромный вклад в

 

 

 

русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитый памятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе.

Время Екатерины II - это расцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомерная застройка Петербурга-"Северной Венеции" - и строительство новых городов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов. Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов: Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска, Гатчины.

Особенных успехов также достигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий). История правления императрицы Екатерины II-

история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился "мудрец на троне": в России не ослабили самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились. Но в те же десятилетия была проведена колоссальная законодательная и административная работа,

превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу. Армия и флот доставили немало славных побед России. Историки неоднозначно оценивают екатерининскую

эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой.

 

2.3 Идеи Просвещения  и русское православие

 

     Несходство путей развития России и Запада определило другую особенность российского Просвещения. Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских просветителей, их резко враждебное отношение к Католической церкви, порой принимавшее форму

открытого атеизма. Вопрос о существовании Бога был предметом

острых вопросов между ними. Так, Дидро заявлял, что Бога нет;

 

 

то его нужно выдумать как моральную узду для человечества.

Информация о работе Культура эпохи Просвещения