Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 16:56, курс лекций
Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий — скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.
1.Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий — скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.
Достижения праславянского врачевания явились той основой, на которой впоследствии развивалась народная славянская медицина Древней Руси.
В середине II тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. А в VI-IV вв. до н.э. праславянское («сколотское») общество, занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, справедливо называемой скифской, и начинается полуторатысячелетний период, завершившийся созданием феодального государства - Киевской Руси. Древнерусское государство (Киевская Русь) ГХ-ХП вв. было огромной страной, раскинувшейся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Уже в Х в. в Древнерусском государстве было свыше 20 городов, в том числе Киев, Белоозеро, Изборск, Коростень, Ладога, Муром, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Туров, Чернигов и др. А в Х-ХШ столетиях, до татаромонгольского нашествия, на Руси было около 350 городов, а всего населенных пунктов - несколько тысяч. Многолюдные и богатые древнерусские города были центрами не только ремесленного производства и торговли, но и центрами культуры - важнейшей области общественной жизни, духовнотворческого потенциала народа. Правда, «Древняя Русь не получила такого богатого античного наследия, как, например, Греция, Италия, Франция, Испания, - пишет Б.А. Рыбаков. - Однако культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности. Значительное культурное наследие было получено той частью восточных славян, которая в первом тысячелетии до н.э. входила в конгломерат племен, условно называемый Скифией». У скифов (этим именем античные авторы называли обширную этнокультурную общность, которую составляли многочисленные, отличавшиеся друг от друга по своей языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон Восточной Европы) была и своя медицина: медицинские познания скифов, как считали даже их более просвещенные античные современники Гиппократ, Гален, Орибасий, достойны весьма высокой оценки. Говоря о достижениях медицины скифов, нельзя не упомянуть об их познаниях в хирургии, о применении оперативных методов лечения (все это они, скорее всего, позаимствовали у греков). Например, на хранящейся в Эрмитаже знаменитой Куль-Обской вазе, найденной вблизи Керчи и относящейся к V-IV вв. до н.э., изображена хирургическая операция: скиф вправляет челюсть травмированному воину, удаляет зуб, перевязывает голень раненому. Некоторые хирургические инструменты и их изображения удалось обнаружить археологам в Чертомлыцком кургане (в среднем течении Днепра) и в других курганах, находившихся неподалеку. Достижения праславянской (скифской) медицины, как и вообще скифской культуры, составили часть того культурного наследия, которое получили древние славяне. Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные, значительно расширившиеся и укрепившиеся после принятия христианства связи с Византией. Христианство принесло с собой многие достижения византийской, а через нее и античной культуры, в том числе и медицины. Еще до проникновения на территорию Древней Руси (с христианством и византийской культурой) греческой медицины, основывавшейся на достижениях античных врачей и мыслителей, охранять здоровье наших предков помогала народная медицина, которая была хранителем бесценного опыта поколений. Используя достижения, корни которых уходили в седую древность, она в течение многих столетий питала и обогащала медицинскую практику. «Греческое христианство, - утверждает Б.А. Рыбаков, - застало в 980-е гг. на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру.... Язычество древней Руси ГХ-ХШ вв. - важный раздел русской средневековой культуры». Лекарским знахарством занимались, в числе прочего, волхвы, составлявшие, по мнению Б.А. Рыбакова, основную часть жреческого сословия древней Руси, и в этом им помогали женщины («ведьмы», от слова «ведать» - знать), которых позднее, в ХП в., называли «бабы богомерзкие». Волхвы были целителями, лечившими людей рациональными средствами народной медицины. Долгое время, на протяжении столетий, волхвы - хранители богатейших медицинских познаний языческих времен - оставались одними из авторитетнейших врачевателей. Когда Древняя Русь стала христианским государством, появились монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и своего рода формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов. Уже в первой половине ХШ в. было известно до 70 монастырей, причем в крупных городах их насчитывалось большое число: 17-18 - в Киеве и Новгороде, 4 и более - во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе или его пригороде и являлись составной частью городской структуры и структуры княжеского управления. Основатели этих монастырей - Антоний Печерский и его преемник в Киево-Печерской лавре Агапит, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Мартиниан Белозерский, Кирилл Комельский - были образованными, знающими людьми, сами переводили и переписывали книги и поручали это своим ученикам. Вероятно, они были хорошо знакомы и с медициной. Итак, в средневековой России, как и в других европейских государствах того времени, монастыри были очагами науки и культуры, и в том числе медицины. Здесь действовали первые в Древнерусском государстве больницы, которые стали, очевидно, непременной частью монастырей, впрочем, и церквей тоже. Монастырские и церковные больницы (медицинская помощь в них была бесплатной) в Киеве, Переяславле, Милитине и в других городах стали непременным атрибутом социального устройства Древнерусского государства, здесь работали опытные лечцы - «врачи-профессионалы».
2.Характеристика эпохи Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской Руси.
Период Киевской Руси — с IX века до второй четверти XIII века, домонгольский, так как конец его определяется нашествием татар.
Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.
Киевское государство, просуществовавшее почти 3 века, способствовало объединению восточных славян, развитию общественной жизни и культуры русского народа. В IX—XI веках в Киевской Руси происходило формирование феодального общества. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальное государство и право, политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X—XI веков было христианство.
В Древней Руси сложилась и развилась богатая материальная и духовная культура. Замечательные произведения древнерусского ремесла, высокий технический уровень ремесленного производства свидетельствуют о выдающихся успехах в развитии материальной культуры Древней Руси. Значительное развитие получило устное народное творчество—древнерусские былины и сказания. Уже в X веке на Руси распространялась письменность. Развивалась переписка книг. В Новгороде археологи нашли грамоты на бересте, древнейшая из которых относится к XI веку. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Замечательные произведения зодчества были созданы древнерусскими мастерами. Высокого для того времени уровня достигли живопись и прикладное искусство.
Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности.
В X веке Новгородско-Кневское государство было самым сильным и наиболее культурным на материке Европы. Оно поддерживало связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией. Особенно частыми и тесными были сношения Руси с Византией и Скандинавией, но Киевское государство было связано также с Германией, Чехией, Венгрией, Францией и многими другими государствами.
2.Характеристика эпохи Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской Руси.
Начало русской культуры лежит в глубоком самостоятельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века.
Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Киевская Русь включала в себя государства Славию, которое возникло на Новгородской земле, и Куявию - на Киевской земле. Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города – ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка – князья, бояре, эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распалось на классы. Появились феодальные отношения, феодальная форма господства и подчинения. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальные государство и право, формировались политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X-XI вв. было христианство (988). Введение христианства на Руси исторически было прогрессивным явлением, способствующим установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими государствами. Вместе с христианством, пришедшим на Русь более 1000 лет назад, мы унаследовали высокие духовно-нравственные ценности, которые проявлялись в милосердии, сострадании, в служении ближнему.
Христианство приняло врачевание под свое непосредственное покровительство. Уже в X веке на Руси распространялась письменность,
развивалась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Монастыри являлись культурными центрами Древней Руси, средоточием знаний, в том числе и медицинских. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (летописец Никон, Нестор и др.), дополняя их своими знаниями, основанными на опыте народного врачевания. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Вместе с христианством появились замечательные произведения зодчества, живописи и прикладного искусства. Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И.Герцен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой».
3.
4.Источники изучения медицины Киевской Руси
Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.
В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси».
На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.
5.Уровень знаний о строении человеческого тела, о функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного.
Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.
Специальных медицинских книг со времен Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).
6.Методы лечения, уровень развития фармакологии.
В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок.
Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», «распластание телес».
Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.
7.Уровень знаний о профилактике заболеваний, взгляды на организацию борьбы с эпидемиями.
Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам «оберегания» от недугов. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др.
О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах — патериках и в литературных памятниках — житиях, «словах» и других источниках. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относится «Изборник Святослава» — своеобразный энциклопедический сборник. В великокняжеском книгохранилище к концу XI в. накопилось много произведений медицинской и биологической литературы, переведенных с греческого и сирийского языков, а также написанных по-славянски. В числе этих произведений наиболее значительными были «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов, и «Шестоднев» Иоанна Болгарского.
8. Организация здравоохранения и законодательство.
Первые сведения об
В дальнейшем (XII в.) «Русская правда» Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.
Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония. Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.