Культура Казахстана в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:16, реферат

Описание работы

В данной работе будет освящены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века, подъем казахской культуры, великие выдающиеся казахские ученые: Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, и великие кюйши-композиторы: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шыгайулы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Начало русского образования в Казахстане……………………………………...3
2. Ыбрай Алтынсарин ………………………………………………………………..5
3. Искусство и музыкальная культура……………………………………………….7
4. Кюйши-композиторы………………………………………………………………8
5. Шокан Валиханов…………………………………………………………………..9
6. Абай Кунанбаев…………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

История Казахстана.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса

Байжан-улы и другие.

 

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ

 

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй

''Кишкентай'' был посвящён руководителю  народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в  будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся  мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

 

ДАУЛЕТКЕРЕЙ ШЫГАЙУЛЫ

 

Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 183601838г. в Букеевской орде. Он установил связи с казахской молодежью, получившей образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета Букеевской ордой Ващенко был избран султаном - правителем рода. Даулеткерей с юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Его музыка впечатляет мастерством композиций, отточенностью формы, глубоки эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях "Кос-Алка", "Кыз-Акжелен", "Кудаша", "Женгем-Суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике". Как новатор, Даулеткерей, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторых кюях использовал музыкальные темпы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известны около сорока кюев композитора.

 

Другими крупными казахскими композиторами 19 века были Таттимбет Казангап Улы, Ыкылас Дукен-Улы, сыбызгист Ермолай, кюйши-домбрист Абыл, Жаяу Муса.

 

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

 

Родился Чокан Валиханов в 1835 году  в  крепости  Кусмурун  (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия,  а  Шокан  (Чокан)  так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне,  а  затем  в ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места,  широко  известные  в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет.  Он  был любознательным, рано научился писать и рисовать.  Уже  в  начальной  частной аульной школе в Кушмуруне Шокан  овладел  основами  арабского,  персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко  формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На  его  воспитание  оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил,  как  своих  родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о  её  смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали  толчок  и  представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были  академик  А.  Шренк, декабристы С.Семёнов,  А.Штейнгель,  Н. Басаргин,  студенты  Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в  Омск  и с  помощью  друзей  отца  был  определён  в  Сибирский   кадетский   корпус, считавшийся лучшим учебным заведением  в  Сибири.  Здесь  давали  широкие  и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии  Казахстана,  а  также истории казахского народа. Шокан учился отлично.  Большое  влияние  на  него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий  и  В. П. Лободовский.  Уже  в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н.  И.  Березиным, труды которого побудили  его  заняться  изучением   восточных  средневековых хроник.

Свободолюбивые идеи  Белинского и Герцена, поэзия  Пушкина  и  Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память  знал  многие  стихи  своих любимых  поэтов,  с  удовольствием  читал  произведения  зададно-европейских писателей,  много  времени  отводил   на   изучение   трудов   востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С.  Ф.  Дуров,  путешественник  и  учёный  П.  П. Семёнов-Тян-Шанский,  учёный,  друг  Шокана  Г.  Н.  Потанин  отмечали   его образованность, широкую  эрудицию.  В  1853  году  восемнадцатилетний  Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными  знаниями  и  эрудицией,  владея  рядом восточных и европейских языков, Шокан  занимается  научными  исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х.  Гасфорта,  он  совершил большое  путешествие  по  Центральному  Казахстану,  Тарбагатаю,  Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки  сведения,  исторические предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции  1850 года, Шокан осуществляет съёмку бассейна  Иссык-Куля,  исследует  историю  и культуру кыргызского народа,  пишет  ''Дневник  поездки  на  Иссык-Куль''  и ''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с  П.  П.  Семёновым- Тян- Шанским,  который советовал  Шокану  совершить  путешествие  по  всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает  Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых  связей между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану  много  открытий.  Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание   и  такому  сочинению кыргызской народной литературы,  как  эпос  ''Манас''.  Им  записан  большой отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил  свою  знаменитую  поездку  в  Кашгар, представлявший собой ''белое пятно''  в  европейской  науке,  ознакомился  с политическим  и  экономическим  устройством  Восточного  Туркестана,  собрал материалы по истории и этнографии этого региона,  приобрёл  ряд  важных  для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки.  Его  капитальный  труд  ''  О состоянии Алтышара…'' давал  анализ  истории,  географии,  социальной  жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан  Валиханов  не  только работает в  нескольких  военно-политических  и  научных  учреждениях,  но  и находится в тесной связи  с  учёными-востоковедами  и  русскими  писателями. Шокан  поддерживал  связи  с  востоковедами  В.  В.  Григорьевым,   В.   П., Васильевым, В.  В.  Вельяминовым-Зерновым,  с  учёным  и  дипломатом  И.  И. Захаровым,  критиком  Н.  Н.  Страховым,  поэтами  А.  Н.  Майковым,  Я.  П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель  Ф. М. Достоевский.  Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.

В 1865 году в газете ''Русский  инвалид''  публикуется  последний  труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное  наследие  великого  казахского  учёного  многообразно.  Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'',  ''Мусульманстве   в  степи'',  ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов''  и  другие  послужили  основой глубокого  изучения  истории   и   этнографии   казахского   народа.   Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование  целого  ряда народов Центральной Азии.

 

АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ

 

 

     Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

     Первоначально Абай  получил образование в ауле  у муллы. Состоятельный Кунанбай  отдаёт Абая на учёбу в медресе  Ахмета Ризы, где он изучает  восточную литературу. Одновременно  Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом,

забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.

     Вокруг поэта группируется  не крупные родоправители и  степные аристократы, а талантливые  джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В

формировании его поэтического творчества в демократическом направлении известно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских

мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа.

     Абай глубоко почитал  выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.

     Помимо ярчайшей в  казахской литературе глубокой  поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни  на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.

     Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждением.

     Стихи и песни Абая  широко распространились по всей  казахской степи. Патриархально-родрвые  группы и завистники предпринимали  попытки противопоставить Абаю  его родственников, отравить его  взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.

     Абай обладал не  только ярким поэтическим, но  и глубоким философским мышлением.  Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели культуру Казахстана в XIX веке и теперь знаем, какими выдающимися деятелями казахской интеллигенции богата наша страна, наш Казахстан, какой огромный вклад они внесли в развитие нашей Республики. Представители казахской интеллигенции Ш.Валиханов, А.Кунанбаев, И.Алтынсарин способствовали развитию культуры, образования, а композиторы развитию искусства и музыкальной культуры.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «История Казахской ССР» 3 том, Алматы 1979г.
  2. А. Кузембаев, Е. Абыл «История Республики Казахстан», Астана 2001г.
  3. Очерк «История Казахстана», Алматы 1993г.
  4. Г.Кан «История Казахстана», Алматы 2007г.
  5. http://kzref.narod.ru/baza/histkaz/histkaz026.htm

 

 

 

 

Информация о работе Культура Казахстана в XIX веке