Культура США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия, в начале касавшегося американских индейцев. Как ни парадоксально это звучит, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд весьма мрачных этапов, первым из которых было уничтожение коренного населения и создание для его проживания специальных резерваций.

Содержание работы

Введение
1. Исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов
2. Массовая и элитарная культура в США: проблема соотношения
3. Основные правовые институты, осуществляющие внешнюю культурную политику США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Исторический обзор  формирования культурной политики  Соединенных Штатов

2. Массовая и элитарная  культура в США: проблема соотношения

3. Основные правовые институты,  осуществляющие внешнюю культурную  политику США

Заключение

Список литературы

Введение

 

Термин «американская  культура» далеко не однозначен и  вызывает большое количество прямо  противоположных оценок, существуют совершенно разнообразные точки зрения по поводу того, правомерно ли в принципе использовать понятие “американская культура” и существует ли таковая вообще.

Под термином “американская  культура” подразумевается такая  составляющая этого понятия, как  современная американская массовая культура или поп-культура, т.е. кино-, теле-, видео-, радиоиндустрия, средства массовой информации в целом, индустрия развлечений ( т.е. шоу-бизнес), субкультура, американский образ жизни, наконец, американский менталитет.

В культурном плане США  представляют собой уникальное явление, универсальную модель межцивилизационного общения, а точнее межкультурного синтеза и взаимовлияния различных культур. Америка является “гигантским национальным плавильным котлом”, что четко отражает мультикультурную специфику американского общества.

Известно, что любой гражданин  США вне зависимости от национальной принадлежности идентифицирует себя как  “американец”, подчеркивая свою принадлежность к государству и обществу, носящим  наднациональный характер, а вернее к единой американской нации. Этот процесс  развивается под воздействием различных  факторов исторического, культурного, политического, и иного плана.

Но в то же время, представители каждого этноса вносят в “общий котел” американской культуры и часть своей национальной культуры и, таким образом, множество самых разных культур мира синтезируется в этом “котле”, находясь в постоянном взаимовлиянии и взаимопроникновении, что, по сути, составляет основу межцивилизационного диалога на американской почве [8] .

1. Исторический обзор  формирования культурной политики  Соединенных Штатов

Культурная политика американского  правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она  была практически всегда одинаково  последовательной - в подавлении культурного  разнообразия, в начале касавшегося  американских индейцев. Как ни парадоксально  это звучит, но известное своей  мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд весьма мрачных этапов, первым из которых было уничтожение коренного населения и создание для его проживания специальных резерваций.[1]

Политика американского  правительства того времени в  этом направлении практически привела  к уничтожению и консервации  культур коренных народов Северной Америки, что нашло отражение  проблематичном статусе индейского населения в сегодняшних США. Это также является одним из болезненных  вопросов американской истории и  современности.

До первых больших волн иммиграции XIX века основное белое население  молодой американской нации составляли в основном английские протестанты. Их взгляды были пропитаны идеями эпохи Просвещения, что нашло  отражение в американском “Билле о правах”, т.е. первых десяти поправках  к конституции США, хотя применялись  эти принципы очень избирательно, по большей степени в пользу владельцев крупной земельной собственностью.

Ценности Просвещения, в  интерпретации первых американских политических философов, делали основной акцент на защите личных свобод и сохранении независимости от потенциальной  тирании со стороны государственной  власти. Несмотря на то, что такие  культурные аспекты американской общественно-политической жизни, как образование, избирательное  право и рабство были предметами горячих общественных дискуссий, правительство заняло позицию невмешательства, которая автоматически благоприятствовала наиболее могущественным.

Противовесом такой американской культурной ценности как личная свобода, на протяжении всей истории США являлась противоположная традиция - традиция общинных ценностей. Возведение жилищ, взаимопомощь во время урожая или  пред лицом наводнений и иных стихийных  бедствий, недоверие далеким от народа политическим лидерам -- все это стало частью культурного наследия, которое также имеется в виду при употреблении термина “американская культура”.

Как мы знаем, власть в США, особенно в то время, принадлежала белым, по-другому, собственно говоря, и быть не могло. Но на формирование американской культуры оказало также серьезное  влияние чернокожее население, которое  тогда составляли рабы, завезенные из Африки.

Расистские настроения в  США заметно усилились в XVIII веке, когда вся экономика и социальная структура Юга оказалась в  зависимости от использования рабского труда и работорговли. Вопрос о  рабстве стал предметом горячих  дебатов на каждой ступени создания государства в течение достаточно длительного исторического периода  и уже в XIX веке вылился в Гражданскую  войну 1861-1865 гг. Рабовладельцам срочно понадобилось создать религиозные, моральные, научные и политические оправдания рабства.

Эта расистская философия  выжила после Гражданской войны  и еще долго процветала, дожив  на официальном уровне, как мы знаем, до XX века, и частично сохранилась по сей день на неофициальном уровне.

Когда более крупные и  разношерстные группы иммигрантов  начали прибывать на территорию Соединенных  Штатов, те, кто считали себя “истинными американцами” серьезно встревожились. Страх перед зарубежными веяниями и незнакомыми культурными традициями привел к введению жестких ограничений  на иммиграцию в страну, квотированию и созданию запретительных барьеров для въезда представителей т.н. “нежелательных”  этнических групп.

Расистские настроения, направленные ранее в сторону афроамериканцев и коренных индейцев, распространились теперь и на новые для США этнические группы выходцев из стран Азии и Латинской Америки.

Критический период американской истории рубежа XIX-XX вв. отмеченный, расовыми и антииммигрантскими актами насилия, привел к возникновению идеи, которая с тех пор стала центральным звеном культурной политики США, т.е. ее неким концептуальным обоснованием и краеугольным камнем. (Хотя, разумеется, все происходило не так быстро и, как известно, свои полноценные плоды эта политика начала приносить лишь в последней четверти ХХ века.)

Речь идет о т.н. концепции  мультикультурализма или, как ее часто называли, и по сей день именуют, “плавильного котла”, которая обязана своим названием пьесе “Плавильный котел” (“The melting pot”) 1908 г.

Плавильный котел явился наиболее неоднозначным символом американского  общества, из всех, которые когда-либо существовали. С одной стороны, он указывает на основную особенность  современной американской культуры: на ее внутреннее разнообразие и многоликость, что можно сказать и об американском обществе в целом. Но, в то же время, этот термин воплощает в себе направляющее течение в истории формирования мультикультурного социума США: отрыв от этнических корней и погружение в огромный унифицирующий мультинациональный плавильный котел.

Развитие американской культуры в XX столетии часто обсуждалось в  свете анализа таких понятий  как “американский характер”, “американский  дух”, “американская мечта” и т.д. Многие институты, прямо или косвенно занимавшиеся реализацией культурной политики в США стремились реализовать  на практике и популяризировать, в  ту пору среди иммигрантов, идею об американском образе жизни.

В начале XX столетия непосредственное влияние общества на культурную жизнь, на ее организацию, поддержание и  регулирование было достаточно ограниченным. В основном все сводилось к  участию общественного сектора  в процессе всеобщего образования  и организации и управлению рядом  публичных библиотек. Все остальные  инициативы в сфере культуры были предоставлены частным лицам, имевшим  здесь свои интересы.

Преобладание частного сектора  в сфере культуры в США, которое  сохранилось и по сей день, было юридически закреплено в начале XX века законом 1917 года, согласно которому лица, осуществлявшие благотворительность  освобождались от уплаты части налогов. Эта инициатива со стороны американских политиков была направлена на сохранение и стимулирование активности частных  предпринимателей в области культуры, а также на то, чтобы исключить возможность диктата со стороны государства в сфере культурной политики.

Несмотря на то, что частный  сектор остается центральным звеном в осуществлении культурной политики США, американской истории известен период, когда государство играло ключевую роль в реализации этого  направления в политике. Это эпоха  федеральных культурных программ “Нового  Курса” Президента Франклина Делано Рузвельта.

Кажется вполне естественным, что первая серьезная попытка  сформировать и осуществить комплексную  культурную политику в Америке на государственном уровне произошла  во время “Великой депрессии”, когда  в обществе возникло опасение того, что частный сектор в экономике  окончательно рухнул. Программы 1930-х  гг. явились едва ли ни единственным в американской истории подобным ярким мероприятием государства  в области культурной политики.

Шаги правительства в  этом направлении после второй мировой  войны разительно отличались от того, что было при Рузвельте. Федеральные  культурные программы “Нового Курса” предоставляли интересные модели децентрализованного  развития сферы культуры, проектировавшиеся  таким образом, чтобы отвечать американской мультикультурной среде. Они были направлены на охват как можно большей части населения и затрагивали наиболее актуальные в то время, противоречивые и болезненные вопросы.

Нет ничего удивительного, с  другой стороны, в том, что эти  инициативы привели к последующему усилению цензуры и созданию Комитета конгресса по антиамериканской деятельности, которому еще предстояло сыграть  важную роль в грядущей эпохе.

Вторая мировая война  явила собой разделительную черту  между культурной деятельностью 1930-х  и послевоенным временем. Только один элемент культурной политики, обсуждавшийся в тридцатых перекочевал в новую эпоху. Этим элементом стала т.н. “охота на ведьм”.

 

Корни антикоммунистической лихорадки 1950-х гг., которую в американской историографии именуют “эрой  Маккарти”, отчасти кроются в  упомянутом периоде 1930-х гг. “Великая депрессия” способствовала появлению  и распространению самых разных политических, экономических и культурных идей радикального толка, многие из которых  отразились в культурных программах этого периода, что, в свою очередь, спровоцировало усиление реакции в США.

В период внутриполитической реакции, цензуры, идеологической войны, когда было опасно исповедовать любые  политические взгляды кроме правых, деятели искусства продолжали предпринимать  радикальные шаги, отказываясь от традиционных форм, все больше уходя  в абстракцию. Эта, ставшая огромной, пропасть между искусством и повседневной жизнью оказала существенное влияние  на формирование концептуального базиса современной культурной политики внутри США.

С середины 50-х гг. ХХ века начала четко прослеживаться тенденция  взаимосвязи государственных и  частных учреждений культуры, происходит все более заметное вмешательство  государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этот процесс  стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширена  система органов, осуществляющих культурную политику под контролем как федерального правительства, так и конгресса.

В течение 70-х гг. культурная политика продолжала осуществляться по большей части в указанном  направлении. Расовая проблема в  Америке 70-х гг. продолжала оставаться одним из наиболее болезненных моментов и оказывала влияние на реализацию не только культурной политики, но и  всей внутренней политики в целом.

В 80-е гг. при администрации  Рональда Рейгана приоритетной моделью "государственной политики США  стал “новый федерализм”, означающий тенденцию к децентрализации  управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение  масштабов вмешательства государства  в духовную сферу, перекладывание задач  на различные деловые и общественные институты. Децентрализация управления культурной политикой проявилась в  предоставлении более широких полномочий в этой сфере местным органам  власти.

“Новый федерализм” в  культурной политике привел значительному  усилению и без того крепких позиций  частных благотворительных фондов, спонсорских организаций и иных негосударственных институтов.

В 90-е годы благотворительные  организации продолжали играть ведущую  роль в процессе реализации культурной политики и оказывать влияние  на ее содержание. Как известно, в  США по определенным причинам не существует отдельного ведомства, целиком и полностью занимающегося вопросами культуры и культурной политики.

Вместо этого, большое  количество вопросов, связанных с  функционированием культурной сферы  относятся к компетенции общественных и частных организаций, филантропических фондов и т.д. Что касается роли государства  в осуществлении культурной политики в 90-х, то одним из примечательных событий  в этом плане является организация (по инициативе М. Олбрайт) конференции  по культурной дипломатии, состоявшейся 28 ноября 2000 года и ставшей одним  из последних актов Б. Клинтона на посту Президента США.[6]

2. Массовая и элитарная  культура в США: проблема соотношения

В отношении культуры США, как и культуры практически любого другого государства, уместно разделять понятие культуры на составляющие, а именно на так называемую элитарную и массовую культуру. Что касается элитарной культуры, то она, как и вся культура современного американского общества, формировалась с начала ХХ века под непосредственным влиянием эмигрантской среды, в том числе и бывших наших соотечественников, вклад которых в формирование высокой культуры США более чем ощутим.

Информация о работе Культура США