Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:18, реферат
Цель :
Целью реферата является изучение культуры Новгородского княжества.
Задачи:
В данной работе рассмотрена архитектура Новгорода.Это Софийский собор построенный в 1045—1050 годах., Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Успения на Волотовом поле и другие. Так же рассмотрена экономическая, духовная и культурная жизнь новгородцев.
Введение…………….………………………………………................................стр.3
Архитектура……….…………………………………………………….………………………...стр.4
Книжность,образование,грамотность……………………………………………..…….стр.10
Военная слава Новгорода……………………………………………………………………..стр.15
Заключение…………………………………………………………………………………стр.18
Князь Ярослав Мудрый открыл в Великом Новгороде первое на Руси училище. Триста юношей приобретали в нем знания, необходимые для деятельности на различных церковных и гражданских должностях.
Н. И. Костомаров писал, что жители Новгородской земли в Средние века были более образованными, чем население Восточной Руси. Школы, где детей учили грамоте и письму, существовали не только в городах Новгородской республики, но и в селах.
Наши предки всегда заимствовали лучшие достижения Запада и Востока. Если где-то можно было почерпнуть необходимые знания, они их получали. Еще задолго до Петра I русские молодые люди приобретали образование в лучших европейских университетах. Так, в XV веке новгородские юноши обычно учились в университете города Ростока, а университет в Болонье даже возглавлял ректор, русский по национальности.
Очень ценный материал для историков содержат берестяные грамоты, которые, начиная с половины прошлого столетия, археологи в изобилии находят при раскопках в Новгороде. Самые ранние грамоты датируются XI веком, самые поздние — XV веком.
«Большинство грамот — пишет А. В. Арциховский, — частные письма, самое существование которых в средневековой России было до раскопок неизвестно. Затрагиваются всевозможные бытовые и деловые вопросы. Многие грамоты были хозяйственными документами. Встречаются также жалобы, адресованные правительству. Имеются школьные записи, шуточные тексты и другое.
До раскопок многие ученые считали, что в средневековой России грамотные люди принадлежали преимущественно к духовенству. Раскопки это окончательно опровергли еще до открытия берестяных грамот. Многие найденные в Новгороде предметы (бочки, сосуды, рыболовные грузила, поплавки, стрелы, банные шайки и т. д.) помечены именами или инициалами владельцев. Это значит, что грамотны были не только эти владельцы, но и их соседи, для которых пометки предназначались.
Берестяные грамоты тоже говорят о широком распространении грамотности. Почти все их авторы и адресаты — люди светские, притом не только богатые, но и бедные, не только мужчины, но и женщины. Попов среди них совсем мало. И в ряде случаев можно доказать, что авторы писали свои грамоты собственноручно. Гипотеза о применении наемных писцов опровергается содержанием и выражениями многих грамот»{183}. Таким образом, можно смело утверждать, что новгородское общество было обществом всеобщей грамотности.
А как обстояло дело с грамотностью населения в Москве, завоевавшей Новгород? Там грамотными были только духовенство и высший слой общества. В Российской империи даже к началу XX столетия почти 70 % населения оставалось неграмотным. Но и эта цифра демонстрирует огромный успех образовательной политики послереформенной России. По данным за 1863 год, в Псковской губернии, наиболее близкой к Новгороду, среди мужского крестьянского населения грамотных было в это время лишь 1,3 %, а среди женского менее 0,2 %. 1 грамотный крестьянин приходился на 4 деревни, а одна грамотная женщина на 29 деревень{184}.
Немецким правителям Российской империи грамотный русский мужик был не нужен.
Новгородский этнос не только являлся генетически более древним, чем великоросский, малоросский и белоросский, но также сохранял в относительной чистоте древнерусский язык.
«Книжность Новгорода, — подчеркивал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности»{185}.
Все древнейшие памятники русской письменности связаны с именем Великого Новгорода. «Древнейшая русская рукопись с датой, „Остромирово Евангелие“, была написана в 1057 году по приказанию новгородского посадника Остромира. Древнейшая русская грамота, дошедшая до нашего времени в подлиннике, тоже новгородского происхождения. Это грамота князя Мстислава Владимировича, данная им Юрьеву монастырю под Новгородом около 1130 года. Новгородское происхождение имеет и древнейший частный акт — вкладная Варлаама Хутынского конца XII века. Новгородского же происхождения и древнейшее завещание — духовная Климента XIII века. Велики заслуги Новгорода в деле сохранения памятников русского летописания. Два древнейших списка русской летописи написаны в Новгороде»{186}.
Новгородское письменное наследие — связующее звено между древнерусской и византийской литературами.
«Великий Новгород сохранил и передал по наследству будущим поколениям и переводную церковную и гражданскую литературу, заимствованную из Византии. Значение этой литературы не вполне еще осознано, к ней нередко относятся с пренебрежением, как к переводным, а не оригинальным произведениям письменности. Между тем греческие произведения, переведенные на русский язык в Древней Руси, иногда имеют самостоятельное значение. Их греческие подлинники порой утеряны. В других случаях русские тексты сохранили более древнюю редакцию греческих сочинений. Не исключена возможность, что переводы делались с более ранних редакций и более ранних рукописей, чем известные нам греческие рукописи»{187}.
Новгородская книжность обладала колоссальным духовно-культурным потенциалом. Даже в эпоху уничтожения республики она «нашла в себе достаточные силы выполнить литературные предприятия огромного масштаба, составившие два монументальных памятника общерусской средневековой культуры, — это, во-первых, предпринятый и осуществленный в самом конце XV века Геннадиевский библейский свод — первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание библейских книг в славянском переводе, во-вторых, осуществленные в половине XVI века так называемые Макарьевские Великие Четьи Минеи — грандиозный свод агиографической, повествовательной и поучительной литературы»{188}.
По сути, в период Средневековья во всем славянском мире только Великий Новгород обладал необходимыми силами, чтобы осуществить столь великий литературный подвиг. Значимость этого подвига неоценима для всей русской и общеславянской культуры.
«Собирание и хранение рукописей производилось при „Доме святой Софии“, так назывался в Новгороде весь политический и хозяйственный комплекс, подчиненный новгородскому архиепископу. Переписка книг при дворе новгородского владыки была поставлена на широкую ногу, на это не жалели средств и труда. Собирали рукописи также монастыри и церкви, князь и бояре»{189}.
Новгород был ведущим центром древнерусской книжности. По подсчетам исследователей из всего фонда сохранившихся древнерусских книг XI–XIV веков новгородские памятники письменности составляют не менее половины. Иногда этот факт пытаются объяснить тем, что Новгород якобы обходили стороной катаклизмы, гибельные для культуры. Однако, «известно, что Новгород не представлял полного исключения из прочей Руси в отношении сохранности его письменных памятников. Они гибли здесь так же, как и везде в древней Руси, от общего бича — пожаров, гибли от местного бедствия — наводнений»{190}.
Многочисленные новгородские монастыри обладали большими книжными собраниями. А Софийская библиотека была одной из самых древних, знаменитых и обширных хранилищ книжных сокровищ Руси.
«Крупнейший русский культурный центр в период своего расцвета, Новгород еще в XVII веке оставался самым большим средоточием книжных богатств. Когда во второй половине XVII века понадобилось собрать в Московский Печатный двор книги старого исправленного письма, запросы на них, в первую очередь, были направлены в Новгород и Псков»{191}.
* * *
Совокупность достижений в области культуры, искусства, общественно-государственного устройства и духовной жизни дает возможность говорить о том, что новгородцы создали одну из самых высокоразвитых цивилизаций своего времени. С точки зрения общерусской цивилизации ее можно назвать новгородской подцивилизацией русской нации.
Надо отметить, что пик новгородской подцивилизации пришелся на тот период русской истории, когда Киевская Русь с ее подцивилизацией русской нации уже перестала существовать, а московская подцивилизация русской нации находилась в стадии формирования. По сути, на протяжении достаточно продолжительного периода времени Великий Новгород один представлял русскую цивилизацию глазам всего мира, окружающего Русь. Представлял ярко и достойно.
ВОЕННАЯ СЛАВА НОВГОРОДА
В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной её целью было расширение государственной территории. В XIII - XV веках главной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики. Для того чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны, отправлять осольства, заключать договора, вступать в союз и расторгать союзнические отношения. В целом, несмотря на отдельные неудачи, сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач.
Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в XIII веке. Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной агрессии с Запада. Не прекращались попытки немецких и шведских рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем. Первые века существования Новгорода сильных врагов у его границ не было, поэтому новгородское войско главным образом совершало походы на север, восток и юго-восточную Прибалтику с целью расширения территории Новгородских земель. В то же время новгородцы на стороне одного или другого князя иногда участвовали. Вспопомним как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завладеть великокняжеским престолом.
Во второй половине
XII века - первой четверти XIII века новгородцы
сталкивались с Владимиро-Суздальскимикнязья
В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Войско, основу которого составляли новгородцы под предводительством князя Мстислава Удалого, наголову разбило многочисленную владимирскую рать в битве на реке Липецы. Каким же было новгородское войско, в чём секрет его победоносности? Основу новгородского войска составляло ополчение: бояре, житьи люди, ремесленники, крестьяне. В него не входили только не свободные жители и священнослужители. Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях. Бедные бились в пешем строю. Впереди войска располагались лучники, осыпавшие врага градом стрел.
Вместе с ополчением в походы выступал и князь. Наличие в новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников, хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность. Общая численность войска, которое могла выставить новгородская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в последний период новгородской независимости, и причём в критические моменты. Обычная же численность войска при походе составляла 5 - 10 тысяч человек.
Из защитного вооружения особенно распространены были кольчуга и щит, много образцов которых нашла археологи. В XIII веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с надежно закреплёнными на ней, заходящими друг на друга металлическими пластинками наподобии чешуи. Судя по летописям, "доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользовался им. Для защиты головы использовались разнообразные шлемы. Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя. Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья. В XIV-XV веках двуручный меч стала постепенно вытеснять сабля. Копья были, главным образом, ударным оружием. Наиболее мощные из них, с наконечником в виде листа лавра, назывались рогатинами. Были и лёгкие метательные копья - сулицы. В рукопашной схватке пользовались ножами, топорами, кинжалами, булавами, кистенями, шестопёрами. В дальнем бою, при приближении противника использовали луки. Лук часто помогал и всадникам - они могли выпускать до десятка стрел за минуту. Менее скоростными, но зато более точными и мощными были арбалеты или, как говорили на Руси - самострелы. Для натягивания тетивы здесь уже использовался рычаг, зато стелы с металлическим наконечником могли "прошить" насквозь даже тяжёлые доспехи.
Однако часто до самих битв дело не доходило. Сторона, совершающая поход проводила " ослабление " - то есть проникала на территорию врага, габила, убивала или уводила в рабство мирное население. Противоположная сторона часто производила в таких случаях ответные " подвиги ". Однако наряду с такими " войнами " существовали и настоящие, особо ожесточённые.
С середины XII века феодальный сосед новгорода - Шведское государство начало проводить завоевательную политику в восточном направлении. Объектом агрессии шведских феодалов стала территория современных Финдляндии и Карелии. Новгородцы собирали в то время дань с племени еми, жившего в центральной Финляндии. Походы шведских феодалов были объединены одним поводом - окатоличивание племён суми и еми (современных угров, финов и ижорцев). Однако причина была совсем иная - захват земель, налаживание сбора с них дани, а при удаче, продвижение дальше, на Русскую Землю.
Первый "крестовый поход " был предпринят шведским королём Эриком в 1157 году в землю племени сумь. Несмотря на сопротивление местных жителей, шведам удалось захватить часть территории и окрестить имеющаяся на нём население. Не ограничиваясь этим, в 1164 году шведы нанесли удар по новгородским землям. Флотилия из 55 шведских кораблей, пройдя Финский залив, Неву и Ладожское озеро, оказались у стен новгородской крепости Ладоги в устье волхова. Жители города сожгли посад и заняли оборону крепости, послав при этом гонцов в Новгород. Шведы попытались штурмовать крепость, но понесли тяжёлые потери. Через 5 дней пришедшее войско князя Святослава Ростиславича наголову разгромило шведов. Остатки их на 12 оставшихся кораблях бежали.