Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Содержание работы

1. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
2. Просвещение. Научные знания.
3. Литература и летописание. Устное народное творчество.
4. Материальная культура. Строительство и архитектура.
5. Изобразительное искусство.

Файлы: 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО Рыбинский государственный  авиационный технический университет  имени П. А. Соловьёва 

 

 

 

Кафедра социологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине "История"

На тему: "Культура Киевской Руси"

 

 

 

 

                                          Выполнил Юриков Павел Леонидович

                                          Группа ЗЭТП-12

                                          Преподаватель Дергачова Ирина Сергеевна

                                          Оценка____________________________

                                          Подпись преподавателя______________

                                          Дата______________________________

 

 

 

 

 

Рыбинск,2013

План

 

  1. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
  2. Просвещение. Научные знания.
  3. Литература и летописание. Устное народное творчество.
  4. Материальная культура. Строительство и архитектура.
  5. Изобразительное искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

 

1. Исторические  условия развития культуры. Значение  принятия христианства для культурного  развития Руси.

 

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в  связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Развитие древнерусской  культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского  общества, становлением государства, укреплением  связей с соседними странами.

В домонгольский  период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для  культурного развития последующих  эпох.

 Дохристианские  славянские верования

В VII - X вв. восточные  славяне были язычниками. Основными  славянскими божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими  были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых  язычников, у славаян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

Первая религиозная  реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением  власти князя потребовался главный  бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная  реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести  главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся  серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная  реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

"Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные  в другие страны послы Владимира  также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение  о крещении Руси по византийскому  обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)

Подлинная причина  перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании  прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские  императоры Константин и Василий  просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Распространение христианства на Руси

Крещение остальной  Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке  обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние  славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец  Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился  в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это  пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством  пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться  рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь  запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось  с понятием греха, отсутствующим  в языческом мировоззрении.

Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее  из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских  вообще.

Приобщение  славяно-финского мира к ценностям христианства.

Создание условий  для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины  с другими христианскими племенами  и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что  определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение  на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

2. Просвещение.  Научные знания.

Славянские  племена, начали формироваться около 2-3 тысяч лет до н. э. Часть этих племен восточнославянские племена, древние  предки русской, с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда диких пчел, а у другой части развилось скотоводство и примитивное земледелие.

Эти промыслы помогли  восточным славянам довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв. славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному, минуя рабовладельческий. Вместе с политико-экономическим ростом восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути культурного развития.

Этому обстоятельству, помимо самобытного развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных славян с наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока. Занимая огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Оки на востоке и от Балтийского моря на севере до побережья Черного моря на юге, славянские племена в упорной борьбе с кочевниками Азии и с Византией настойчиво продвигались на юг.

Одержав немало побед над византийскими войсками, славяне расселились по Дунаю  и уже в 626 г. осаждали столицу Византии Константинополь.

В VII и VIII вв. у  славян появились первые города. Эти  города были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги иноземцев, а также служили резиденцией  князей.

Города постепенно превращались в значительные торговые центры.

В города стали  стекаться ремесленники и купцы, деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в  относительной безопасности.

Информация о работе Культура Киевской Руси