Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Содержание работы

1. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
2. Просвещение. Научные знания.
3. Литература и летописание. Устное народное творчество.
4. Материальная культура. Строительство и архитектура.
5. Изобразительное искусство.

Файлы: 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

На русский  язык переводились греческие богослужебные  книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской  литературы. Ведущее место среди  литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко  включались публицистические и литературные произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Важным видом  чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала  создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья  человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к  далеким странам. Поэтому для  средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

Повседневная  жизнь и яркие удивительные события  отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый  фольклор, связанный с земледельческим  календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Особое место  в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов  выделяются былины об Илье Муромце, о  Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство  былин связано с временами  Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

 

4. Материальная  культура. Строительство и архитектура.

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических  источниках. Они свидетельствуют  о земледельческом характере  культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

Наряду с  земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось оружейное  производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко  украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

Исключительно тонкой работы требовало украшение  изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением  гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с  помощью которых возводились  избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и  другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего  исследователи насчитывают в  Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей  Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно).

С принятием  христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский  храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

Древнейшим  сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный  кирпичный собор Св. Софии в  Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.

Несколько позднее  был сооружен собор Св. Софии в  Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно  отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве  и Новгороде строились и монастырские каменные церкви.

Каменное строительство  велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

 

5. Изобразительное  искусство.

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились  лишь немногие. Часть фресок посвящена  светским сюжетам: два групповых  портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с  монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав  вровень с западноевропейскими  странами. Культурные традиции, созданные  в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета: А. Е. Мусин — Москва, Петербургское Востоковедение, 2005 г.- 368 с.
  2. Века русской истории. События и люди: Н. А. Шефов — Санкт-Петербург, Вече, 2010 г.- 482 с.
  3. Все о православии: Валентин Никитин — Москва, Русь-Олимп, Астрель, 2010 г.- 320 с.
  4. Все о холодном оружии. От Древней Руси до наших дней: В. И. Вериютин — Москва, Владис, 2011 г.- 444 с.
  5. Гимнография Киевской Руси: М. Ф. Мурьянов — Москва, Наука, 2004 г.- 456 с.
  6. Искусство Древней Руси: Л. Д. Любимов — Москва, АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004 г.- 334 с.
  7. Киевской Руси не было, или Что скрывают историки: Алексей Кунгуров — Москва, Эксмо, Алгоритм, 2010 г.- 416 с.
  8. Крещение Руси: В. В. Грицков — Санкт-Петербург, Киммерийский центр, Кучково поле, 2009 г.- 528 с.
  9. Правовой режим наследования престола в Древней Руси IX - начала XVI вв.: С. А. Мельников — Москва, Информ-Знание, 2009 г.- 224 с.
  10. Предыстория и история Киевской Руси, Украины и Крыма: Г. Т. Чупин — Москва, Литера Нова, 2010 г.- 720 с.
  11. Русский костюм с Древней Руси до наших дней: Юрий Каштанов — Москва, Белый город, 2008 г.- 48 с.
  12. Русь легендарная. Книга 2. Тайны Киевской Руси. В 2 томах. Том 2. Княжество Переяславское, Муромское и Рязанское, Русь Червонная, Холмская и Полянская: Виктор Калашников — Москва, Белый город, 2006 г.- 216 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Начало работы "Культура Киевской Руси".........................................................3 стр.
  2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси................................................3 стр.
  3. Просвещение. Научные знания.................................................................................7 стр.
  4. Литература и летописание. Устное народное творчество......................14 стр.
  5. Материальная культура. Строительство и архитектура..........................16 стр.
  6. Изобразительное искусство.....................................................................................18 стр.
  7. Список литературы........................................................................................................20 стр.

Информация о работе Культура Киевской Руси