Культура саков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов – в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI-Vвв. до н.э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках. Так, в них сообщается о трех больших группах саков: саки –таграхауда, саки – хаомаварга и саки –тиай-пара-дарайя.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В VIII-IV вв. до н.э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников  под собирательным именем «saka». Геродот (Vв.до н.э.) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов – в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI-Vвв. до н.э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках. Так, в них сообщается о трех больших группах саков: саки –таграхауда, саки – хаомаварга и саки –тиай-пара-дарайя.

Геродот в своей «Истрории» дает название двум первым группам сакских племен: саки-ортокарибантии и саки –амюргии. На территориях Средней Азии и Казахстана жили и другие сакские племена, такие как массагеты, даи, исседоны и т.д., о которых также писали античные авторы.

В науке принято отождествление саков- ортокарибантии с саками- тиграхауда, а саков- амюргийских с саками- хаомаварга.(8.с.5)

В археологической науке  существует много версий о расселении саков на огромных территориях современной  Средней Азии и Казахстана. Согласно одной из них на территориях Шаша (район Ташкента), Северной Киргизии и юга Казахстана обитали саки- тиграхауда. Автор данного труда придерживается этой гипотезы, однако считает, что этническая территория саков-тиграхауда включала, кроме названных областей: на западе- Южное Приаралье и на востоке –Горный Алтай.

На этой обширной территории расположено большое количество курганов. Особенно выделяется регион, включающий современное Семиречье (юго-восток Казахстана и север Киргизии) и Горный Алтай.

Археологами проводились  и проводятся в этих районах интенсивные  раскопки. Широко известны замечательные открытия в Чиликтинских (Восточный Казахстан), Бесшатырских (юго-восток Казахстана) и Пазырских (Горный Алтай) курганах, обогативших науку высокохудожественными изделиями изобразительного искусства из металла, ткани и уникальными памятниками древнейшей деревянной архитектуры. Удивительные находки, сделанные в этих курганах, впервые ярко продемонстрировали высокую и во многом самобытную культуру сакских племен. Грандиозность надмогильных сооружений, сложный погребальный ритуал и богатство находок свидетельствует о величии сакских царей, о развитой социальной структуре общества.

 

 

Этническая атрибуция.

 

Письменных источников, свидетельствующих  о племенах и народностях, населявших территорию современного Казахстана, чрезвычайно мало, а имеющиеся  отрывочно и нередко противоречивы. Но и при этом важность их для создания древней истории бесспорна.

Могут быть привлечены две  группы письменных источников. Одна из них – документальные надписи  иранского царя Дария I , высеченные на скалах в ущельях Накши-Рустем и Бехистун на древнеперсидском языке. Другая группа источников – это извлечения из сочинений греческих и римских историков: Геродота ( V в.до н.э) , Ксенофонта ( V-VI вв.до н.э), Полибия ( II в.до н.э), Страбона ( Iв.н.э) и Птолемея (IIв н.э).(7.с.28)

Благодаря этим источникам до нас дошли многие имена древних  племен, обитавших в Средней Азии и Казахстане. Среди них особенно встречаются имена: даи, даха, ария, тура, массагеты, сака-тиграхауда, сака-хаомаварга, сака-тиай-пара-дарайа, сака-тиай-пара-сугда и т.д. Конечно, для истории столь отдаленной эпохи уже сам факт, что они размещались на территориях современной Азии и Казахстана, чрезвычайно важен, ибо мы можем назвать конкретные имена племен, живших в этих регионах 2000-2500 лет назад. Однако региональная локализация каждого из названных племен представляет подчас неразрешимую сложность.(6.45)

Поэтому в историко-археологической  литературе существуют многочисленные точки зрения, авторы которых пытаются по-своему решать вопросы этнической конкретизации и локализации  древних этнонимов. В обозримом  будущем трудно представить возможность положительного исхода в решении этой задачи. Но каждая новая точка зрения или новая находка и открытие вносят свою лепту в карту расселения древних племен.

 Имя саков-тиграхауда,  вместе с именами двух других сакских племен, упоминается в надписи на рельефах гробниц Дария I в ущелье Накши-Рустем. Причем надпись «сака-тиграхауда» на рельефе дана как поясняющая изображение фигуры воина в остроконечной шапке. Под другим изображением, совершенно аналогичным первому, имеется надпись «сака-тиай-пара-дарайа», а саков-хаомаварга изображен в головном уборе другой формы. Казалось бы, такое изображение саков-хаомаварга приходит в противоречие с известным описанием Геродота остроконечных шапок амюргийских  саков-воинов, входивших в состав войск царя Ксеркса. Но  это противоречие обьяснил В.Б.Струве тем, что они (саки-хаомаварга) надевали традиционные островерхие колпаки, только отправляясь в военный поход, а в мирной обстановке носили головные уборы другой формы. Таким образом из накширустемской надписи мы узнаем, что хотя остроконечные шапки постоянно носили две группы саков, а третьи – в военное время, но лишь одна из них называлась «носящие острую шапку». (8.с.61)

Наиболее подробные и  в хронологическом отношении  более рнние сведения о саках-тиграхауда содержатся в пространной бехистунской надписи, посвященной прославлению побед Дария I над многочисленными подчиненными народами. В 20-30 строках этой надписи Дарий I вещает « говорит Дарий царь: вместе с войском саков я пошел к стране саков, которая за морем, эта шапку острой носит…И их первого, наибольшего из них, Скунха по имени… привели ко мне».(6. 125)

Бехистунская надпись дополняется рельефом, на котором перед Дарием I стоят восемь покоренных царей со связанными руками. Последним из них является вождь в высокой остроконечной шапке, под ним надпись: « это Скунха, сак».(6. 120)

Еще в XIX в. Востоковед В.В. Григорьев высказал мнение, что бехистунских саков нельзя принимать за причерноморских скифов, что они близки к среднеазиатским сакам. Позднее это предложение поддержал специалист в области древнеперсидской письменности А.А. Фрейман,  конкретизировав, что на рельефе изображен вождь саков-тиграхауда.

Геродот упоминает саков-тиграхауда, называя их «ортокарибантии»; смысл этого слово тот же, что и тиграхауда - носящие острую шапку. Описания саков-ортокарибантии у Геродота нет, зато он подробно описывает воинов- саков амюргиев, которые, как отмечалось выше, в военных походах носили одежду и головной убор аналогичный одеянию других саков. О них Геродот сообщает: «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими  луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы –(обоюдоострые) боевые секиры». Это описание Геродота полностью совпадает с изображением саков, приносящих дань персам на рельефе в V в.до н.э во дворце Ксеркса в Персеполе. На рельефе саки изображены в остроконечных шапках-ушанках, в коротких до колен кафтанах с поясом и с узкими рукавами, в узких штанах. С правого бока у них висят короткие кинжалы, а с левого-горит с луком. (7.с.6-7)

Изображение саков на персепольских рельефах представляет интерес и в аспекте, имеющем прямое отношение к этнической атрибуции. Эти сакские воины, как мы уже указывали, имеют явно монголоидные антропологические признаки. Последнее – важный факт для установления региона обитании племен, представителями которых были воины, изображенные на рельефе. (8.с.63)

По антропологическим  данным установлено, что в Средней Азии и Казахстане в V в.до н.э (к этому времени относятся персепольские рельефы) основная масса населения имела резко выраженные европеоидные черты. Исключение составляют отдельные племена, населявшие контактные территории, близко расположенные к основному ареалу господства монголоидной расы, к Центральной Азии. Такими районами были Северная Киргизия и юг Казахстана, именно здесь в результате расового смешения  происходила ранняя монголоизация населения. Вероятно, на персепольском рельефе изображены жители этих регионов. А судя по форме головного убора, в этническом отношении они могли принадлежать к сакам -тиграхауда или к сакам-тиай-пара-дарайа. Я считаю, что на рельефе дворца Ксеркса в Персеполе изображены саки- тиграхауда – древние обитатели юга Казахстана, Северной Киргизии и Алтая.

По антропологическому определению  О.И. Исмагулова захороненный в кургане Иссык имеет характерный для семиреченских саков европеоидный облик с примесью монголоидных черт. Возраст его 16-18 лет(8.с.64).

Действительно, если сравнить формы головных  уборов саков, изображенных на Бехистунском и Персепольском рельефах, с формой шапок саков, изображенных на золотых пластинках из Амударьинского клада, и скифов – на серебряном сосуде из кургана Куль-Оба,  то вопрос во многом станет ясным. Во-первых, на головах саков на Бехистунском и Персепольском рельефах изображена одна и та же форма головного убора в виде очень высокого островерхого колпака. Высота колпака сака Скунхи  равна 70см. Во-вторых, эта шапка отличается от головного убора сака из Амударьинского клада, имевшего опущенный вниз острый конец , так же как и от приземистых конусовидных колпаков скифов на сосуде из Куль-Обы .

Возможно, Ахеменидская Персия вступала в непостредственный контакт с саками -тиграхауда, военное столкновение с ними привело к пленению их вождя Скунхи. Из анализа Бихустунской  надписи следует, что это событие произошло в 517г.или около 518г.

Таким образом, я думаю, что курган Иссык и курганы Бесшатырского, Иссыкского могильников являются надмогильными памятниками, оставленными семиреченской группой саков – тиграхауда.

 

История искусства. Звериный стиль.

 

В I тысячелетии до н.э. на обширных степных просторах от Западной Европы  до Китая распространяется своеобразное искусство,известное в науке  под названием  искусства «звериного»  стиля. Повсеместно  на этой территории оно характеризуется изображением зооморфных мотивов, фигур животных в определенных канонических позах и своеобразными техническими приемами художественного исполнения. Немаловажная роль в создании этого искусства принадлежит сакским  племенам Семиречья.  

Сто шестьдесят пять золотых  изделий  искусства из кургана  Иссык из более чем четырех тысяч предметов выполнены в «зверином» стиле. Внимание сакских торевтов привлекали различные животные, обитавшие в степях и горах Семиречья. Они изображали главным образом представителей местной фауны. Среди них: лев, тигр,барс, волк, лиса, кабан, лошадь, лось, олень, джейран, архар, таутеке, заяц, голубь, цапля и змея. Следует отметить, что количество видов изображенных животных достаточно велико. Из хищников многочисленны изображения снежного барса, обитателя Тянь- Шаня. (1.с.74)

  В евразийском искусстве  «звериного» стиля широко распространены  изображения хищников кошачьей  породы: тигров, барсов и леопардов.  Но иссыкским тиграм и барсам особенно близки стилистически и хронологически деревянные изображения крылатых тигров или барсов из первого Туэктинского кургана. Большое количество бронзовых скульптурных воспроизведений фигур этих хищников известны с территории самого Семиречья. Так, крылатые барсы шествуют  по борту большого Семиреченского алтаря, четыре таких же барса стоят по углам квадратного светильника, найденного  близ Алма- Аты. Очень похожи на иссыкские скульптуры кошачьи хищники на четырехугольных и круглых светильниках  из Средней Азии и Восточного Казахстана. Еще одна скульптура крылатого барса случайно найдена в окрестностях этого но города.(8.с.80)

В изобразительном искусстве  саков излюбленными образами были изображения  архаров и горных козлов. Они есть и среди находок из кургана Иссык. Одно из них – статуэтка архара, украшавшая головной убор. Фигура архара свободна от какой –либо стилизации и орнаментализма, вполне реалистична. Мелкие детали тела усилены гравировкой: четко проработаны большие изогнутые рога с годовыми кольцами, глаза и уши, мелкими извилистыми линиями обозначена шерсть на загривке и крупе, резами оконтурен короткий хвост, коленный сустав выделен изгибом, а место сочленения задних ног с крупом – загнутой чертой.

Образ оленя и лося очень  популярен в искусстве скифо – сакских племен Евразии. Наиболее часто они изображаются лежащими или стоящими.

На территории Казахстана кроме иссыкских известна еще одна находка с изображением оленей с подогнутыми ногами. Это золотые бляхи из пятого кургана Чиликтинского могильника, они датируются VI в. до н.э. Золотой олень из Чиликы, так же как и сибирские (минусинские), имеет один передний отросток рога над лбом и этим отличается от скифских и иранских  оленей, имеющих два передних роговых отростка. Например, иссыкский олень этой детально больше напоминает оленей Ближнего Востока и Северного Причерноморья, чем сибирские и чиликтинские изображения. По художественно –стилистическим особенностям золотой олень из Иссыка –промежуточное звено, связывающее ближневосточные и сибирские  образцы, хотя в целом он неповторим, индивидуален и оригинален. В предметах сакского искусства много общего со скифо-сибирским искусством «звериного» стиля, но и немало особенных черт, характеризующих почерк местных торевтов. Одной из характерных черт иссыкских произведений искусства является парность изображений идентичных животных, симметрично развернутых протом и геральдические пары.(1.с.76)

В кургане Иссык помимо изображений животных найдены предметы с растительной и геометрической орнаментацией. Наиболее часто встречаются  всевозможные комбинации завитков, листьев, лепестков, бутонов, розеток. Из геометрических фигур чаще изображался квадрат, прямоугольник, ромб, кружок, полумесяц. Такие формы имеют все мелкие бляшки- нашивки. Но и в геометрическом и растительном орнаментах из Иссыка присутствуют некоторые элементы «звериного»  стиля, данные условно. Это клювовидные  и когтевидные пластинки.

Особый интерес представляет антропоморфное изображение, которое  является единственный находкой среди  многочисленных предметов. На щитке  перстня-  печати оттиснуто негативное вогнутое изображение в профиль человеческой головы с удлиненными овалом лица, длинным выступающим носом, массивным подбородком. Глаза миндалевидные, ухо обозначено завитком. Головной убор причудлив.

Информация о работе Культура саков