Культура Руси до монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Культура средневековой Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Содержание работы

Введение
1. Древняя культура до принятия христианства
2. Культура Киевской Руси периода расцвета (конец X - начало XII в.)
3. Культура Руси периода феодальной раздробленности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Elvin dokladi.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским.

Принятие христианства означало изменение  всего строя жизни. Теперь центром  общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека.

Христианство оказало влияние  на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи  со странами христианского мира.

Опора власти на религию, как на социально-нормативный  институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия - формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где  обучались люди из различных слоев  населения.

То, что христианство было принято  в восточном варианте, имело и  иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе.

«Русское православие ориентировало  человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность».

В течение длительного времени, до XIX в. христианство останется доминантной  культурой. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств.

Складывалось своеобразное отношение  церкви и государства. Государство  взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации  государства, создала идейные основы самодержавия.

Становление новой культуры началось с перевода Священного писания и  богословской литературы с греческого языка на кириллицу.

Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием.

Первоначально во 2-й половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX - X вв. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение.

Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность была широко распространена не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан.

Ведущим жанром формирующейся русской  литературы было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре  является «повесть временных лет», составленная около 1113 г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В основу «Повести» легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас, документы  княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник и пр.

Летопись наряду с погодными  записями сведений о важнейших политических событиях содержит много поэтических  легенд и преданий: о призвании  варягов, о походах Олега на Царьград и против хазар, о мести древлянам  княгини Ольги за смерть Игоря  и др.

Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного византийско-славянского  наследия явились важнейшими предпосылками  появления у наших предков  интереса к истории, а значит, и  формирования литературно-исторического  жанра - летописи.

Древнейшее из известных нам  произведений русской литературы - «Слово о законе и благодати», написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг.

Сочинение Илариона - это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский «закон» (десять заповедей, полученных Моисеем), затем через «евангельскую, христианскую Благодать и Истину» (данные Иисусом Христом) и, наконец, возносит похвалу Владимиру Святославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей.

«Издавна любимым чтением наших  предков была агиографическая литература - жития святых». Жития рассказывали о жизни людей, достигших святости, представляли образцы праведной  жизни, убеждая, что прийти к такому христианскому идеалу может любой  человек, поверяя дела свои евангельскими  заповедями («Чтение о житии и  погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Житие преподобного Феодосия Печерского» и др.).

Языческая Русь не знала храмового  строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в  городах начинается каменное строительство.

Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную  в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.

Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в  следовании византийским традициям (вначале  и мастера были преимущественно  греки), с другой - сразу наметился  отход от византийских канонов, поиск  самостоятельных путей в архитектуре (многокупольность, пирамидальность). Внутри храмы украшались фресками и мозайкой.

Необходимым элементом украшения  были иконы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное  неизвестным греческим живописцем в XI в.

Эта икона получила название «Владимирской  Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

 

3. Культура Руси периода феодальной раздробленности

В 30-е годы XII в. дробление Древнерусского государства, наметившееся еще во 2-й  половине XI в., прошло ускоренными темпами.

На территории Киевской Руси образовался  ряд самостоятельных государств со своими особенностями экономического и политического развития (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика и др.).

С падением политического значения уменьшилась и интегрирующая  роль Киева в области культуры, несколько ослабло влияние Византии на многочисленные столицы вновь  появившихся государств, зато местные  особенности проступили более ярко.

Единый историко-культурный процесс  разделился на несколько потоков, возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями.

В каждой формировались собственные  эстетические идеалы, утверждалось новое  понимание красоты. При этом не ослабевало сознание исконного единства Руси.

Образование местных школ способствовало сближению искусства народного  и «ученого», более широкому проникновению  народных элементов в культуру господствующего  класса.

В середине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые самостоятельные шаги. Самая ранняя из известных владимирских икон - «Боголюбская Богоматерь» (сер. XII в.). Икона стала одной из самых прославленных на Руси и почиталась чудотворной.

В XIII в. крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия.

В новгородских былинах воспевалась  не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью.

Образование архитектурной новгородской школы происходило в специфических  социально-политических условиях(церкви строились на средства бояр), что повлекло за собой упрощение техники строительства и декоративной отделки.

В короткие сроки создавались экономичные  сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.

Ведущее место в искусстве Новгорода  принадлежало монументальной живописи (росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге, фрески церкви Спаса-Нередицы, икона «Спас Нерукотворный»).

После распада Киевского государства  и до монгольского нашествия литература в целом продолжала следовать  тем направлениям, которые установились при Ярославе Мудром и его потомках. Летописание, оставаясь ведущим  жанром литературы, приобрело местный  характер.

Особенным богатством языка, образностью  отличились Киевская и Галицкая летописи. Язык владимирской летописи был несколько  книжным, новгородская же, напротив, отличалась народной речью, а псковская напоминала военную хронику.

«Слова» (речи) как жанр возникли в  русской литературе еще в 1-й половине XI в. и были посвящены, в частности, важным политическим проблемам.

Величайшим творением русской  культуры XII в., литературным памятником мирового значения является «Слово о полку Игореве» (ок. 1187 г.), посвященное походу на половцев новгород-северского князя в1185 г., закончившемуся жестоким поражением русских.

«Автор «слова», не ставя целью  последовательное изображение всех перепитий похода, в поэтической форме осмысливает причины поражения, печалится по поводу раздоров между русскими князьями и призывает их к единению во имя защиты Руси».Вершиной свободного овладения многовековой премудростью является выдающийся памятник дворянской общественной мысли и литературы «Моление Даниила Заточника» («Послание Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу», 1-я четв. XIII в.).

Сочинение - блестящий образец средневекового ораторского искусства, автор - острослов, склонный к скоморошьему балагурству. Этот человек, очевидно, пострадавший от административного произвола, горько смеется над собственными несчастьями  и одновременно восхваляет князя, рассчитывая  на его милость.

Также эпилогом русской литературы домонгольского периода является литературное произведение «Слово о погибели Русской земли».Эти и другие замечательные произведения демонстрируют высокий уровень русской культуры накануне монгольского нашествия.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура средневековой феодальной Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

В целом, древнерусская цивилизация  Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных  цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального  производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентаций.

Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации  Древней Руси. «В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики».

Необходимо заметить, что нашествие  и установившееся затем иноземное  иго затормозили культурное развитие Руси, привели к почти полному  прекращению на длительное время  внешних связей, что не могло не сказаться на состоянии культуры.

Лишь с середины XIV в. в связи с общим экономическим подъемом Руси, наметившимися тенденциями к объединению после Куликовской победы, подготовившей реальные условия для освобождения русских земель от монголо-татарского ига, начинается новый мощный подъем русской культуры.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Балкина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994 г. С. 27.

2. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 2007. С. 154.

3. Милюков П.Н. Очерки по истории  Русской культуры. Т.1. М., 1993. С. 121.

4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки  истории Русской культуры IX - XVII вв., М., 1984. с. 7.

5. Радугин А.А. Культурология. М., 1999. С. 241.


Информация о работе Культура Руси до монгольского нашествия