Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 11:02, курсовая работа
Актуальность контрольной работы. Безусловно, выбранная тема актуальна. Несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным. Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА………………………………………………………………………………5
1.1. Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке……….8
2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА………………………………….13
2.1. Наука и образование………………………………………………………..13
2.2. Русская литература XVIII века……………………………………………17
2.3. Русский театр в XVIII веке………………………………………………...22
2.4. Расцвет русской живописи в XVIII веке………………………………….24
2.5. Новые тенденции в архитектуре XVIII века……………………………...26
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке………………..28
3.1. Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России………………………..28
3.2. Культура Орловского края в XVIII веке………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам[5, c. 117]. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали .
На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь[24, c. 122
Большой популярность в этот
период пользовались журналы Новикова
«Живописец» и «Трутень», в них писатель
обличал пороки крепостничества.
В России
в эпоху классицизма складывается новая
художественная литература с развитой
системой жанров.
« Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр – проповедь и светское ораторское «Слово» Феофана Прокоповича формирует представление о его духовном облике. По сравнению с анонимной рукописной повестью «Слово» – это уже европеизированное явление русской словесной культуры»[6, c. 129].
Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.
В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.
У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав — смешить и пользовать прямой ее устав»[1, c. 131].
В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.
В
ряде произведений, которые относятся
к жанру классицизма, явственно
видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин
в своих комедиях “Бригадир”
и “Недоросль” реалистично и
метко описывал жизнь
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.
Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.
В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям
Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал схему деления литературного языка, известную еще со времен античности, на три стиля: высокий, средний и низкий. Её исходным пунктом являлось употребление «славянских речений». Но его реформа сохраняла условность книжного языка, который отличался от разговорной речи.
Классицизм представлен наиболее ярко сочинениями Ломоносова, который пропагандировал в своих теоретических работах («Риторика», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства» и др.) пышное, высокое искусство слова, нравоучительное, которое должно содействовать разрешению задач государственною порядка. В творчестве Ломоносова поставлены и разрешены художественно проблемы, которые наивно и робко выдвигала литература начала века, ратуя за укрепление и расширение социально-экономической базы феодальной России. Не выходя из жанровых рамок высокой поэзии, он использовал оду, а отчасти трагедию и эпопею для пропаганды тенденции феодально-абсолютистской, военно-бюрократической монархии в ее европейских «культурных» формах.
Крупнейшим
поэтом конца XVIII в. считают и Г.Р. Державина. Его заслугой
была демократизации поэтического слова,
соединившего "высокий" стиль с "низким",
внесшим в поэзию элементы разговорного
языка.
В становлении нового литературного языка
сыграли важную роль писатели-сентименталисты,
в частности, Н.М. Карамзин. Но, провозгласив
сближение литературного языка с разговорным,
они ориентировались на "язык салонов".
Поэтому их нововведения не стали главным
направлением формирования литературного
языка.
Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, отстаиваемая А.С. Шишковым, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания[23, c. 134].
2.3. Русский театр в XVIII веке
XVIII в. называют временем рождения русского театра. В Москве в 1702 г. был открыт первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан знаменитый театр Ф.Г. Волкова.
В 1756 г. в Петербурге был открыт первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров, возглавляемая Волковым. В то же время в столице действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе. А в 1779 г. появился частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым впервые была поставлена пьеса "Недоросль" и другие пьесы Фонвизина.
В Москве представления разыгрывала итальянская труппа Д. Локателли. В 1780 г. открыли Петровский театр, который ставил, как это было принято в ту эпоху, балетные, оперные и драматические спектакли. Широкой известностьюпользовались крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино.Богатством и талантами постановок они превосходили порой казенные театры. Московских крепостных актрис Шлыкову – Гранатову и Ковалеву-Жемчугову слушать приезжали специально из Петербурга.
Большую часть театрального репертуара представляли переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. стала появляться национальная драматургия (Херасков, Фонвизин, Сумароков).
При царском дворе и во дворцах вельмож вплоть до середины XVIII века в основном выступали иностранные труппы. Но заметный подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете)возникли театры.
Что касается музыки и музыкальных театров, то уже в Петровскую эпоху развитие получило домашнее музицирование на столовых гуслях и клавесине.
При Анне Иоанновне впервые была создана придворная опера, в которой пели французские и итальянские певцы. Авторами музыки также являлись преимущественно итальянские мастера.
В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.
При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наибольшей популярностью пользовались оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825) «Празднество сеньора» Василия Алексеевича Пашкевича (1742-1797) «Скупой», Евстегнея Ипатовича Фомина (1761-1800) «Ямщик на подставе»[4, с. 157].
В конце XVIII века была сформирована русская композиторская школа. В русской музыке появились музыкальные жанры: камерная музыка, хоровая, опера. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
2.4. Расцвет русской живописи в XVIII веке
Ведущее место в российской живописи XVIII в. занимал жанр портрета. В петровскую эпоху развитие портретного жанра определялось воздействием западной живописи, но опиралось оно одновременно на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.
Новое явление в искусстве представляла гравюра. Наиболее известный мастер данного жанра -А.Ф. Зубов
В России в начале XVIII в. работали иностранные живописцы, в частности, Л. Каравакк и И.-Г. Таннауэр.
Во второй половине XVIII в. развитие получают и другие жанры живописи. Складывается, например, система жанров (монументально-декоративная живопись, историческая живопись, пейзаж). Наиболее значимыми авторами исторического жанра считаются Г.И. Угрюмов и А.П. Лосенкои.
В развитии портрета проявление имели две тенденции: реалистичности изображения, расцвет парадного портрета и повышение художественного уровня. В творчестве А.П. Антропова особенно сильно были представлены традиционные черты парсуны. Его считают одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой).
Портреты Ф.С. Рокотова отличает интимность, тонкость
и психологизм (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий работал активно
в жанре парадного портрета. Творчество В.Л.
Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) построено
на идеях сентиментализма. Он ввел впервые
пейзажный фон в портретах.
В конце XVIII в. появляются полотна, изображающие
сцены из крестьянской жизни (И.А. Ерменев,И.П. Аргунов,М. Шибанов), возник интерес
к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный
пейзаж (Ф.Я. Алексеев)[7, c. 163].
Представитель пейзажной живописи - Махаев, известны широко его полотна «Вид Новгорода», «Вид Петербурга и его окрестностей», «Облики Москвы».
В конце века появляется целое направление в живописи, которое представлено портретами крестьян, картинами крестьянской жизни. Такой была работа Шибанова «Крестьянский обед». Этот жанр отражал идеи модного тогда сентиментализма, который здесь проявился в идеализации крестьянского быта.
Итак, в России во второй половине XVIII века окончательно сложилась русская живописная школа. Картины отличало разнообразие жанров: от исторической живописи и традиционных портретов до пейзажей, театральных декораций, сцен из народной жизни, натюрмортов.
В 1757 году учреждена была Академия художеств.
Во второй половине XVIII века заложены были основы развития русской скульптуры. Ее крупнейшим представителем и основоположником является Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Он имел из мрамора создавать тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами его считаются бюст Ломоносова, статуя «Екатерины- законодательницы», бюст А.М. Голицына. Он считается представителем романтического направления.
В этот период на улицах впервые стали появляться памятники, которые были поставлены в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры является «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, который установлены в честь Петра I в центре Петербурга. Он являлся представителем светского жанра классицизма.
Практически все правители России XVIII века в собирание произведений художественной культурыв несли большой вклад. На покупку скульптур и картин, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в саамы сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа[13, c. 172].
2.5. Новые тенденции в архитектуре XVIII века
В строительстве Петербурга наиболее полное воплощение нашли принципы архитектуры Нового времени: «предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры»[16, c. 189].
Архитектура середина XVIII века ознаменована сложением явления, получившего название "русского барокко". Дворцы Ф.Б. Растрелли сочетают причудливо барочную пластику стен и рокайльный орнамент, который вынесены из интерьера на стены фасадов.
Основоположниками русского
классицизма стали И.Е. Старов, В.И. Баженов, которые создали архитектурную
классику, основанную на использовании
приемов французского неоклассицизма.
С именем М.Ф. Казакова связывают появление многих
архитектурных памятников Москвы.
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII
века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли
(1700-1771). Растрелли - автор крупнейших архитектурных
ансамблей: Зимний дворец в Петербурге
(1751 – 1762 гг.);Екатерининский дворец в Царском
селе; Большой дворец в Петербурге; Дворец
Строгановых; Смоленский монастырь; Андреевская
церковь в Киеве[2, c. 199].
Во второй половине века в архитектуре преобладает классицизм. Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге[8, c. 215]. Характерной особенностью его творчества является то, что он предложил первым вписывать органично архитектурные сооружения в городскую среду или пейзаж.