Культура Руси до монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Культура средневековой Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Содержание работы

Введение
1. Древняя культура до принятия христианства
2. Культура Киевской Руси периода расцвета (конец X - начало XII в.)
3. Культура Руси периода феодальной раздробленности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Elvin dokladi.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение

1. Древняя культура до принятия  христианства

2. Культура Киевской Руси периода  расцвета (конец X - начало XII в.)

3. Культура Руси периода феодальной  раздробленности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многими веками создавалась богатая  и разнообразная культура человеческого  общества, достигшая в наше время  удивительных успехов. «Великая, неисчерпаемая  сила ума человека и упорство его  неустанного труда привели ныне к смелому вторжению в космическое  пространство, к созданию сложнейших вычислительных машин и автоматизации  производства».

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в  процессе становления и развития национального самосознания, постоянно  обогащалось собственным и мировым  культурным опытом. Оно дало миру вершины  художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного  географического пространства, на котором  соединялись и взаимодействовали  многочисленные этнические группы и  народности; утверждение православия  как особой ветви христианства, сосредоточенной  на духовности, приверженности устоявшимся  традициям; длительная временная изолированность  от западно-европейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

В тысячелетней истории человеческого  общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое ожившие формы  общественной организации.

Изменились строй жизни и  воззрения людей. Но, как и много  сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно.

Культура средневековой Руси имеет  свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Нашествие и установившееся затем  иноземное иго затормозили культурное развитие Руси, привели к почти  полному прекращению на длительное время внешних связей, что не могло  не сказаться на состоянии культуры.

 

 

1. Древняя культура до принятия христианства

До образования Киевского государства  восточные славяне имели значительную историю, заметные успехи в области  материальной культуры: знали секреты  обработки металла, земледельческие  орудия.

У них были выработаны известные  представления о земном и загробном  мире, сложились строго соблюдаемые  ритуалы, и когда завершился процесс  этногенеза, формирования древнерусской  народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская  народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов.

Она зарождалась как общественность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических  регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни - оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северо-кавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков.

«Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем  говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование  не вызывает сомнений - это язык».

В VI - IX вв. идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую  равнину.

Пашенное земледелие вытесняет  подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византии, Востоком, Западной Европой.

Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами. В торговле с Востоком большое  значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомились с религиями  Востока.

Успешно развивалась торговля с  Византией. К X в. сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках - русском и греческом.

Это подтверждает то, что письменность у славян появилась за долго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода  законов «Русской правды» складывалось их законодательство.

Центральное место в культуре этого  периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма  освоения человеком мира.

Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличались значительно от аналогичного развития религий других народов.

Человек жил в мифологической картине  мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили  человеку, помогали в трудовой деятельности.

Славяне покланялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культуры. Они считали воду стихией, из которой  образовался мир.

Славяне населяли ее различными божествами: русалками, водяными, морянами, посвящали  им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ  предков. Почитали Рода - творца Вселенной  и Рожаниц - богинь плодородий.

Славяне верили в потусторонний  мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный  мир. Они сжигали трупы или  предавали их земле.

В первом случае предполагалось, что  после смерти жить остается душа, в  другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Славяне считали, что Предки продолжали и после  смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой  религии появляется «Бог богов», удаленный  от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI в. повелителем Вселенной признавали бога - громовержца Перуна.

В договорах X в. с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным - Перуном (в последствии княжеским богом), а купцы - Велесом - богом скота (в последствии - богом богатства и торговли).

У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной, упорядоченной системой магических действий, практическая цель которой в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку.

Поклонения идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности  и воздействии на психику. Языческая  обрядность включала и различные  виды искусств.

С помощью скульптуры, резьбы, чеканки  создавались изображения, обладание  которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги).

Языческие символы проявлялись  в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), зодчестве - на кровлях  жилищ вытесывались изображения  птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением  заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий.

В связи с потребностью внутреннего  объединения, княжеский бог Перун  становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги не славянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока - Хорос.

В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление  в религиозной сфере. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой - слияние разнородных  богов в едином пантеоне. Но она  потерпела неудачу.

Очень рано к славянам проникли языческие  религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием.

С ними Русь познакомилась, постоянно  общаясь с хазарами, народами Средней  Азии, Византией и Европой.

Языческое мировоззрение нашло  свое художественное выражение в  народном творчестве. С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян.

Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы  и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы  древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с  языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С далеким языческим прошлым связано и происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Былины не создавались единой волей, единым творцом, это искусство  коллективное. Переходя из уст в  уста, они подвергались все новым  способам восприятия, понимания и  даже перетолкования.

На многовековом пути их существования  путем устной передачи неизбежны  потери и смысловые разрывы, искажения  и случайные наслоения. Поэтому  существуют весьма неравноценные в  художественном отношении варианты былин.

Былины киевского цикла, связанные  с Киевом, с Днепром, Славутичем, с Князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X - XI вв.

В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.

Устное народное творчество явилось  не только самоценным явлением культуры, но и неисчерпаемым источником образов  и сюжетов, веками питающим русскую  словесность.

 

 

2. Культура Киевской Руси периода расцвета (конец X - начало XII в.)

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I в. н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. «Апостол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик».

В источниках содержаться сведения о крещении княгини Ольги, о существовании  в период ее властвования христианских храмов». Таким образом, проповедь  христианства существовала издавна, хотя христианство еще не стало господствующей религией.

Русь официально приняла христианство в 988 г., в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло  христианство из рук миссионеров  и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства - православия - был определен рядом  причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость  этнокультурного объединения всех земель.

Язычество должно было уступить место  новой религии, т.к. оно отражало демократический быт древнеславянского  общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма.

Решающим фактором обращения к  религиозно- идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.

В системе византийской государственности  духовная власть занимала подчиненное  положение, зависела от императора. Это  соответствовало политическим устремлениям князя Владимира.

Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование  византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности.

Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и  были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси.

И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало  богословие языковыми канонами. В  католицизме богослужение проходило  на латинском языке.

Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского  языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление  религиозного культа на национальном языке.

Информация о работе Культура Руси до монгольского нашествия