Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:18, реферат
Цель :
Целью реферата является изучение культуры Новгородского княжества.
Задачи:
В данной работе рассмотрена архитектура Новгорода.Это Софийский собор построенный в 1045—1050 годах., Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Успения на Волотовом поле и другие. Так же рассмотрена экономическая, духовная и культурная жизнь новгородцев.
Введение…………….………………………………………................................стр.3
Архитектура……….…………………………………………………….………………………...стр.4
Книжность,образование,грамотность……………………………………………..…….стр.10
Военная слава Новгорода……………………………………………………………………..стр.15
Заключение…………………………………………………………………………………стр.18
Уфимский государстенный авиационный
Кафедра истории Отечества и культурологии
Культура Новгородского княжества.
Группа НИН-127
Кириллова Е.С.
Научный руководитель
Феклина О.Б.
План
Введение…………….……………………………………….
Архитектура……….………………………………………
Книжность,образование,
Военная слава Новгорода………………………………………
Заключение……………………………………………………
Цель :
Целью реферата является изучение культуры Новгородского княжества.
Задачи:
В данной работе рассмотрена архитектура Новгорода.Это Софийский собор построенный в 1045—1050 годах., Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Успения на Волотовом поле и другие. Так же рассмотрена экономическая, духовная и культурная жизнь новгородцев.
В период раздробленности на Северо-Западе
Руси появилось самостоятельное государственное
образование – Новгородское княжество.
Отличалось это княжество от прочих весьма
оригинальным политическим устройством:
верховная власть принадлежала не князю,
а вечу, поэтому правомерно называть Новгород
республикой, характером экономики: здесь
в наивысшей для Руси того времени степени
были развиты ремесло и торговля, и оригинальной
культурой. Изучение этих особенностей
позволяет объяснить многие проблемы
современности
Но поскольку можно выделить три особенности
Новгородской республики, то и изложение
сведений о Новгороде в основной части
реферата разделяется на три части: государственное
устройство, экономика и культура. Пункт
о географическом положении и предварительные
исторические сведения во введении нужны
для того, чтобы показать, на каком пространстве
и в какое время существовала Новгородская
республика.
Новгород давно стал
в нашей историографии одним
из популярнейших объектов исторического
исследования и продолжает оставаться
таким до настоящего времени. Это
вполне оправдано общим выдающимся
значением его в нашей истории
и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.
Новгород - один из древнейших русских
городов, дата основания которого не зарегистрирована
достоверными письменными источниками:
они застали город уже существующим. Именно
к таким городам, за отсутствием точных
о них сведений, пытливая мысль древних
летописцев привязывала странствующие
международные легенды. Лопата современных
археологов должна искать их «дна» на
колоссальной глубине культурного слоя,
порядка нескольких метров толщины.
Новгород - спутник и свидетель всей нашей
истории. Наряду с Киевом, он был центром
самостоятельного дофеодального государственного
образования на территории Руси. Войдя
в Киевское государство, он совершал общий
с другими русскими городами путь исторического
развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное
развитие этих городов было нарушено татарским
нашествием, Новгород его продолжал и
для известного времени является для нас
показателем направления и хода развития
русской культуры.
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была сокровищницей и хранительницей исконной, самобытной великорусской культуры. «В истории русского искусства средних веков (XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место. Здесь сформировался и в наибольшей чистоте сохранился великорусский тип, вдали от татарской неволи и крепостного рабства. Здесь и сейчас фольклористы находят лучшие песни и былины, старинные костюмы и интереснейшие памятники деревянного зодчества»{170}.
Своей оригинальностью новгородская культура отличалась от культур и Запада, и Востока. «Для всего мира Новгород — это блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры. Его значение в том, что он оберегал Русь не только в военном отношении, но еще в большей мере в отношении культурном: от растворения в культурах Востока и Запада»{171}. Самобытность выделяла новгородскую культуру и среди культур других русских земель.
С начала XIV века разгорается борьба за первенство на Руси между Тверью и Москвой. «Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы. Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы»{172}.
* * *
Новгородцы были тонкими ценителями искусства. Их летописи, в отличие от других отечественных и зарубежных хроник, изобилуют сведениями обо всех хоть сколько-нибудь значимых событиях культурной жизни Великого Новгорода. «Я не допущу преувеличения, — писал Д. С. Лихачев, — если скажу, что основным героем литературных произведений Новгорода были памятники зодчества и живописи. Редкое крупное здание в Новгороде не имело легенды о своем возникновении, не имело своей истории, зафиксированных в летописи сведений о себе. А с другой стороны, редкое произведение новгородской литературы не было связано с теми или иными памятниками»{173}.
«Если мы внимательно присмотримся
к новгородской письменности, то увидим,
что вся она пронизана
В новгородской литературе существовал жанр, посвященный описанию далеких стран. Авторы так называемых «хождений» всегда подробно рассказывали о культурных достижениях других народов. В своих произведениях новгородцы-путешественники значительное место уделяли детальному описанию заграничных памятников искусства. При этом они проявляли удивительное художественное чутье и профессиональное знание мастеров.
«Историки литературы многократно отмечали в литературе Новгорода ее простоту, деловитость, отсутствие украшенности, любовь к бытовому просторечию, трезвый практический ум и здравость понятий. И действительно, сравнительно с литературами других областей литература Новгорода одна из самых простых, как просты и естественны памятники новгородского зодчества. Однако за этой внешней непритязательностью кроется настоящее чувство художников, ценителей искусства, умельцев и знатоков своего дела. Это была деловитость художников, делателей, зодчих, иконописцев, ремесленников, для которых искусство было делом жизни. В их подходе к памятникам искусства чувствуется профессиональная заинтересованность и настоящее их понимание
1. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Курс русской истории.”Мысль”. 1987. С. 74.
2.Вернадский.Россия в средние века.(с.37)
3. Василий Федорович Андреев 1983. Очерки истории средневекового Новгорода. Северный страж Руси.
4,http://fictionbook.ru/
5. http://www.spsl.nsc.ru/
6. http://www.bibliotekar.ru/
7. Арциховский А. В. Археологичес
8. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001.
Издревле новгородцы по всей Руси славились как самые искусные плотники. Новгородские мастера создали немало архитектурных шедевров из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили и строительство из камня.История города начинается в 9 веке со строительства деревянной крепости-кремля, ставшей впоследствии сердцем Новгородского княжества. В первоначальном деревянном варианте крепость была круглой и раза в два меньше той, которую можно увидеть сейчас. Уже в 1044 году стены кремля стали постепенно заменять на каменные, но это строительство растянулось почти на 4 века. Только в 20-х годах 15 века Новгородский Кремль-Детинец стал окончательно каменным. Это старейший из всех кремлей на территории России, сохранившийся до наших времен. Внутри него расположились Владычная палата и двор, резиденция архиепископа и храмы. Владычная или как ее еще называют Грановитая палата – единственное строение 15 века в России, которое относится к готическому стилю. Владычный двор – старейшая часть Кремля. Первоначально деревянный, он был обнесен камнем в 12 веке и являл собой своеобразную крепость внутри крепости.
Новгородская София, подобно киевскому прототипу,
была парадным сооружением, резко выделявшимся
среди окружавших ее деревянных жилищ
горожан. Подчеркнутая монументальность
княжеских парадных построек характерна
для искусства феодального общества. В
этом отношении чрезвычайно выразительна
также организация внутреннего пространства
храма, резко расчлененного на две части
- нижнюю полутемную, как бы подавленную
низкими сводами хор, доступную для всех
горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные
полати (хоры), предназначенные только
для князя, его семьи и ближайшего круга
придворных, входивших на полати через
лестничную башню.
Несмотря на близость к киевскому собору,
новгородская София существенно отличается
от него не только в конструктивных особенностях,
но и в своеобразии художественного замысла:
она проще, лаконичнее и строже. Проще
решена вся композиция масс здания. Сложное
завершение киевского собора тринадцатью
главами заменено более строгим пятиглавием.
Архитектурные формы новгородской Софии
монолитнее и несколько статичнее, чем
расчлененные динамичные массы Софии
киевской, с пирамидальным нарастанием
устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характер интерьеров обоих
соборов: в новгородской Софии намечается
некоторый отход от сложного "живописного
пространства" Софии киевской. В новгородском
соборе больше простоты и больше расчлененности,
разобщенности пространственных ячеек
здания, значительно строже декор. Отказ
от мрамора и шифера, мозаики в пользу
фресок делает интерьер новгородской
Софии более суровым.
В начале XII века Новгород становится вечевой
республикой. Боярство завладевает государственным
аппаратом, оттесняя князя на роль наемного
военачальника города. Князья переселяются
в Городище, возле которого возникает
княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже - Спасо-Нередицкий.
В течение двенадцатого века князья делают
ряд попыток противопоставить потерянной
для них Софии новые сооружения. Еще в
1103 году князь Мстислав заложил на Городище
церковь Благовещения; часть стен была
обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя
по остаткам, этот древнейший после Софии
храм представлял собой большую парадную
постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый
храм Николы на Ярославовом дворище, который
был княжеским дворцовым храмом. По типу
и художественным особенностям Николо-Дворищенский
собор является большим городским соборным
храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым
противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.
Георгиевский собор Юрьева
монастыря, выстроенный в 1119 году князем
Всеволодом, по размерам и строительному
мастерству занимает в новгородском зодчестве
первое место после Софии. Новгородский
князь стремился построить здание, которое
могло бы если не затмить собор Софии,
то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя
новгородская летопись сохранила имя
русского зодчего, выстроившего собор
- "мастер Петр". Георгиевский собор,
как и собор Николы на Дворище сохраняет
образ большого парадного здания. К его
северо-западному углу мастер приставил
высокую прямоугольную башню с расположенной
внутри лестницей, ведущей на полати собора.
Выдающийся русский зодчий достиг в этой
постройке исключительной выразительности,
доведя до предела лаконичность форм,
строгость пропорций и ясность конструктивного
замысла. Все это придавало собору характер
монолитного целого.
В чрезвычайно напряженной политической
обстановке строятся два последних княжеских
храма -церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения
на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом
незадолго до изгнания его из Новгорода).
В основе обоих построек - упрощенный план
Николо-Дворищенского собора: нет башен,
вход на хоры устроен в виде узкой щели
в толще западной стены.
После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие
себя в городе князья не выстроили ни одного
здания. Нередко сбегавшие с "новгородского
стола", а еще чаще изгоняемые вечевым
решением, они не решались на крупное строительство,
требовавшее времени и средств.
Только в обстановке вот таких новых политических
условий может быть понят последний памятник
княжеского строительства в Новгороде
- церковь Спаса Нередицы, заложенная в
1198 году князем Ярославом Владимировичем
подле новой княжеской резиденции на Городище.
Это кубического типа постройка, почти
квадратная в плане, с четырьмя столбами
внутри, несущими единственный купол.
Узкий щелевидный вход на хор в западной
стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций
- стены ее непомерно толсты, кладка грубовата,
хотя еще повторяет старую систему "полосатой"
кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей,
скошенность углов придают этой постройке
особую пластичность, отличающую новгородское
и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской
архитектуры и зодчества ранней Москвы,
унаследовавшей владимиро-суздальские
традиции.
Во второй половине двенадцатого века
в Новгороде складывается новый тип храма.
Вместо грандиозных, но немногочисленных
сооружений появляются здания небольшие
и простые, но строящиеся в большом количестве.
Решительно меняется характер интерьера.
Пышные открытые полати - хоры - заменяются
закрытыми со всех сторон угловыми камерами
на сводах, соединенными между собой небольшим
деревянным помостом.
Снаружи масса храма также становится
монолитнее и проще. Башни для входа на
хоры заменяются узким щелевидным ходом
в толще западной стены. Парадная многокупольность,
столь характерная для более раннего зодчества
с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового
типа - церковь Благовещения у деревни
Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это
квадратный четырехстолпный однокупольный
храм с тремя полуциркульными апсидами
на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла на Синичьей
горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью
совпадая с выше охарактеризованным типом,
имеет одну примечательную особенность:
она выстроена из одного кирпича, без рядов
камня, причем, лежащие в плоскости фасадов
ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными
в растворе, поверхность которого гладко
затерта. Эта особенность характерна для
полоцкого зодчества двенадцатого века
и объясняется, по-видимому, прямым влиянием
полоцкой традиции.
Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском
монастыре, полностью разрушенную в годы
Второй мировой войны, выстроенную братьями
Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись
сохранила имя зодчего - мастера Корова
Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание
представляет собой ближайшую аналогию
церкви Спаса Нередицы.
В церкви Параскевы Пятницы
на Торгу, построенной в 1207 году появляются
некоторые типовые изменения. К средней
полукруглой апсиде примыкали с двух сторон
апсиды, имевшие полукруглую форму лишь
внутри. Снаружи они были прямоугольные.
С трех сторон к основному кубу здания
примыкали пониженные притворы, углы которых,
как и углы основного куба, были декорированы
уступчатыми (пучковыми) лопатками, также
необычными для Новгорода. Фасады основного
куба имели трехлопастные завершения,
соответственно которым делались и покрытия
храма. Эту особенность интересно сравнить
с аналогичными чертами отлично сохранившегося
памятника смоленского зодчества этого
периода - церкви Михаила Архангела (1194г.).
Здесь чувствуется прямое влияние традиций
зодчества Смоленска.
В XIII веке появляется новая техника кладки:
из грубоотесанной волховской плиты на
растворе из извести с песком. В кладке
столбов и сводов применялся кирпич в
форме продолговатых брусков крупного
размера. Эта кладка типична для Новгорода
XIIIXV веков. Подобная техника придает поверхности
чрезвычайно неровный вид и скульптурную
пластичность.
Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное
покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое),
однако, при отсутствии трех лопаток на
фасадах, с одной апсидой и тремя притворами.
Церковь Успения на Волотовом
поле (1352г.). Одноглавый кубический
четырехстолпный храм. Но подкупольные
столбы придвинуты к стенам. Нижние части
столбов округлы. Последний прием, впервые
примененный в русском зодчестве в Волотовской
церкви, впоследствии стал характерной
чертой новгородского и псковского зодчества
XIVXV веков.
Последующие исторические периоды не привнесли столь значимых архитектурных объектов в облик города, как период его основания и господства. Город уже не играл такой большой роли в жизни страны, и ему не уделялось должного внимания. Внимание правителей было приковано теперь к Москве, а в последствие и к Санкт-Петербургу, Новгород же превратился из центра политической жизни в среднестатистический российский город-крепость. Усугубило ситуацию и то, что он неоднократно подвергался нападениями и разрушениям.
Несмотря на то, что он являлся центром Новгородской губернии, в архитектурном плане город продолжал деградировать, как в дореволюционный, так и в советский период. После очередных разрушений периода Великой Отечественной войны город был практически отстроен заново. Что удивительно, несмотря на большие испытания, выпавшие на долю этого великого русского города, большая часть памятников архитектуры сохранилась и дошла до нас практически в первозданном виде.
Российская империя во главе с немецкой династией и в значительной степени инородческой аристократией окончательно сформировалась в XVIII веке. С середины этого столетия исследователи начали проявлять интерес к истории, как сейчас говорят, государственно-образующей нации, то есть русских. Интересующий историков материал, кроме летописей, содержался в народных сказаниях — былинах. Но вот незадача, к этому времени в исконно великорусских землях народ под гнетом насаждаемой сверху западноевропейской культуры почти совсем забыл свое эпическое наследие. Выручил север и восток Новгородской земли. «Помимо большой роли участия в создании русского национального эпоса, Новгород сыграл неоценимую роль в деле его сохранения. Общеизвестен факт преимущественного сохранения русского эпоса на севере. С севером оказалась связана историческая жизнь огромного большинства, если не сказать всех, эпических произведений, созданных в разных областях Русской земли»{182}.
Исследователи,
начиная с XVIII века и кончая сегодняшним
днем, собирают и записывают древние
русские былины в Олонецкой, Поморской,
Печорской и Урало-Сибирских