Культура США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия, в начале касавшегося американских индейцев. Как ни парадоксально это звучит, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд весьма мрачных этапов, первым из которых было уничтожение коренного населения и создание для его проживания специальных резерваций.

Содержание работы

Введение
1. Исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов
2. Массовая и элитарная культура в США: проблема соотношения
3. Основные правовые институты, осуществляющие внешнюю культурную политику США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

Речь идет о талантливых  музыкантах, композиторах, дирижерах, певцах, поэтах, писателях, художниках, театральных режиссерах, хореографах, танцорах и т.д. - выходцах из СССР и  других европейских и не только европейских  стран, которые сыграли и по сей  день играют очень важную роль в  культурной жизни Америки. [3]

На начало 90-х гг. прошлого столетия в США наблюдался необычайный  рост популярности и спрос на высокую  культуру и искусство. Здесь они  имеют в виду серьезный рост посещаемости концертов симфонических оркестров, оперы, балета, драматических театров, а также о неком буме в изобразительных  искусствах, возросшей посещаемости музеев и т.д.

Таким образом, элитарная  культура Нового Света, как и американское общество и культура в целом, является “лоскутной” или, по-другому, “мозаичной”, т.е. культурой синтезированной путем  ассимиляции, адаптации и синтеза  части историко-культурных традиций и иных явлений культурного порядка  различных стран и регионов мира. В результате появляется новый тип  культуры, который, ассимилируя вышеперечисленные  явления, “переваривает” их под воздействием различных факторов, прежде всего  национального менталитета, добавляет свое видение, свои тенденции и транслирует на весь мир уже непосредственно свое восприятие этих явлений.

Массовая культура, является флагманом американской культуры, своеобразной “визитной карточкой” Соединенных  Штатов и одним из столпов современной  североамериканской, или, более обобщенно, англо-саксонской цивилизации. Если высокая  культура США, все-таки является больше продолжением европейской культурной традиции, то современная американская поп-культура представляется истинно  американским порождением, американским продуктом. [4]

Именно коммерческим продуктом, т.к. популярная культура представляет собой индустрию, а ее потребители - некий рынок сбыта, где они  выбирают между “купить” этот продукт  или “не купить”, “смотреть” или  “ не смотреть” и т.д. Причем масштабы этого рынка простираются практически на весь мир. Кроме того, между понятиями “американская культура” и “массовая культура” можно поставить знак равенства, т.к. очень часто они взаимозаменяются и используются как тождественные.

Когда заходит речь об экспорте американской культуры, культурном империализме и других явлениях подобного рода, прежде всего, имеется в виду, естественно, не высокая культура США, а их массовая культура, которая, благодаря развитию высоких технологий, транслируется  на весь мир, воспринимается на большей  его части, и которая стала  достоянием современной цивилизации. Кроме того, когда идет разговор о планетарных завоеваниях американской культуры имеется в виду именно поп-культура.

Так, на конференции по культурной дипломатии организованной в Белом  доме 28 ноября 2000 года тогдашний Президент  США Б. Клинтон заявил, что “холодную  войну выиграл Элвис Пресли”  и обратился к законодателям  с призывом отпускать на нужды  культуры еще большие ассигнования, а к госдепартаменту -- эффективнее ими распоряжаться.

Более того, именно массовая культура по большей части является эффективным политическим и идеологическим инструментом, находясь на службе у  различных медиамагнатов, транснациональных корпораций, представителей тех или иных политических кланов, финансово-промышленных и иных деловых кругов, которые владеют средствами массовой информации (основными распространителями современной американской культуры) и осуществляют объемные капиталовложения в эту сферу, представляющую собой и весьма прибыльный бизнес.

Как правило, культурная политика реализуется, прежде всего, государством в лице органов законодательной  и исполнительной власти (например, в США, это конгресс, государственный  департамент и Белый дом), но культурная политика осуществляется также различными институтами в частном секторе  от корпораций до общественных организаций.

Можно сказать, что культурная политика является некой системой координат  для тех, кто принимает решения  или совершает действия, так или  иначе оказывающие влияние на культурную жизнь общества и государства. Культурная политика может быть довольно определенной и четко сформулированной и осуществляться в соответствии с программой устанавливаемой институтом на это уполномоченным.

Но очень часто, и в  данном случае это касается Соединенных  Штатов, культурная политика недостаточно закреплена формально или не определена вообще.

Одним из наиболее эффективных  инструментов в процессе реализации культурной политики США является законодательная  база и государственное регулирование. Здесь идет речь о контроле за импортом культурной продукции из зарубежных стран и финансировании отечественного культурного экспорта.

Закон об освобождении от ряда налогов в случае ведения той  или иной организацией благотворительной  деятельности, действующий в этом государстве, оказал огромное влияние  на финансирование культурной сферы. В  юридическом порядке устанавливаются  также критерии непристойности в  фильмах, телепрограммах, печатной продукции  и т.д., налагаются возрастные ограничения  на просмотр фильмов.

Существует достаточно много  законодательных “рычагов” прямо  или косвенно влияющих на осуществление  государственной внутренней и внешней  культурной политики.

3. Основные правовые институты,  осуществляющие внешнюю культурную  политику США

Бюро по делам образования  и культуры государственного департамента США.

Одним из основных учреждений американского правительства, ответственных  за реализацию внешней культурной политики является Бюро по делам образования  и культуры в структуре госдепартамента  Соединенных Штатов Америки. Бюро, как заявлено в характеристике этого учреждения на официальном сайте госдепартамента, призвано способствовать развитию взаимопонимания между США и другими государствами посредством разработки и осуществления международных образовательных программ и семинаров. Данный орган обеспечивает развитие связей на личном, профессиональном и институциональном уровнях между частными лицами и организациями в США и за рубежом, а также информирует мировую общественность об американской истории, современном обществе США, американском искусстве и культуре. Бюро по делам образования и культуры, в частности, выступает с инициативой и способствует осуществлению следующих программ:

Информационное агенство США (ЮСИА)

ЮСИА является одним из наиболее действенных инструментов осуществления внешней культурной политики американского правительства, обеспечивая ее идеологическую составляющую, которая, как было показано ранее, представляет собой неотъемлемую черту этой политики. Как считают многие аналитики, именно благодаря эффективной деятельности ЮСИА СССР проиграл “холодную войну”, которая была выиграна Америкой, по их мнению, прежде всего на идеологическом уровне, в сфере культурной пропаганды. Здесь мы сталкиваемся еще с одним  термином, относящимся к понятию  внешней культурной политики и составляющим его целостность - термином “публичная дипломатия”. Публичная дипломатия - это информирование международной  общественности, поддержание контактов  с другими народами в сфере  образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного образа своей страны. По признанию самих  американцев, публичной дипломатией  они занимаются с конца 1940-х гг..

Итак, в пик “холодной  войны” - в 1953 г. декретом президента Дуайта Эйзенхауэра учреждается правительственное Информационное агентство США (ЮСИА), пропаганда за рубежом возводится в ранг государственной политики. В 70-е годы, изменившиеся отношения между Востоком и Западом модифицировали цели и риторику “холодной войны”. Конфронтация между Севером и Югом активизировала чувство экономической взаимозависимости государств. Возросшая значимость вопроса о правах человека обострила продолжающийся идеологический конфликт. Гонка вооружений сделала использование военного фактора в международных делах неразумным и более сомнительным. Правительство США стало искать другие формы ведения внешнеполитической деятельности.

Президент Дж. Картер, следуя предвыборным обещаниям реформировать систему правительственных органов, в 1978г. перестроил структуру внешнеполитической пропаганды. С одобрения конгресса Бюро по делам образования и культуры госдепартамента было соединено с ЮСИА, образовав новое ведомство ЮСИКА (Агентство международных коммуникаций США). Перед ЮСИКА были поставлены две задачи: рассказывать миру о США и ее политике - в частности, о ее приверженности культурному разнообразию и индивидуальной свободе; рассказывать американской общественности о мире, с тем, чтобы обогатить ее культуру, а также дать американцам понимание того, как эффективно решать проблемы, возникающие между государствами.

Однако реформы и идея активизации культурных контактов  за счет корректировки государственной  пропаганды вошли в противоречие с внешне- и внутриполитической конъюнктурой 1980-х гг. В 1982г. рейгановская администрация, сохраняя прежнюю структуру внешнепропагандистского ведомства, но, дополняя ее новыми программами, вновь переименовала его в ЮСИА.

США в соответствии с Законом 1998г. о реформировании и структурной  перестройке организаций перевели ЮСИА в состав госдепа, где заместитель  Госсекретаря по вопросам общественной дипломатии в соответствии с новыми изменениями курирует деятельность Бюро по вопросам образования и культуры, Управления координатора по вопросам международной информации и Бюро по общественным связям, куда вошла  телевизионная служба “Уорлднет”. Отделения ЮСИА, организованные по географическому принципу, вошли в состав соответствующих региональных бюро. Управление ЮСИА по исследованиям и изучению реакции СМИ продолжает работать в составе Бюро сбора данных и исследований.

Конгресс Соединенных  Штатов Америки

Роль конгресса в данном случае заключается преимущественно  в формировании законодательной  базы обеспечивающей функционирование внутренней и внешней политики в  области культуры и культурной сферы  в целом. Кроме того, конгресс является учредителем крупнейших в США  правительственных организаций  в области науки, культуры и искусства, например National Endowment for the Arts (Национальный фонд искусств), National Endowment for the humanities (Национальный фонд гуманитарных наук) и т.д. К тому же конгресс ежегодно утверждает статьи бюджета предназначенные для финансирования культуры, в том числе ассигнования на содержание государственных организаций (т.н. GSE--government sponsored enterprises) и его инициативы в сфере культуры и искусства. Помимо двух выше указанных к ним (GSE) относятся такие учреждения как Смитсоновский институт (Smithsonian Institution), Национальная галерея (National Gallery of Art), Центр исполнительского искусства им. Дж. Кеннеди (The John F. Kennedy Center for the performing arts), Международный центр Вудро Вильсона и другие. Эти учреждения также прямо или косвенно участвуют в осуществлении внешней культурной политики американского правительства, что, в частности, проявляется в международных культурных обменах, организации выставок, взаимных обменах музеями США и других стран экспонатами для проведения экспозиций и т.д.

Заключение

При употреблении термина  “американская культура” в контексте  осуществления ее экспорта в общемировом  масштабе и планетарного культурного  влияния США прежде всего имеется в виду не высокая культура США, а их массовая коммерческая культура, являющаяся основным предметом американской культурной экспансии. Массовая культура Соединенных Штатов представляет собой, своеобразный флагман современной Америки, ее “визитную карточку”.

Современным США с их культурным разнообразием, наличием огромного  и постоянно растущего числа  переезжающих на постоянное место жительства иммигрантов из самых разных стран  и континентов, в той или иной степени эффективно решаемой расовой  проблемой, расово-этнической толерантностью и возведенной в культ политкорректностью и культурной демократией знакомы  такие периоды в их истории  как геноцид коренного индейского населения (XVIII-XIX вв.), антииммигранские настроения, волнения, и даже антииммигранская политика (первая половина XIX в.), преобладание тенденции к “искусственному” ассимилированию пришлых культур с доминирующей культурой в обозначенный период, расизм, острые противоречия, конфликты и столкновения на этой почве (вплоть до 70-х гг. ХХ в.), трагически известный ку-клукс-клан, суды Линча и т.д.

К тому же история внутренней и внешней культурной политики США  показывает, что насущная потребность  правительства в разработке и  реализации культурной политики как  в ее внутреннем так и, тем более, во внешнем проявлении возникла в  период “холодной войны”.

 

Вторая половина ХХ-начало ХХI вв. охарактеризовалась мощной внешней культурной экспансией Соединенных Штатов, которая оказалась эффективным инструментом внешней политики американского правительства, даже если речь идет о негосударственных механизмах реализации внешней культурной политики.[8]


Информация о работе Культура США