Культура скифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Скифы и близкие им народы, обитавшие в первом тысячелетии до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.
Ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну где обитали скифы, — Скифией (др.-греч. Σχυθία, лат. Scythia).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СКИФОВ..........................5
2. БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ..........................................................................7
2.1. Одежда скифов................................................................................................7
2.2. Внешний вид....................................................................................................9
2.3. Интеллектуальный кругозор и художественный вкус............................11
2.4. Искусство верховой езды..............................................................................13
2.5. Оружие............................................................................................................14
3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СКИФОВ.....................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................20

Файлы: 1 файл

КОНТРА ПО археологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

То, что скифов могли увлечь философские размышления, если бы им представилась возможность  им предаваться, доказывает жизнь принца Анахарсиса, брата царя Савлия, которого в качестве посла отправили в  Афины, где среди горожан было много скифов. Как только он достиг места своего назначения в 589 г. до н. э., он начал часто бывать в обществе Солона и посещать его философский кружок. Вскоре Анахарсис забросил политику и провел несколько лет в поисках мудрости и божественной истины. Греки окружили его любовью и ценили его «скифское красноречие», и все же в конечном итоге посол был вынужден отправиться к себе на родину. Он ехал кружным путем, посещая по дороге как можно больше стран с целью расширить свои знания о мире. В Кизике любопытство заставило его принять участие в Элевсинских мистериях, и его убедили дать обещание отблагодарить богиню Кизика в случае, если он вернется на родину целым и невредимым. Вернувшись к своему брату, он ускользнул однажды украдкой с намерением исполнить свой обет, но был замечен, и о его отступничестве спешно донесли царю. Савлий лично отправился удостовериться в правдивости донесения. Увидев брата, занятого исполнением чуждых религиозных обрядов, он выпустил в него стрелу, убив на месте. Так погиб единственный скифский философ, тот, которого даже греки считали мудрецом. Он умер до того, как его влияние успело проявить себя среди его народа.

И все же, несмотря на жестокость в бою, несмотря на нелюбовь к краснобайству и иностранным  обычаям, скифы не были грубыми людьми. Их умение разбираться в искусстве и любовь к прелестям домашнего очага отражены во всех их предметах быта. У всех кочевников количество бытовых вещей в силу их образа жизни было строго ограничено, и все же ассортимент и разнообразие предметов, которыми они окружали себя, было поистине удивительным. Не менее поразительными кажутся тщательность и мастерство, с которым изготовлены даже самые незначительные предметы. Практически каждый уцелевший образчик скифской работы демонстрирует высокое качество, а самые лучшие изделия поистине великолепны. Помимо таких неотъемлемо важных вещей, как оружие и шорные изделия, а также предметов первой необходимости, обилие домашней утвари так же неожиданно, как и разнообразие материалов, использованных в каждом отдельном изделии.

Гончарное искусство стоит особняком, будучи совсем не претенциозным, но опять-таки изделия из глины находят главным образом в беднейших могилах из-за значительного неравенства в благосостоянии среди соплеменников. Местные изделия грубы по фактуре, бедны по цветовой гамме: черные, серые или темно-желтые — и примитивны по форме: главным образом это горшки и очень редко чаши. Когда гончарные изделия обнаруживаются в более богатых захоронениях, то они всегда представляют собой высококачественную керамику, ввезенную из понтийских колоний или Ионии, а не изделия местного производства.

 

2.4. Искусство  верховой езды

 

Если скифы  не были первыми, кто одомашнил лошадь, то они были одними из первых, если не первыми из народов Средней Азии, которые научились ездить верхом. Скифы научились использовать коней, впряженных в легкие колесницы, в бою и для преследования врага. И военных успехов скифы добивались во многом благодаря тому преимуществу, которое было у их конных воинов над пешими врагами. Это превосходство быстро оценили последние. Вследствие этого, почти сразу же вслед за проникновением скифов в Азию, техникой верховой езды овладел весь средневосточный регион. И действительно, быстрота, с которой пехотинцы превращались в кавалеристов, была так велика и всеобъемлюща, что, возможно, конные пришельцы, которые появились в Центральной Европе в это же время, научились верховой езде от своих восточных соседей. Они в свою очередь передали это умение тем, кто жил дальше на западе. Скифы использовали своих коней только для верховой езды, будь то охота или война, рассматривая их как средство быстрого передвижения, и продолжали держать быков для домашних нужд и тяжелой работы.

В Пазырыке у  каждого кочевника была по крайней  мере одна лошадь, но, как правило, их было значительно больше.

В Скифии большинство  воинов имели в собственности  значительное количество лошадей, а  вожди племен, как правило, обладали большими стадами жеребцов и племенных  кобыл.

У всех верховых лошадей, обнаруженных в захоронениях Пазырыка, были подстрижены гривы. То же самое, вероятно, практиковалось и в Скифии, так как у верховых лошадей, изображенных на скифских изделиях из металла, гривы подстрижены. Вероятно, гривы подстригали для того, чтобы они не мешали всаднику целиться из лука на всем скаку. У тягловых же лошадей, которые появляются на изображениях, можно увидеть длинные, свободно ниспадающие гривы. Почти всем лошадям заплетали хвосты, но иногда вместо этого их завязывали узлом, уменьшая длину наполовину.

Своей удалью на охоте и в бою скифы были обязаны в большой степени замечательной ловкости, с которой они управлялись со своими лошадьми. Но хотя они тратили много часов на обучение своих животных, гораздо большее количество времени они посвящали изготовлению конской сбруи, боевого и охотничьего снаряжения. Все конское снаряжение, которое пока было найдено как на восточной, так и на западной части равнины, показывает, какое огромное значение скифы придавали экипировке своих коней. Не исключено, что внешний вид экипировки, а также декоративные детали оказали влияние на кельтское искусство.

 

2.5. Оружие

 

Оружее - важнейшая  часть прижизненного обихода  и погребального инвентаря скифского  аристократа и свободного общинника - война. Но достаточно вспомнить изображения  простых войнов и вождей на образцах греческой торевтики, как кульобская или воронежская ваза, и тот час мы увидим остроконечные кожанные башлыки, которые, конечно, играли роль кожанных шлемов, и стеганные, очевидно, кожанные безрукавки, так же исполнявшие роль панцирей. Это не удивительно: почти все исторические народы прошли через применение кожанных шлемов и панцирей, прежде чем освоиться ме-таллическими. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - его главное оружие.

Лук был сделан из дерева и сухожилий. Легенды окружали скифское стрелковое дело. Одни мифы утверждали, что какой - то скиф учил стрелять Геракла, бывшего героем - лучником. В одном из преданий о происхождении скифов, наоборот, Геракл принес в Скифию свой лук и завещал его одному из трех сыновей, рожденных ему от полуженщины - полузмеи, дочери реки Борисфена. Лук достался меньшому из них Скифу. Древнейшие скифские стрелы плоские, часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны из бронзы. Они производились в огромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки.

Довольно много  общего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюм состоял из кожанной безрукавки - панциря, из нее выходили рукова мягкой рубахи,штаны опус-кались до щиколотки, где они заканчивались над кожанными мягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколодки ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкое покрывало, ниспадающее до поясницы.

Много выделовалось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.

Скифское искусство  хорошо известно в основном по предметам  из погребений. Для него характерно изображение животных в определённых позах и с преувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п. Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися в кольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определёнными скифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти, хвосты, и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Такая художественная манера получила название звериного стиля.

Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения скифов. Влияние  скифского быта на соседние племена  было огромным. Кроме зверино-го стиля  к соседям проникли формы скифского оружия, некоторые орудия труда и ряд украшений. Но есть и существенные отличия, которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальных сооружений, в погребальных обрядах, в керамике.

 

3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СКИФОВ

 

По Геродоту, скифы выделяли семь богов. Первая по значимости Табити – богиня огня, стихии, почитаемая древними индоиранскими народами. Почитали богов-супругов неба и земли Папая и Апи, считавшимися прародителями человечества и земного мира. Последующие четыре бога, видимо, были связаны с земным миром. Один из них воплощался в древнем железном мече-акинаке, ему приносили в жертву домашних животных и одного из ста пленников. Полагают, что святыней для скифов был большой котёл из бронзы, символизирующий единство и многочисленность скифов.

Геродот утверждает, что только Арею ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Ему воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.

Если у скифов не было професиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным  по земле, которые надо было за тем как - нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие “энареи”, носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не всупавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из выше сказаного  можно сделать вывод, что скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках.

Трудность в  изучении быта скифов состоит также  в том, что нет каких-либо масштабных памятников, кроме курганов, которые, в свою очередь, не полностью отвечают на вопросы исследователей.

Культура скифов очень разнообразна, уровень развития скифской цивилизации в середине I тысячелетия до нашей эры был достаточно высоким, чтобы говорить о скифах как об одном из величайших народов своего времени. Хочется верить, что с развитием науки и техники нам удастся получить какие-то новые сведения о жизни этого удивительного народа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства, 2000.
  2. Геродот. Избранные произведения, М., 1993;
  3. Ильинская Т.В., Тереножкин А.И. Скифия VII - IV вв. до н. э. Киев, 2001;
  4. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 2003г.
  5. Райс Т.Т. Загадки древних цивилизаций. М., 2002.

Информация о работе Культура скифов