Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 08:27, контрольная работа
18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого
времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у
всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".
Введение
ГлаваI. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
ГлаваII. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
Глава III. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы
Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством.
Они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков. Новому веку отдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть "просвещенной государыней". Она выставляла на показ свои воззрения, заимствованные у французских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, и очень ревниво относилась к репутации просвещенной правительницы. Идеи Просвещения не были чужды и консервативной аристократии. Ее глашатаем был видный публицист, историк и экономист князь М. М. Щербатов. Находили применение идей Просвещения и у либеральных дворян. В их числе директор Петербургской Академии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин, дипломату Н. И. Панин и Д.А.Голицын писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Они считали необходимым осовременить монархическое правление и смягчить отношения между помещиками и крестьянами.
Подлинными просветителями, мечтавшими о коренном переустройстве российского общества на разумных началах, были публицист Н. И. Новиков, писатель Д. И. Фонвизин, а также отдельные представители немногочисленной в ту пору разночинной интеллигенции. Среди последних следует назвать правоведов С. Е. Десницкого и А. Я. Поленова, философов Я. П. Козельцкого, Д. С. Аничкова и Н. Н. Поповского. И даже демократические устремления тех, кого по праву можно считать просветителями, не выходили за пределы, поставленные все той же российской действительностью.
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна
сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.
Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля,
Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.
Примеру императрицы следовали ее приближенные. Они устраивали
в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в
России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных - малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при
содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.
В царствование Екатерины русское правительство впервые ставит
своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального; Петру Великому школы нужны были
для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатерина провозгласила намерение воспитывать "новую породу людей" (деятельным сотрудником Екатерины в деле образования был генерал
И. И. Бецкой). В самом начале своего царствования Екатерина
положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт).
В 1764 г. опубликован "Устав народным училищам в Российской империи"; согласно этому уставу в городах России должны были быть учреждены "главные" (в губернских городах) и "малые" (в уездных городах) народные училища.
Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).
Примечательно и то, что при Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положило начало проведению вакцинации.
Когда императрица привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо".
Время Екатерины было временем пробуждения научных,
литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая
в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило
своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства
в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий
ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя
М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.
Из русских писателей наиболее выдающимся был поэт Державин и сатирик Фонвизин. Сама Екатерина была писательницей (хоть и не первоклассной); она же предприняла издание журнала "Всякая всячина" для воздействия на современное общественное мнение. Одновременно
с ее журналом возникло несколько независимых журналов, которые
иногда вступали с ним в оживленную политику.
Главным идейным влиянием, под которым находились в екатеринин-скую эпоху образованное дворянство и зарождавшаяся "разночинная" интеллигенция, было влияние французской "просветительной" литературы с ее проповедью "естественных прав человека", свободы и равенства.
Екатерина не только терпимо, но и сочувственно и покровительственно относилась к либеральным идеям и просветитель-ной деятельности.
Лишь, в конце царствования, встревоженная и напуганная событиями французской революции Екатерина пыталась остановить дальнейшее распространение "вольнодумства". Книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", изданная в 1790 г. и содержавшая яркий протест против крепостного права, была конфискована, а ее автор сослан в Сибирь. Как сказала Екатерина о Радищеве после: "Бунтовщик хуже Пугачева". В 1791 г. "типографическая компания" Новикова была закрыта, а сам он заключен в Шлиссельбургскую крепость.
И также, 2ая половина 18 в. характеризовалась значительным подъемом российской культуры, чему, безусловно, способствовала Екатерина, настойчиво стремившаяся предстать в глазах Европы просветительной правительницей, покровительницей музыки.
При ней в России получили достаточно широкое распространение драматический и музыкальный театры. В Петербурге театральные
труппы существовали при Шляхетском корпусе; в Москве - при университете и Воспитательном доме. В 1783 г. в Петербурге
появилась первая театральная
школа. Любительские и профес-
и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры, принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным
был театр графа Шереметьева в Останкине).
На подъеме находилась и музыкальная культура. Россия знакомилась
с достижениями европейской
музыки. В Санкт-Петербурге и Москве
гастролировали известные
М. Казаков). Их творчество - это наиболее яркие образцы русского классицизма.
Екатерина II продолжала традиции Петра Великого, приглашая в
Россию наиболее известных европейских зодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесших огромный вклад в
русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитый памятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе.
Время Екатерины II - это расцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомерная застройка Петербурга-"Северной Венеции" - и строительство новых городов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов. Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов: Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска, Гатчины.
Особенных успехов также достигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий). История правления императрицы Екатерины II-
история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился "мудрец на троне": в России не ослабили самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились. Но в те же десятилетия была проведена колоссальная законодательная и административная работа,
превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу. Армия и флот доставили немало славных побед России. Историки неоднозначно оценивают екатерининскую
эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой.
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
Несходство путей развития России и Запада определило другую особенность российского Просвещения. Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских просветителей, их резко враждебное отношение к Католической церкви, порой принимавшее форму
открытого атеизма. Вопрос о существовании Бога был предметом
острых вопросов между ними. Так, Дидро заявлял, что Бога нет;
то его нужно выдумать как моральную узду для человечества.