Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 16:56, курс лекций
Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий — скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.
Врачи-иностранцы появились в Московском государстве, начиная с XV века. Одним из первых прибил врач-иностранец в свите Софии Палеолог в 1473 г. Некоторые историки медицины (например, Рихтер) переоценивали роль врачей-иностранцев, утверждая, что они играли в медицине Московского государства чуть ли не главную роль. Однако мы уже видели, что главную роль играли русские лекари, получившие свои знания в порядке ремесленного ученичества. В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.
В 40-х годах XVI века при Иване IV Московское правительство пригласило на службу ряд иностранных врачей. Особенно много их было приглашено в XVII веке. Врачи-иностранцы в Московской Руси были поставлены в привилегированное положение, получали значительно более зысокое содержание по сравнению с отечественными лекарями. Многие врачи-иностранцы приезжали за высоким заработком и обычно не долго жили в Москве, не интересовались нуждами народа, не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для медицинского просвещения России, для устройства и улучшения медицинской помощи, а во многих случаях выступали с идеями, даже враждебными русскому народу.
В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.
21. Епифаний Славинецкий (1609-1675гг.) окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем - в Лекарской школе в Москве. Лекари чаще лечили на дому или в русской бане. При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В XVII в. на Руси были созданы гражданские больницы. Иноземные доктора пользовались уважением в Московском государстве. Первые доктора медицины (т.е. врачи с университетским образованием) среди славян появились в конце 15 века. Георгий из Дрогобыча (ок.1450-1494гг.) получил степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья. Франциск Скорина из Полоцка. Позднее, уже в Новое время, также в Падуанском Университете степени доктора был удостоен Петр Васильевич Посников
Епифаний Славинецкий был автором переводов многих сочинений византийских и западноевропейских авторов, в том числе «Космографии» И.Блеу (1670), в которой содержалось изложение учения Н.Коперника, а также — множество медицинских сведений, в том числе — о лекарственных растениях Нового света. Вот фрагмент перевода, рассказывающий о кустарнике кока, произрастающем в Перу: «В стране перувия есть трава, тамошние жители кокам называют, возрастом невелика... та трава такову силу имеет, егда воустех кто держит, глад и жажду на многие дни утолит».
Ученик Епифания инок Евфимий подтверждает в своих записках, что его учитель «преведе (перевел) книгу врачевску анатомию, с латинска, от книги Андреа Весса-лиа». Это письменное свидетельство весьма важно, поскольку рукопись перевода так и не была обнаружена. Считают, что она сгорела во время пожара 1812 г. в Москве. В качестве учебных пособий в лекарской школе XVII в. применялись переводные врачебные книги — анатомия А.Везалия, травник Диоскорида, «Прохладный вертоград» и многие другие. Обучение продолжалось от 4 до 6 лет, заканчивалось экзаменами, и выпускники получали звание лекаря. Часто они занимались только лечением наружных болезней и хирургией.
История сохранила имена славян — уроженцев Червонной Руси (Западной Украины), которые уже в XV в. обучались медицинскому искусству в европейских университетах. Наиболее известный из них — Георгий из Дрогобыча (ок. 1450—1494). Он получил степень доктора философии и медицины в 1476 г. в университете Болоньи, позже был ректором этого университета, профессором в Братиславе, преподавателем анатомии и хирургии в Краковском университете, студентом которого в 1493 г. стал 18-летний Николай Коперник. Сочинение «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Драгобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета» было издано в Риме на латинском языке.
Младшим современником и соотечественником Георгия Дрогобыча был известный белорусский просветитель Георгий (Франциск) Скорина (1486—540). В 1505 г. он поступил в Краковский университет, затем учился в Германии, а в 1512 г. получил диплом доктора медицины в Италии, в университете Падуи. Предисловие к своей знаменитой славянской Псалтыри, вышедшей в Праге в 1517 г., Скорина начинает словами: «Я, Францишек Скоринин, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами...» Первым доктором медицины из подданных Московского государства был П. В. Посников. Сын московского дьяка, после окончания славяно-греко-латинской академии в Москве он был отправлен в 1692 г. «по имянному великого государя Петра Алексеевича указу в Венецию для совершения свободных наук, в Потавинскую академию». Так в русских хрониках называли знаменитый университет в Падуе, где юноша получил диплом доктора философии и медицины. После продолжения обучения медицине в Париже и Лейдене он состоял в свите Петра во время путешествия царя в Голландию в 1697—98 гг. Был в 1701 г. зачислен в Москве в Аптекарский приказ, однако по настоянию Петра Г оставил медицину и занялся дипломатией. Среди хирургов-«резальников» были костоправы, кровопуски, зубоволоки. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации конечностей. Усыпляли больного с помощью мандрагоры, мака или вина. Инструменты обеззараживали на огне. Раны обрабатывали березовой водой, вином или золой, зашивали волокнами льна, конопли. Умели делать тонкие нити из кишок животных.