Культура саков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов – в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI-Vвв. до н.э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках. Так, в них сообщается о трех больших группах саков: саки –таграхауда, саки – хаомаварга и саки –тиай-пара-дарайя.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Большинство иссыкских изделий изготовлено из металла техникой литья, штамповки, тиснения и гравировки. Художественные изделия имеют вид круглой скульптуры, горельефа, барельефа и плоскостных силуэтных изображений.

Выше я хотела показать, что произведения искусства из Иссыка принадлежит к памятникам скифо –сибирского искусства «звериного» стиля, одной из особенностей которого является то, что изображения животных строго подчиняются их декоративному назначению. Мотивы подвергаются стилизации и воспроизводятся в заданной форме, но не в ущерб естественности и реалистичности образа.

Подводят итог сказанному, необходимо еще раз подчеркнуть, что образы иссыкского искусства оказались очень разнообразными, а система художественных средств исполнения предельно выразительной. Изделия из Иссыка, отмеченные реализмом, поражают яркостью и жизненностью образов. Достойны преклонения талант и мастерство древнего безымянного художника, создавшего эти неумирающие произведения изобразительного искусства.(8.с.69)

 

 

II. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САКОВ.

 

1.Хозяйство.

Господствующим типом  хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства  означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как  специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую  функцию и создали все условия  для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.(5.с.74-75)

В эпоху саков завершается  становление скотоводческого хозяйства. Переход к более прогрессивной  форме хозяйства способствовало развитию культуры  племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни  позволил им контактировать с представителями  разных культур. Вследствие этого сложилась  единая для всего кочевого мира специфическая  культура.(4.с28)

Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали  овцы. Важную роль в хозяйстве и  вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста, с короткими ногами, но очень выносливые.

На базе скотоводческого  сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи- акинаки, ножи и другие вещи приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии. Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволил им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологические материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах  и жилищах из саманного кирпича  и бревен. Носили они высокие остроконечные  шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и  без каблучную обувь.(5.с.75)

Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных  народов. От саков заимствованы длинные  штаны и короткий кафтан, к которым  восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочные остро-верхняя шапка- прообраз казахского «колпака».(4.с.30)

Сакские племена степной зоны были вовлечены в процесс генезиса кочевого хозяйственно- культурного типа и находились на стадии становления номадизма. Практически во всех источниках содержатся сведения о том, что они «переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс…От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе…». Кочевое скотоводство у саков постепенно приобретает доминирующее положение.(11.с.23)

Другие исследователи полагают, что саки были сильно дифференцированы как в хозяйственном , так и социо- и этнокультурном отношении (язык, этничность, социальная организация и т.п.), поскольку были распылены на огромной территории и проживали небольшими локальными и достаточно автономными группами населения. Об этом свидетельствуют и многочисленные различия в способах и приемах погребения и сопроводительного инвентаря. Дисперсность их расселения обусловливала отсутствие центростремительных тенденций и определяла дискретный процесс их исторического и этнокультурного развития, который охватывал период, как минимум, с VIII по III в.до н.э.(11.с.24)

 

 

 

 

 

2.Археологические памятники.

 

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана.

Скопления сакских могильников обнаружены в долинах рек Сырдарья, Или, Талас, Чу, Лепсы, Иссык, Чилик, Чарын, в долинах Кегеня и Нарынкола. Например, могильник Жуантобе на левом берегу Или состоит из 300 курганов, Беккаринский на реке Талас – из 500 курганов. Знаменитый  Бесшатырский могильник на правом берегу Или состоит из 31 кургана, среди которых выделяется Большой Бесшатырский курган диаметром 104 м и высотой 17 м. Насыпь его имеет форму усеченного конуса, диаметр плоской вершины составляет 32 м.(4.с.29)

 В первом тысячелетии до н.э. Семиречье и Южный Казахстан – центр расселения большой группы сакских племен, которые, по одной из гипотез, тождественны сакам – тиграхаудам, крупный очаг яркой, самобытной культуры сакской этно-культурной общности Средней Азии и Казахстана. Сакская цивилизация – оригинальный синтез достижений культуры и искусства Центральной и Передней Азии.(10 с.28)

Топография курганных  могильников и петроглифов и  их многочисленностью доказывают повсеместность заселения юго-востока и юга- территории Казахстана в древности. По долинам  больших и малых рек: Сырдарьи, Или, Таласа, Лепсы, Иссыка, Чилика, Чарына, Кегеня и других сосредоточена множество каменных и земляных курганов. Многие из них представляют собой огромные могильные поля с сотнями насыпей. Так, могильник Жуантобе(левый берег р. Или) состоит из 300 курганов, Берккаринский (р. Талас) – из 500 насыпей, в долине Кетмень-Тюбе (Северный Кыргызстан) имеются могильники из 700 курганов. Эти и другие крупные курганные некрополи Семиречья и Южного Казахстана имеют разновременные захоронения, формировавшиеся на протяжении сотен лет.(10.с.29-30)

Семиречье и Южный Казахстан  по скоплению большого количества так  называемых «царских» курганов высотой 20м не имеют себе равных в Средней  Азии и в других районах Казахстана. Такой археологический ландшафт привел А.Н. Бернштама к выводу, что именно Семиречье населяли «царские саки и усуни».(3.с.166)

В сакских «пирамидах» могильника Бесшатыр, относящегося к Vв.до н.э.,обнаружены великолепной сохранности большие бревенчатые погребальные сооружения – уникальные памятники наземной деревянной архитектуры, древнейшей на территории Средней Азии и Казахстана. Поражает богатством погребального обряда захоронение знатного сака в кургане « Иссык», входящем в большой могильник у северных предгорий Заилийского  Алатау.Одежду, головной убор и обувь его украшали около 4000золотых блях и пластин, многие из которых выполнены в стиле скифо -сакского звериного стиля. Особо уникальна серебряная чаша из иссыкского захоронения, на дне которой есть две строчки надписи из 26 знаков, очевидно, алфавитного письма.(3.с.167)

Топографические исследования Берккаринского курганного могильника (долина р. Талас) показывают, что здесь земляные насыпи больших курганов дополняют причудливые сочетания из различных фигур в виде колец, четырехугольников, кометообразных дорожек, выложенныхиз камня. Несомненно, они отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен.

В Южном Казахстане, в  Восточном Приуралье материальная культура сакского времени представлена курганными могильниками Южный Тагискен и Уйгарак. Разнообразные находки – оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения характеризуют уровень материальной культуры саков –массагетов. Среди находок особый интерес вызывают рельефные изображения животных на золотых бляшках и бронзовых принадлежностях конского убора. Малые же курганы – погребальноые рамятники рядовых общинников сообщают ценные сведения о хозяйстве и видовом составе стада животных, о бытовом укладе жизни древних насельников региона.(9.с.57)

Существенно дополняют материалы  могильников многочисленные случайные  находки и клады художественной бронзы: котлы, жертвенники, светильники, орудия труда, оружие и предметы конского убора. Многие из них украшены рельефными и скульптурными изображениями  животных и зверей, иногда человека. Они свидетельствуют о высокой  технике литья и художественной культуре саков, о том, что Семиречья  и Южный Казахстан – это  крупный центр металлургического  производства Средней Азии и Казахстана в эпоху раннего железа.(2.с.31)

 

Курган Иссык.

 

Книга К.А.Акишева - Курган «Иссык .Искусство саков Казахстана» посвящена замечательным находкам, сделанным в кургане Иссык, раскопанном в 1969-1970гг. Курган находился в южной части могильника, состоящего из сорока пяти больших курганных насыпей. В эти годы были раскопаны еще четыре больших кургана, расположенных рядом. Однако три из них оказались полностью разграбленными  и не дали никаких находок. В четвертом кургане в большой четырехугольной могильной яме, стены которой были обложены крупным окатанным камнем, обнаружены человеческие захоронения. Курган также оказался ограбленным. В могиле на земляном возвышении (лежанке) находились остатки двух скелетов, ориентированных головой на запад. Среди костей собрано несколько десятков мелких золотых бляшек и обрывков листового золота, железная жезловидная заколка, обтянутая листовым золотом.

В могильнике в разные годы раскапывались и малые курганы. В них найдены две золотые  серьги, украшенные вставками цветной  пасты, призматической формы подвеска, орнаментированная зернью, ажурное округлое украшение, изготовленное из рифленой золотой проволоки, небольшая бронзовая подвеска в виде головы лошади, выполненная в технике рельефа. Эти разрозненные находки свидетельствуют о том, что курган Иссык не единичное явление, а могильник в целом является местом захоронения сакской знати.

Модель «человека в  золотой одежде» из кургана Иссык  является постоянным экспонатом Музея археологии Академии наук Казахстана..

Общие данные.

Иссыкский курган входит в комплекс иссыкского могильника, расположенного на левом берегу горной реки Иссык в 50 км восточнее города Алма-Аты. Могильник состоял из сорока пяти больших земляных курганов, вытянувшихся с севера на юг на 3 км. Это преимущественно так называемые царские курганы. Насыпи диаметром от 30 до 90 м, высотой от 4 до 15 м на вершине имеют глубокие воронки – следы ограбления.

Иссыкский могильник ничем не выделяется от других могильников расположенных по берегам горных рек, стекающих с северных склонов Заилийского Алатау впадающих в реку Или. Знаменитым его делают находки в одном из курганов, который назван « Иссык».( 8.с.14)

Курган Иссык располагался на южной окраине  западной половины могильника, разделенного на две части  автомобильной дорогой и крупным  оросительным каналом. Диаметр кургана 60м, высота 6м. На вершине насыпи находилась воронка диаметром 12 м, глубиной 2,3м. Насыпь не имела четкой структуры, но изучение ее профиля показало, что  она многослойна (3-4 слоя): слой речной гальки чередовался со щебеночно - глинистой массой; вокруг центральной могилы отмечено скопление крупного окатанного камня – выброс, образовавшийся при рытье могильного котлована.

После полного сноса насыпи была произведена проверка всей под  курганной площади. На глубине 1,2м от уровня древнего горизонта были обнаружены два захоронения: центральное и боковое (южное).

Центральная могила  полностью  деформирована из-за неоднократных ограблений. Боковая могила находилась в 15 м южнее центральной и в 10-12м от южной полы насыпи кургана. Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шаньской ели длиной от 1,5 до 3м, толщиной 25-30 см. Размеры камеры: по внутреннему обмеру 2,9*1,5 м и по внешнему 3,3-1.9м.

В южной и западной частях камеры была размещена посуда, а  в северной половине находились останки  погребенного, лежавшие прямо на дощатом  полу камеры, на спине, головой на запад. Среди костей обнаружено большое количество древесной трухи и остатки железных скоб. Череп, после того как связки истлели, завалился направо. Длина костяка от черепа до пяточных костей -165см.

Многочисленные золотые  изделия и различный инвентарь  в большинстве сохранились в  первоначальном положении, так, как  они были размещены в могиле при  погребении умершего.(8.с.15)

На костяке и под  ним находились предметы украшения  одежды, головного убора и обуви, изготовленные из листового золота. Около него – предметы вооружения, туалета и другая утварь. Золотые  пластины, бляхи и бляшки различных  форм, украшавшие головной убор, в большинстве  не потревоженные, располагались выше черепа, занимая участок 65*30 см. Причем золотая статуэтка архара (дикого барана)  лежала на расстоянии 65 см от черепа. Часть этих пластин валялась в беспорядке.

У черепа с левой стороны  обнаружена золотая серьга. На шейных позвонках находилась золотая гривна. На костях туловища и под ними от шейных позвонков до сочленения тазовых костей с бедренными сплошным слоем лежали золотые бляхи и мелкие пронизки. Вокруг пояса, поверх этих блях- массивные четырехугольные бляхи. Вдоль больших бедренных костей мелкие золотые бляшки прямоугольной формы составляли четыре вертикальные линии. Значительное количество блях, бляшек находилось на других костях ног. Среди костей фаланг пальцев правой руки обнаружен золотой перстень. Второй перстень найден под досками пола. С правой стороны костяка вдоль костей правой ноги лежали остатки железного меча и ножен. Около рукоятки меча найдены три золотые пронизки, две из них цилиндрические, третья кольцевой формы. Слева между костями левой руки и туловища находился сильно коррозированный железный кинжал. От ножен кинжала сохранились две крупные бляхи-накладки и две массивные бляхи-распределители ремней. Как устанавливается по лежавшей на лицевой стороне бляхе-накладке верхней части ножен, кинжал лежал в перевернутом положении. Под кинжалом, но в первоначальном положении, ниходились бляхи- распределители ремня. Вторая бляха-накладка, украшавшая низ ножен, оказалась в совершенно другом месте, у левой пяточной кости ноги. Она лежала вместе с бляхой в виде полого конусовидного колпачка в перевернутом положении. По-видимому, эти украшения ножен были перетащены туда грызунами.

Информация о работе Культура саков