Культура скифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Скифы и близкие им народы, обитавшие в первом тысячелетии до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.
Ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну где обитали скифы, — Скифией (др.-греч. Σχυθία, лат. Scythia).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СКИФОВ..........................5
2. БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ..........................................................................7
2.1. Одежда скифов................................................................................................7
2.2. Внешний вид....................................................................................................9
2.3. Интеллектуальный кругозор и художественный вкус............................11
2.4. Искусство верховой езды..............................................................................13
2.5. Оружие............................................................................................................14
3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СКИФОВ.....................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................20

Файлы: 1 файл

КОНТРА ПО археологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. ПОНЯТИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СКИФОВ..........................5

2. БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ..........................................................................7

2.1. Одежда скифов................................................................................................7

2.2. Внешний вид....................................................................................................9

2.3. Интеллектуальный кругозор  и художественный вкус............................11

2.4. Искусство верховой  езды..............................................................................13

2.5. Оружие............................................................................................................14

3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СКИФОВ.....................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Скифы и близкие  им народы, обитавшие в первом тысячелетии  до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому  их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.

Ски́фы —  экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим  в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну где обитали скифы, — Скифией (др.-греч. Σχυθία, лат. Scythia).

Ранняя информация о скифах известна из сочинений античных авторов (Геродота и др.) и археологических  раскопок, проводимых на территориях  от низовий Дуная до Тувы.

Современные исследования мира скифов возводят к Новому времени, когда стали систематизировать  сведения о них на основании греко-римской  традиции. Греки впервые встретились  с этим народом на северном побережье  Чёрного моря. Согласно рассказам  Геродота и сообщению Диодора Сицилийского скифы пришли в Причерноморье из Азии и вытеснили киммерийцев. Прародина скифов, названная у Диодора долиной у реки Аракс, относится современными историками к территории от Центральной Азии до реки Дон. Скорее всего, появление скифов в Причерноморье было не единовременным, а сравнительно длительным процессом противоречивого взаимодействия нескольких близких групп племён. На протяжении седьмого века до нашей эры скифские и киммерийские воины активно участвовали в конфликтах между государствами Передней Азии. Древневосточная цивилизация оставила прочный след в культуре скифов. Потерпев поражение, скифы переместились в Причерноморье и господствовали здесь приблизительно четыреста лет. Имеющиеся скудные данные позволяют учёным утверждать, что скифский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Полагают, что язык савроматов по сути диалект скифского.

Целью контрольной  работы является изучение культуры скифов, понять сущность быта и происхождение скифов, а так же рассмотреть их традииции и обычии.

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СКИФОВ

 

Античные писатели оставили нам не мало сведений про Скифию и скифов. С VII - VI столетий до н. э. начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваемому краю. Отсюда родилась литература, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки. С V в. до н. э. возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной, что повлекло появление сведений, разбросанных в аттической литературе, которые отчасти повторяют данные ионийских предшественников.

Сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι)— самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот  применил его в следующем контексте:

По рассказам  скифов, народ их — моложе всех. А  произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой  тогда страны был человек по имени  Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и  дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

Скифы делились на три сословия: воинов, жрецов и  общинников. Каждое сословие считало  своим прародителем одного из сыновей  легендарного предка. Священный атрибут: воинов – боевой топор, жрецов – чаша, общинников – плуг с ярмом. По мифу скифов, эти предметы из золота упали с неба в самом начале мира. Первоначально, свидетельствуют мифы, во главе скифов стояли три царя, затем один Атей. Легендарный Атей погиб в трагическом для скифов сражении с македонским войском, возглавляемом царём Филиппом. Окончательное крушение Скифии произошло в результате нашествия сарматов. По описанию Диодора, сарматы преследовали и уничтожали скифов поголовно, так что большая часть страны превратилась в пустыню.

Культура скифов сохранилась в нартском эпосе  – достоянии многих народов Кавказа. Среди преемников скифских племён исследователи, прежде всего, называют осетин, ираноязычный народ Кавказа.

 

2. БЫТ И КУЛЬТУРА  СКИФОВ

 

Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другие фантастические звери известны в разных изображениях звериного стиля, первые, например, на бляшках, последние - на множестве повсеместно распространенных предметов от украшений на конской сбруе до нашивных золотых бляшек на одеждах.

 

2.1. Одежда скифов

 

Они делали для  себя великолепную, но чрезвычайно  практичную одежду, часто используя  мех и кожу. Действительно, их кожи и шкуры были такой искусной выделки, что находили покупателей и в  далеких краях. С наибольшей прибылью их меха продавались на рынках Ассирии, Бактрии и Греции, а рынки мяса, зерна и рабов располагались поблизости, по большей части в Понтийском регионе. Шкуры и кожи, найденные в Пазырыке, имеют самое высокое качество, варьируясь по фактуре от очень толстой, тяжелой кожи до кож таких же тонких и мягких, как и многие современные изделия. Оттуда были извлечены разнообразные предметы одежды, причем многие из них находились в отличном состоянии.

Они могли выполнить аппликацию на одежде с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку. В захоронениях были найдены две шерстяные туники, сшитые специально для этого случая. Обе они имели изящную талию и расширялись у бедер при помощи треугольных вставок. Такие туники надевались как рубашки под короткие и длинные куртки. Три такие куртки сохранились в Пазырыке. Все они были сделаны на один манер и имели более прямой покрой и большую длину, чем рубашки. Но все они были одинаково хорошо сшиты аккуратными нарядными стежками, а затем покрыты витиеватыми яркими узорами-аппликациями. Одна куртка была сделана из кожи, подбитой соболем, другая была кожаная и без подкладки, а третья — из войлока. У всех трех нижняя кромка прямая, ровная, тогда как скифские воины, изображенные на резьбе в Зале Ксеркса в Персеполисе, носят одежду, по форме очень напоминающую современные фраки и, таким образом, имеющую больше сходства с куртками, найденными Радловым в Катанде, нежели с одеждой, обнаруженной в Пазырыке.

Вся одежда, найденная в  Пазырыке, изумляет обилием отделки. В одном случае к богато украшенным белым чулкам были приделаны кожаные подошвы, нижняя часть которых была так же искусно обработана, как и верхняя часть, так как они становились видны, когда надевший их человек сидел на земле скрестив ноги. Чулки имели сплошной узор из расположенных одна возле другой полосок меха, окрашенных в разные цвета. Два мужских головных убора также имели отделку. На одном из них украшение имело форму любопытных деревянных зубцов, пришитых к верху шапки. Очень соблазнительно считать ее отличительным знаком высокого положения или ранга, по сути, чем-то вроде короны.

Женская одежда, найденная в Пазырыке, была еще  богаче, чем мужская. В результате раскопок здесь был обнаружен  огромный плащ конусовидной формы без  рукавов, но с прорезями для рук. Он сделан из фетра, отороченного мехом, и практически вся его поверхность покрыта чрезвычайно замысловатой аппликацией. Платье, вместе с которым надевался этот плащ, длинное, с прямыми длинными рукавами и облегающим лифом. И здесь тоже рукава и перед лифа обильно украшены отделкой.

В Пазырыке не было найдено  ни одного женского головного убора, за исключением длинной вуали  и деревянной шапки с приделанной  к ней косой из волос, но в изобилии были представлены пояса, мешки и  сумки, многие из которых отделаны мехом, в то время как другие украшены узорами-аппликациями. В некоторых имелся шнур, чтобы, потянув за него, можно было закрыть их, у других были ручки или клапаны.

Ни в одном из скифских захоронений европейской части  степи до недавнего времени не было найдено ни одного полного комплекта одежды, который мог бы показать, как одевались кочевники, однако об этом давали представление сцены из жизни скифов на прекрасных золотых сосудах греческой работы, обнаруженных в самых богатых погребениях. Эти сцены переданы с такой точностью деталей, что с самого начала ученые стали считать их достоверными свидетельствами того времени, указывающими на то, как скифы одевались и как вели себя, а также на то, как они выглядели. Недавние находки в Пазырыке показывают, насколько оправданны были такие предположения в отношении общего покроя и отделки одежды, воспроизведенной на таких предметах, как знаменитая серебряная ваза из воронежских захоронений или электрум из Куль-Оба. В обоих случаях воспроизведенная на сосудах одежда почти идентична реальным образцам, сохранившимся в Пазырыке. Сосуды из Воронежа и Куль-Оба датируются IV в. до н. э., одежда же, возможно, относится к немного более раннему периоду.

 

2.2. Внешний вид

 

Значительно труднее, однако, восстановить внешний вид скифов, нежели понять их взгляды на мир. Антропологические данные очень скудны. Мумифицированные останки, обнаруженные в Пазырыке, показывают, что вожди имели высокий рост, в среднем пять футов восемь дюймов (172 см), в то время как женщины были около пяти футов одного дюйма ростом (155 см). И все же вполне возможно, что эти данные были справедливы только в отношении вождей, так как рядовые соплеменники любили, чтобы их возглавляли люди хорошего телосложения. В общей массе средний рост мог быть значительно меньшим.

Видимо, скифы внешне отличались от народа, жившего в Пазырыке, так как на своих произведениях искусства они изображены широкоплечими и приземистыми. И все же нет антропологических данных, показывающих, каков был внешний облик скифов, и, наоборот, пока еще не найдено никаких графических изображений людей, живших в Пазырыке.

Смешанные браки вполне могли  сыграть свою роль в сохранении в  России черт скифов, которые и по сей день продолжают находить свое выражение в национальном облике.

Некоторые ученые, однако, сомневаются, носили ли скифы бороды. Они предполагают, что вырождение и болезни сделали многих из них безбородыми, но их изображения на таких сравнительно поздних, полученных, так сказать, из первых рук документах, вроде сосудов из Куль-Оба, Чертомлыка и Воронежа, совершенно ясно указывают на обратное. Данные раскопок в Пазырыке усложняют вопрос, вместо того чтобы разъяснить его, так как по ним видно, что, в то время как большинство соплеменников либо брили, либо выщипывали растительность на своих лицах, вождь монголоидного типа, похороненный в кургане, от природы безбородый, был снабжен накладной бородой, которая лежала под его головой. Она была сделана из настоящих волос, коротко подстрижена и покрашена в черный цвет; она крепилась на полоске кожи, концы которой должны были завязываться на затылке. Более того, рядом с этой накладной бородой была положена кожаная сумка с запасом черной краски. Вероятно, люди, жившие в Пазырыке, ожидали, что их вождь будет появляться в бороде, по крайней мере во время церемоний, а раз этот конкретный правитель — возможно, из-за своего монгольского происхождения — не мог отрастить себе бороду, его необходимо было снабдить подделкой, которая дала бы ему возможность появиться в надлежащем виде в мире ином.

Скифы не использовали воду для мытья. Вместо этого женщины изготовляли мазь из истолченной древесной мякоти кипариса и кедра, которую они смешивали с ладаном и водой, растирая все это в массу. Они использовали эту мазь в качестве очистительного средства, намазывая себя ею на целый день. Геродот был удивлен, обнаружив, что их кожа безупречно чиста, после того как они стирали ее с тела.

 

2.3. Интеллектуальный кругозор и художественный вкус

 

Хотя такие  города, как Неаполь Скифский или  менее крупный и более бедный городок Каменское, были редкостью в Скифии, кочевники радовались, что они у них были. Действительно, скифы-горожане, как и мелкопоместные английские дворяне XIX в., сохраняли свои корни в сельской местности и любовь к сельскохозяйственным занятиям. Но цивилизация, которую создали и развили кочевники, так же нуждалась в городах, в которых жили искусные ювелиры, как и в степных просторах, которые вдохновляли городских ремесленников, ибо скифское искусство сохранило непосредственное, пусть даже сложное, мировоззрение тех, чья жизнь проходит под открытым небом. Именно кочевники, а не жители городов, разработали его каноны. Для скифов чувства не играли главной роли; они скорее были реалистами, для которых абстрактное и сложное обладало неодолимой притягательной силой.

Информация о работе Культура скифов