Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого
времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у
всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

Содержание работы

Введение
ГлаваI. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
ГлаваII. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
Глава III. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 439.53 Кб (Скачать файл)

Но главное заключалось в том, что французское Просвещение носило светский характер. В России же философия еще не отделялась от

религии, ей только предстояло выйти за рамки христианства. Поэтому в среде просветителей того времени вопрос о существовании Бога

открыто не обсуждался. Русские естествоиспытатели, например, прочно занимали позиции деизма. Даже Ломоносов, горячо доказывавший вредность церковной опеки над наукой, не подвергал сомнению существование Бога и резко осуждал религиозные воззрения Вольтера. Насколько противоречиво было отношение русского общества к этому знаменитому французу, можно понять из высказывания просвещенного вельможи И. И. Шувалова: "Вот как не люблю его, бестию…, а приятно пишет!" Конечно, русские просветители славили Разум, боролись

против невежества и суеверий, обличали пороки священнослужителей. Ходившее в обществе знаменитое стихотворение Ломоносова "Гимн бороде" принесло много неприятностей его автору. Но в целом все они оставались на позиции истинных христиан.

 

2.4 Идеи Просвещения  и патриотизм

 

     Пожалуй, самой примечательной чертой российских просветителей был их ярко выраженный патриотизм. Победа над Швецией в Северной

войне выдвинула Россию в число великих европейских держав. Это позволило русским людям по-новому осознать значимость своей нации, на равных входящей в семью европейских народов. Вместе с тем культурная отсталость России рождала горькие чувства. Особенно задевало русскую национальную гордость распространенное на Западе мнение, что Россия никогда не станет цивилизованной, если будет рассчитывать только на собственные силы.

 

 

 

     Поэтому российские просветители не уставали говорить о нераскрытых творческих возможностях нации. Россия, по словам философа-просветителя Поповского, не успела войти в число просвещенных государств скорее "за поздним начатием учения, нежели за бессилием". Читая лекции по философии в Московском университете, он призывал своих слушателей доказать, что и им "от природы даны

 умы, такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся".

     Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства, создать разветвленную систему государственного образования, открыть доступ к науке, государствен-

ной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.

     Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II,

то Просвещение послужит рамой, в лучшем случае - фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем

не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Наиболее известные просветители

3.1 Россия: Радищев

     Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них

и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же

телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву,

представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не

 унижаем человека, - утверждал  Радищев, - находя сходственности в

 его сложении с другими  тварями, показывая, что он в существенности  следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то, быть может? Не  веществен ли он?" Принципиальным  отличием человека от прочих 

живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие

заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам.

"Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства:

"человек есть существо  сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной

 

 

 

 

природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), 

Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального

"естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе  несправедливости в буквальном  смысле социальное заболевание.

Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака у крова". В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в

человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним

ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он

не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

 

3.2 Россия: Новиков

     Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против

 

 

 

преклонения, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся

 ежемесячно памятники  русской истории, и другие издания 

исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".

      Новиков сознавал необходимость в издании исторических

памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при использовании несколькими списками. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями.

 

3.3 Франция: Вольтер

 

3.3.1 Литературное  творчество: Драматургия

 

      Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии, сам он написал 28 трагедий. Среди них главнейшие: "Цезарь", "Семирамида", "Спасённый Рим", "Китайская сирота". Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю

рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности, её прежняя скульптурная чёткость сменялась

 

 

 

романтической живописностью. В репертуар античных фигур

вторгались всё решительнее экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное. Долгое время, не

желая мириться с восшествием новой драмы - как формы "гибридной", Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического, считая это смешение законной чертой

лишь "высокой комедии" и отвергая как "нехудожественный жанр" "слезливую драму", где только "слёзы". Долгое время, противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы "для всех сословий и всех званий" и формулируя по существу программу демократического театра; "чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более

сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы

и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей". К типу таких буржуазных пьес можно отнести "Право сеньора", "Нанина", "Расточитель" и др.

 

3.3.3 Литературное  творчество: Поэзия

 

     Вольтер начал в стиле классической эпопеи, которая, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя

взят реальный, вместо фантастических войн - на самом деле бывшая, вместо богов - аллегорические образы - понятия: любви, ревности,

 

 

 

 фанатизма. Продолжая стиль героической эпопеи в "Поэме о битве при Фонтенуа", прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в "Орлеанской девственнице" (La Pucelle d’Orleans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и

переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к "рассуждению в стихах" (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии ("Письмо о философии Ньютона", "Рассуждение в стихах о человеке", "Естественный закон", "Поэма о лиссабонской катастрофе").

 

3.4 Германия: Гете

 

Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является "Гёц фон Берлихинген" - драма, произведшая на современников

огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно

реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, что эта драма, возникая за пределами

литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость - типичной образ литературы Просвещения - получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное

 

 

 

 

движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и

личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как

хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте - "О, какой небесный воздух!

Свобода, свобода!".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В общем, исторической  границей европейского Просвещения 

становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения.

Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.

     Интеллектуальное  наследие Просвещение было скорее  идеологией, чем философией, и поэтому  оно быстро вытесняется немецкой  классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского  рационализма". Однако Просвещение  находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и  противоядие в борьбе с тоталитаризмом.

     Но это совсем  другая история………

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.

Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.

В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.

Энциклопедия "Википедия"

 

Информация о работе Культура эпохи Просвещения