Культура Казахстана в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:16, реферат

Описание работы

В данной работе будет освящены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века, подъем казахской культуры, великие выдающиеся казахские ученые: Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, и великие кюйши-композиторы: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шыгайулы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Начало русского образования в Казахстане……………………………………...3
2. Ыбрай Алтынсарин ………………………………………………………………..5
3. Искусство и музыкальная культура……………………………………………….7
4. Кюйши-композиторы………………………………………………………………8
5. Шокан Валиханов…………………………………………………………………..9
6. Абай Кунанбаев…………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

История Казахстана.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

Карагандинский государственный медицинский университет

 

                                                                                Кафедра истории Казахстана и  СПД

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему:

«Культура Казахстана в XIX веке»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил: ст. 151 ОМФ

                                                                                                                 Полевая К.

                                                                                       Проверил: препод.

                                                                                                                    Ковтун О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда, 2010г.

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………………...2

 

  1. Начало русского образования в Казахстане……………………………………...3
  2. Ыбрай Алтынсарин ………………………………………………………………..5

 

  1. Искусство и музыкальная культура……………………………………………….7
  2. Кюйши-композиторы………………………………………………………………8

 

  1. Шокан Валиханов…………………………………………………………………..9
  2. Абай Кунанбаев…………………………………………………………………...11

 

Заключение……………………………………………………………………………….13

 

Список использованной литературы…………………………………………………...14

 

Введение

 

В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

 

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.

 

В данной работе будет освящены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века, подъем казахской культуры, великие выдающиеся казахские ученые: Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, и великие кюйши-композиторы: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шыгайулы.

 

Начало русского образования в Казахстане

 

Культура Казахстана начала 19 в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования. Организация школ с обучением на русском языке была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности местного русского населения, с другой, необходимостью подготовки людей для административного аппарата царского правительства в Казахстане.

Уже в конце 18 в. началась организация «гарнизонных школ» в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась «азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. – военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус.

Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, в Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.

Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму.

Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей – муддарисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 руб. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.

Во всех этих школах, кроме русских – обучались и дети казахской знати. Как отмечалось у казахов, школы должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей».

Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели – подготовку кадров для своего колониального аппарата.

Учебный план школ был довольно обширным. На «азиатском отделении»  Оренбургского кадетского корпуса, например, преподавались кроме военных дисциплин, русский язык, история, география, математика, минералогия, зоология, ботаника, лесоводство и несколько восточных языков.

В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. 1850 г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила «способных людей к занятию по пограничному управлению мест, письмоводителей при султанах-правителях и дистанционных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются кыргызы». Школа была семилетней. В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.

Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся – детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае.

В последней трети 19 в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде  создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане возросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них – с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек.

Медленно расширялась сеть средних учебных заведений – реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914 г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек.

Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования. Благодаря стараниям Ы. Алтынсарина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске.

К 1896 г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек. Основными препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама.

В составе учащихся начальных средних учебных заведений доля казахских детей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось 316 русских и всего 10 казахов. В Сырдарьинской области, данным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численности учащихся.

Царизм рассматривал школьное образование  как одно из действенных средств русификации национальных меньшинств. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, - писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д.А.Толстой, - бесспорно, должно быть обрусение и слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литература коренного населения.

 

ЫБРАЙ АЛТЫНСАРИН

 

Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ыбрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда – бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г.областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка.

Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г.

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской области, собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; укомплектовал их учителями и учениками. Особое значение Алтынсарин придавал оборудованию училищ, созданию библиотек ремесленных и сельскохозяйственных училищ., придавая исключительное значение в подготовке специалистов из среды коренного населения.

Сам Ыбрай написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка.

Будучи деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать известных противоречий, ограниченности в своем мировоззрении. Как и все просветители, он переоценивал социальную преобразующую роль просвещения.

Как образованный человек, он интересовался этнографией, собирал и систематизировал устное народное творчество казахов.

Расширение школьного образования и сдвиги в социально-экономическом облике казахского общества, как никогда остро поставили вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургская казахская учительская школа (1883 г.)

Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в 1880 г., предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. на содержание школы.

Позже учительские семинары открылись в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов.

В 19 в.открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский лесной техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста.

Однако профессиональные учебные заведения дореволюционного Казахстана не соответствовали потребностям времени. В 1914-1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае не было ни одного института и университета.

 

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение  жизни и быта казахского народа.  Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Информация о работе Культура Казахстана в XIX веке