Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 11:02, курсовая работа
Актуальность контрольной работы. Безусловно, выбранная тема актуальна. Несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным. Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА………………………………………………………………………………5
1.1. Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке……….8
2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА………………………………….13
2.1. Наука и образование………………………………………………………..13
2.2. Русская литература XVIII века……………………………………………17
2.3. Русский театр в XVIII веке………………………………………………...22
2.4. Расцвет русской живописи в XVIII веке………………………………….24
2.5. Новые тенденции в архитектуре XVIII века……………………………...26
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке………………..28
3.1. Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России………………………..28
3.2. Культура Орловского края в XVIII веке………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
«Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры. Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле»[11, c. 227].
В XVIII веке проявилось отчетливо стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, которые обогащены мировым наследием.
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке
3.1. Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России
Восемнадцатый век в области культуры России считают веком глубоких социальных контрастов, подъема науки и просвещения.
Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей[26, c. 191]. XVIII век в историю мировой культуры вошел как эпоха больших общественно-исторических и идейных сдвигов, острейшей борьбы с религиозным догматизмом и феодально-монархическими устоями.
Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия яркое отражение нашли в литературе, науке, философии, в просветительской деятельности крупнейших мыслителей, писателей, ученых этого времени – Гольбаха и Дидро, Руссо и Вольтера, Шиллера, Гёте, Лессинга.
Русскими учеными не только были восприняты творчески достижения западноевропейских ученых, но и сами они оказывали на мировую научную мысль все возрастающее влияние. В России общий уровень развития науки в XVIIIвеке был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретало каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук известностью пользовались у ученых других стран. За рубежом следили внимательно за научной жизнью Петербурга.
Это был первый век, когда бурное развитие получила светская культура, когда решительную победу одержало новое, рационалистическое мировоззрение над аскетическими суровыми догмами религиозной морали, что открыло широкую дорогу расцвету культуры последующих эпох.
Русская культура заняла в этот период достойное место в мировой культуре. В ней проявились особенности национального миросозерцания и характера. Она стала обладать собственной динамикой развития, что придало ей уникальность, неповторимость и узнаваемость среди других культур.
Культура русского государства в XVIII в., подверженная европейскому влиянию, и сама приобрела мировое значение. Главное достижение названного периода связано с высвобождением творческих сил личности, расцветом личностного творчества, осуществлением ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»[15, c. 64].
В России XVIII в. созданы были архитектурные творения, которые являются достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. И до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века[5, c. 222].
Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, которое огромное значение имело для практики поздней архитектуры, являются градостроительное искусство и ансамблевость. Архитектура во времени преобразовывалась, но тем не менее ряд особенностей русского зодчества бытовали и развивались на протяжении нескольких столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.
В целом русское искусство XVIII в. составляет важную веху не только в истории русской художественной культуры, но и большую роль сыграло в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры XVIII в. в целом.
Итоги историко-культурного развития XVIII в. весьма значительны. Развитие получили русские национальные традиции во всех видах искусства. Развивались все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры XVIII в. подготовило почву для блестящего расцвета русской культуры XIX в., которая стала неотъемлемой составной частью мировой культуры.
Русская культура XVIII века свою великую миссию исполнила с достоинством, став культурой, которая русскую жизнь одухотворила новыми идеалами, заложившими основу русского общественного самосознания на многие столетия. В художественной культуре сформированы были принципы, наиболее полная реализация которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия своей значимостью затмевает противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она составляет основу замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.
3.2. Культура Орловского края в XVIII веке
Процент городского населения Орловской губернии в XVIIв. был невелик, так как подавляющая часть населения проживала в сельской местности, причем 2/3 его приходилось на крепостных крестьян.
Долгое время обучение в провинции находилось на низком уровне, хотя во второй половине XVIII в. в России начала своё формирование система общественной школы. Основными педагогическими центрами в Орловском крае данного периода продолжали оставаться монастыри. В Орловской губернии в 1778 г. учредили духовную семинарию. Духовная семинария (архиерейская школа) стала одним из немногих учебных заведений губернии. В ней осуществлялась подготовка кадров священников для приходов Орловской епархии. Она положительную роль играла в развитии образования. «Не все ее выпускники становились священниками, часть их продолжала учебу в других светских учебных заведениях. Из учащихся духовной семинарии набирались учителя для народных училищ губернии»[31, c. 118].
Вскоре после открытия семинарии было учреждено несколько духовных училищ. В частности, 15 сентября 1779 г. начало свою деятельность Орловское духовное училище, разместившееся в Успенском мужском монастыре. Здесь учили французскому, греческому и латинскому языкам, арифметике, священной истории, катехизису, грамматике. Позже открылся поэтический класс, ввели преподавание философии и немецкого языка.
Во второй половине XVIII в. бурно развивается и профессиональная музыка —в Орле в это время была создана Орловская музыкальная капелла. Дворяне устраивали часто, музыкальные вечера и спектакли, концерты, занимались увлеченно домашним музицированием.
В годы принадлежности Орловщины к Севской епархии наметился значительный подъем нравственного и интеллектуального уровня паствы и духовенства. Архипастыри вызывали ученых монахов из Киевской епархии, заводя при церквах библиотеки, требуя от духовенства обязательного обучения народа и детей.
За это время Наиболее важным событием было появление духовных учебных заведений. При третьем Севском епископе Амвросии (Подобедове), впоследствии Петербургском митрополите, была основана в 1778 году в городе Севске [35, с. 72]. Кроме семинарии, в Орле открылись духовные училища. Благодаря этому не только в городских, но и сельских приходах появились диаконы и священники, которые окончили богословскую школу.
Зодчество Орловского края середины XVIII в. характеризуется развитием стиля барокко. Продолжали интенсивно строиться культовые гражданских зданий. На Орловщине получило распространение церковное каменное строительство. На первых порах его инициаторами выступали монастыри.
Появился крепостной театр. Актеры на специально устроенных сценах разыгрывали комедии и трагедии, принимали участие в балетных и оперных представлениях. Количественный состав труппы связан был с богатством хозяина.
По случаю проезда через Орел Екатерины II 17 июля 1787 г. «благородной труппой» было дано большое представление в резиденции генерал-губернатора. Актерами в присутствии императрицы была сыграна комедия французского драматурга Шарля Фавара «Солиман II, или «Три султанши». Это стало первое театральное представление, которое было зафиксировано в истории Орла.
Таким образом, во второй половине XVIII века город Орел развивался в культурном направлении быстрыми темпами. Архитектура, музыка, образование, – всё двинулось вперёд, оставляя за собой неизгладимые следы в истории Орловского края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решив поставленные задачи и выдвигаемую цель, сформулируем некоторые выводы, которые нашли свое отражение в работе:
Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Итоги историко-культурного развития XVIII в. являются весьма значительными. Во всех видах искусства продолжалось развитие русских национальных традиций. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.
Развитие получили все направления все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Появились новая художественная литература, литературные журналы, светская музыка, общедоступный театр. Осуществляется становление русского классицизма, на смену которому заступил сентиментализм. Развитие культуры XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры последующего века, который стал неотъемлемой составной частью мировой культуры.
Рубежом развития литературы считается середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров –басня, ода, трагедия, элегия, повесть, комедия, путешествие, роман. Главные отличительные черты того времени представлены также новым литературным языком и новой системой стихосложения.
XVIII столетие - период необыкновенно интенсивного культурного развития страны, так как Россия в это время открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении многих столетий. Отечественная школа изобразительном и театральном искусстве, в литературе в XVIII в. развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, при этом активно подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пётр I
М.Ю. Ломоносов
Сумароков А.П.
Тредиаковский В.К.
Державин Г.Р.
Карамзин Н.М.
Радищев А.Н.
Антропов А.П. Портрет Екатерины II. 1766. Холст, масло. |
Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. 1759 |
|
Рокотов Ф. Портрет Екатерины II |
Рокотов Ф. Портрет неизвестного в треуголке Рокотов Ф. Портрет Петра III |
Левицкий Д.Г. Портрет Е.И. Нелидовой |
Левицкий Д.Г. Портрет А.П. Левшиной |
Левицкий Д.Г. Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской |
Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло |
Боровиковский В.Л. Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. 1799 |
Боровиковский В.Л. Портрет Александра I. Холст, масло |