Культура Руси XIV-XVI веко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:58, реферат

Описание работы

Едва ли кто-нибудь станет спорить с тем простым фактом, что уровень культуры в современном российском обществе стремительно падает. Достаточно посмотреть телевизор, почитать популярные газеты журналы, посмотреть «шедевры» современного искусства, чтобы прийти к печальному выводу: демократизация общества привела на деле к духовному обнищанию людей, утрате нравственных ориентиров, нарастанию общего безразличия и политической апатии. Люди забыли обо всех вечных ценностях и ограничиваются лишь заботами о том, как поскорее «сколотить капитал», а потом – жить в свое удовольствие…

Содержание работы

Введение 3
1 Исторически очерк 5
2 Архитектура 5
3 Развитие литературы и науки 14
4 Быт и нравы 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Культура Руси XIV-XVI веков.docx

— 61.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1 Исторически очерк

5

2 Архитектура

5

3 Развитие литературы и науки

14

4 Быт и нравы

19

Заключение

24

Список использованной литературы

25


 

 

 

Введение

 

На Земле существовало и существует множество народов, каждый из которых  обладает своей особой и неповторимой культурой. В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

«Культура Руси XIV-XVI веков» - так звучит тема моего реферата работы. Эту тему я выбрал вовсе не случайно.

Едва  ли кто-нибудь станет спорить с тем  простым фактом, что уровень культуры в современном российском обществе стремительно падает. Достаточно посмотреть телевизор, почитать популярные газеты  журналы, посмотреть «шедевры» современного искусства, чтобы прийти к печальному выводу: демократизация общества привела  на деле к духовному обнищанию  людей, утрате нравственных ориентиров, нарастанию общего безразличия и  политической апатии. Люди забыли обо  всех вечных ценностях и ограничиваются лишь заботами о том, как поскорее «сколотить капитал», а потом –  жить в свое удовольствие…

Знать прошедшее  – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история – это учитель жизни». Мне, как честному и серьезному человеку, озабоченному будущим России и судьбой ее непреходящих ценностей, крайне важно было услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, непрерывающегося тысячелетиями.

Проблема  зарождения и последующего развития культуры Руси нашла свое отражение  в труде крупного историка XVIII в. М.М. Щербатова «История Российская с древнейших времен». В своей  работе автор показал, что становление  и дальнейшее развитие культуры Руси было связано с теми же историческими  факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Перед собой  я ставил цель – как можно глубже изучить культуру Средневековой  Руси, исследовать участие людей  в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Для  этого я подробно ознакомился с религией, философией, просвещением, литературой, музыкой, архитектурой, изобразительным искусством, научными знаниями, бытом и нравами того периода.

Для написания работы я  использовал труды различных  исследователей и ученых. Среди них  – «Первые семьсот лет русской  литературы» Д.С. Лихачева, «Тысяча  лет русской архитектуры» А.В. Иконникова, «Русские нравы» Н.И. Костомарова и  др.

 

 1 Исторический очерк

 

Древнерусское искусство до нашествия  монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII–XIII вв. могущество Киевской Руси приходит к упадку. Начинается период феодальной раздробленности, который охватывает XII–XV вв. В середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь (1237–1240) – около 50, а в XIV веке число их приближалось к 2501. Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси.

 

2 Архитектура

 

Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления  – процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. Как в средние века, так  и в Новое время в каждой европейской стране то и дело возникали  и распадались художественные школы, исповедующие свой стиль, манеру, эстетическую концепцию, а иногда и технику. Как  известно, ведущими художественными  школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV веке сиенская и флорентийская, в XV веке – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI веке – римская и венецианская. В России в это время ведущими являлись три школы:

  • владимиро-суздальская;
  • новгородская;
  • московская.

Две другие школы – псковская и строгановская – представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление. Из них стоит выделить строгановскую школу как наиболее примечательное художественное образование.

Владимиро-суздальская школа. В XII – начале XIII века она была одной из главных. Для зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи – одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). В росписях церкви Св. Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих художников. В фигурах святых, выполненных в классическом византийском стиле, – несколько отстраненных, холодно-величественных – чувствуется земная теплота, которая больше присуща эмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольское нашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси были подхвачены и развиты позднее искусством Московской Руси.

Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение Новгорода помогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения и сохранить независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила его могущество. В 1136 году Новгород стал феодальной республикой, его культура стала более демократичной. Иногда новгородскую культуру называют еще культурой средних слоев (в этом ее отличие от княжеской, владимиро-суздальской и дворцово-царской культуры московской школы).

Больше  всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной  архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045–1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) – характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.

Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если на византийских иконах пристальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь – к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. На новгородских иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.

В XIII–XV веках происходят дальнейшие изменения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне – чаще всего архитектурном. Кроме того, появляется новое изобретение – иконостас (от икона и греч. stasis – место стояния), перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Расставные вдоль всех стен иконы теперь сконцентрированы на специальном экране, где они выстраивались в строго определенном порядке. Начиная с XV века иконостас становится неотъемлемым атрибутом православного храма.

Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятия иконы. Возникли сложные  эстетические проблемы. Их решение  нашли в изменении ритмики  рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные  линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение – использование в иконах золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение святых стало как бы объемным. В них стал важен не только внешний, обведенный линией контур, но и вся фигура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в котором помимо отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненных изображений святых, стал общенациональным эталоном.

В конце  XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился Феофан Грек (1340–1405). Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Несмотря  на значительный шаг в сторону  более гуманистического изображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскостность изображения (нет перспективы), жизнерадостный колорит. Новгородские образы напоминают деревянную скульптуру, а сочетания цветов – народную праздничную вышивку. Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидерство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.

Культурное  значение новгородской школы очень  велико. Задолго до Петербурга «окно» в Северную Европу «прорубил» Новгород, поддерживавший экономические и  культурные связи с городами Прибалтики и Северной Европы. Новгород, как  никакой другой русский город  того времени, развивался в культурном контексте Европы.

Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владимира в 1325–1326 годах митрополичьей кафедры. С конца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве.

Татаро-монгольское нашествие. Начало московской и продолжение деятельности новгородской художественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше периодом татаро-монгольского завоевания (1242–1480). Оно нанесло страшный удар по ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены. Ремесленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренных областей: Поднепровье, Полоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь с их культурными центрами. Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два с половиной столетия подпала под иго созданного в низовьях Волги государства – Золотой Орды. Власть русских князей в их землях сохранялась, но они вынуждены были каждый раз испрашивать согласие ордынского хана на право княжения. Страна вынуждена была платить завоевателям огромную дань.

Первые 50 лет после вторжения русская  культура переживала нечто вроде  культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного господствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали после частых городских  пожаров, были утрачены технические  навыки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.

Важную  роль духовного наставника и защитника  веры в период татаро-монгольского ига играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные  идеи. Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.

Духовное  сознание народа того времени можно  называть катастрофическим, иноземное  вторжение и массовая резня воспринимались как наказание за грехи. Древнерусская  литература повествует о чудовищной катастрофе, обрушившейся на русский  город, когда все население физически  уничтожалось, так что некому было оплакать убитых: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые»1.

Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство, признававшее уныние и безучастность  к своей судьбе одним главных  грехов, наставляло людей на путь праведный. Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, появились люди, задумывавшиеся о  милосердии и спасении. Во второй четверти XIV века формируется новое подвижничество – пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. Sketis – название обители в Египте) – кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский (ок. 1321–1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях. Он активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику московского князя Дмитрия Донского (1350–1389), благословение которого на битву с Мамаем преподобным Сергием стало уже хрестоматийным сюжетом.

Иконопись. Как и другие местные школы, московская школа прославилась в области  иконописи и зодчества. Расцвет  московской иконописной школы приходится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров – Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. В живопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монах Андрей Рублев (ок. 1360 [1370] – ок. 1430), который, по существу, и стал основателем московской школы живописи. А. Рублев не только усвоил от своего учителя манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этом мастерстве.

Информация о работе Культура Руси XIV-XVI веко