Лекции по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 189.70 Кб (Скачать файл)

В 1870 г. было издано «городовое положение», вводившее все¬сословное местное  самоуправление в городах. Все жители, пла¬тившие городские налоги, разделялись (по «прусской системе») на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число  гласных (таким образом голос  небольшой группы богатых пла¬тельщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мел¬ких). Гласные  городской думы избирали из своей  среды город¬ского голову и членов городской управы. Компетенция органов  самоуправления в городах соответствовала  компетенции земских1 учреждений в  сельских местностях.

35. Движение  народников.

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, занимал  вопрос о капитализме и его  судьбе в России. народники считали  капитализм в России явлением неестественным, то они полагали необходимым переход  России от феодализма к социализму путём крестьянской революции. Экономическую  основу социализма они видели в крестьянской общине.

        В народничестве  изначально присутствовали две  тенденции: революционная и реформистская.  Радикально настроенная интеллигенция  воспринимала идеи крестьянского  социализма как призыв к непосредственному  революционному действию, более  умеренная её часть – как  программу постепенного движения  вперёд через реформы.

        С возникновением  в Петербурге организации «Земля  и воля» (1876г) народническое  движение в Беларуси развивалось  под её непосредственным влиянием. Центром движения стал Минск,  где наиболее активно действовал  кружок, созданный студентом Одесского  университета – М. Велером.  Сначала кружок объединял учащихся  Минской гимназии и духовной  семинарии и действовал под  видом «образовательного кружка».  Члены кружка занимались социалистической  пропагандой, читали и распространяли  запрещённую литературу, которую  присылали в Минск студенты  Петербурга и Варшавы

        Репрессии  правительства против «Земли  и воли» вынудили народовольцев  пересмотреть тактику борьбы  с самодержавием. Кроме того, в  1876 году полиция начала массовые  аресты членов народнического  движения, что на некоторое время  затормозило его деятельность. И  только в 1878 году он снова стал активно действовать. В это время в составе кружка числилось не менее 15 человек, главным образом интеллигенции. Наладилась и увеличилась связь кружка с народниками Петербурга и других городов..

        В 70-х годах  народнический кружок возник  в Гродно. В него входили работники  губернской типографии, офицеры  101-го пехотного полка, который  был расположен в Гродно, мелкие  служащие. Члены кружка изучали  запрещённую литературу, которую  они получали из Петербурга  от студентов – уроженцев Гроденщины.

        В конце  70-х годов в России снова  складывается революционная ситуация. Русско-турецкая война, ещё больше обострившая бедствия народных масс, стала причиной подъёма общественного движения в стране. В 1878-1882 гг. увеличилось количество крестьянских выступлений, что являлось одним из важнейших элементов революционного кризиса в стране.

в 1878г. В «Земле и воле» начались разногласия, которые привели к  расколу в 1879 году на две новые  организации. Приверженцы политической борьбы создали партию «Народная  воля», их противники -  «Черный передел».

        Отказавшись  от политической  борьбы и выступая  против террора, «чернопередельцы»   считали главной целью своей  деятельности осуществить передел  земли помещиков между крестьянами.  Именно поэтому они продолжали  вести агитацию и пропаганду  среди крестьян, рабочих, учащейся  молодёжи и армии.

    «Народная воля» отстаивала  необходимость усиления политической  борьбы против самодержавия и  стояла за индивидуальный террор. «Н.в.» была централизованной  конспиративной партией с одним  центром – Исполнительным комитетом,  с общими для всех организационной  программой и тактикой. власти  и убийство царя.

          Аресты  чернопередельцев в Москве, Петербурге, разгром типографии в Минске (в  конце 1881года), вынужденная эмиграция  ёе руководителей отрицательно  отразились на настроении членов  организации Беларуси, большая часть  которых перешла на позиции  «Народной воли».

   26 августа 1879г. Исполком  «Народной воли» вынес смертный  приговор Александру ІІ. Было  несколько покушений на царя. 1 марта 1881 года, бомбой, брошенной  уроженцем Минской губерни Гриневицким,  был убит Александр ІІ.. Последней  попыткой использовать террор  было неудачное покушение на  Александра III, организованное в  1887 году группой петербургских  студентов с участием старшего  брата В.И. Ленина А. Ульянова.

     В Беларуси переходу  на сторону «Народной воли»  чернопередельцев содействовал  приезд московских народовольцев.  Их задача заключалась в образовании  из разрозненных местных народнических  кружков единой региональной  организации Беларуси и Литвы.  В начале 1882 года такая организация  была создана под названием  «Северо-западная организация «Народной  воли». Её руководящий центр  находился в Вильно. Организация  объединяла народнические кружки  Минской, Могилёвской, Витебской,  Гродненской, Виленской и ковенской  губерний. Деятельность центральной  группы была направлена на  создание новых групп, сбор  средств для партии, организацию  подпольной типографии. В конце  1882 года центральная группа практически  перестала действовать, т.к. полиция  арестовала её членов. Тем не  менее, местные кружки не были  раскрыты. Они продолжали свою  деятельность в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилёве, Горках и вели  работу среди учащихся, ремесленников  и сельскохозяйственных рабочих  Беларуси.

  В начале 1884 года с инициативой  объединения в общую организацию  всех кружков Беларуси выступила  группа «Гомон». Относительно  социально-экономических взглядов  «Гоман» был типичной народнической  организацией народовольческого  направления. Её члены надеялись  на коммунистические инстинкты  крестьян, считая, что в Беларуси  «общинная склонность ещё очень  жива в народе и его экономические  идеалы и стремление к миру  чрезвычайно пропитаны духам  коллективизма». Как и народники,  гомоновцы не видели социального  расслоения в деревне. Вслед  за «Народной волей» «Гомон» признавал необходимость политической борьбы, выступал за свержение самодержавия, видел в объединении все революционных сил России единственных путь спасения родины. В программных документах этой организации много внимания уделялось национальному вопросу. Именно гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании беларуской нации. Гомоновцы исходили из принципа признания равноправия всех народов и их права на самоопределение. На этом принципе основывалась и официальная программа «Народной воли». Будущую свободную от социального и национального гнёта Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Беларуская социально-революционная группа, как называли себя гомоновцы, связывалась со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилёва и Минска. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было связано с тем, что в это время беларуское народничество, так же как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

        Реформаторы-народники  пополнили ряды партий либеральной  направленности, а революционные  народники – социально-революционные  партии.

36. Рабочее  движение в России.

Фактически антиавторитарные секции Первого Интернационала явились  предшественниками возникшего позднее  анархо-синдикалистского движения, стремясь «заменить привилегии и власть государства» «свободной и добровольной организацией труда»  В 1880-х годах американские рабочие развернули широкое движение на улучшение условий труда и  введение 8-ми часового рабочего дня. С 1880 года наблюдался постоянный рост забастовочного движения. Кульминацией стал май 1886 года, когда рабочие Чикаго вышли на забастовку. В городе действовали  Американская федерация труда, Орден  рыцарей труда и социалистическая рабочая партия. Однако самыми влиятельными были анархисты, которые и встали во главе рабочего движения. В ответ  на притеснения и репрессии рабочие  бастовали по всей стране: 1 мая 1886 года в США бастовало 350 тысяч человек, самыми мощными были акции протеста в Чикаго]. 3 мая во время многотысячного митинга произошли столкновения митингующих со штрейкбрехерами, полиция  открыла стрельбу по протестующим —  погибло 6 человек. На следующий день Хеймаркетской площади проходил новый митинг, во время которого неизвестный бросил бомбу в полицию: один полицейский был убит, несколько  десятков ранено. В ответ полиция  открыла огонь по митингующим  убив 11 человек и ранив около  двухсот. Этот день вошёл в историю  рабочего движения как Хеймаркетская  бойня. По обвинению в подстрекательстве  к терроризму были схвачены лидеры рабочего движения — восемь анархистов: один покончил с собой в тюрьме, четверо были повешены 11 ноября 1887 года, остальные были помилованы в 1893 году, по причине того, «что вся „чикагская восьмёрка“ была невиновна в инкриминируемом  им преступлении». В память о событиях мая 1886 года и казни рабочих-анархистов 1 мая было провозглашено в июле 1889 года на конгрессе Второго Интернационала проходившего в Париже днем выступлений  за права рабочих. С тех пор  рабочие всего мира отмечают этот день

В 1907, в Амстердаме прошёл Международный  анархистский конгресс, на котором  присутствовали делегаты из 14 стран, и  собрал многих выдающихся анархистов того периода, среди которых были: Эррико Малатеста, Пьер Монатт, Луи  Фаббри, Эмма Гольдман, Рудольф Рокер, Кристиан Корнелиссен, Александр Шапиро, Владимир Забрежнев и др. На Конгрессе  рассматривали разные вопросы, особое внимание уделялось практическим вопросам организации анархистского движения, проблемам народного образования, всеобщей забастовки и антимилитаризма. Основные дебаты разгорелись вокруг взаимоотношений анархизма и  синдикализма. В частности французский  делегат, член Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Франции Пьер Монатт считал синдикализм  самодостаточным, а известный итальянский  анархо-коммунист Эррико Малатесста выступал с резкой критикой синдикализма. Малатеста выступал с поддержкой рабочего движения, но считал что нужны не революционные, а «абсолютно нейтральные» рабочие организации, он критически относился к созданию профсоюзов. В 1905 году, в Чикаго была образована организация Индустриальные рабочие мира (ИРМ), находившаяся под сильным влиянием анархистских идей. Широкого размаха приобретало радикальное рабочее движение в Испании, Франции и других странах. Созданная во Франции Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), строившаяся на принципах революционного синдикализма, насчитывала к 1912 году 600 тысяч членов. В 1910 году была создана самая знаменитая анархистская профсоюзная организация — испанская Национальная конфедерация труда (НКТ). Эта анархо-синдикалистская организация была до конца 1930-х годов ведущей силой в испанском рабочем движении. Зимой 1922—1923 годов на берлинском учредительном конгрессе была создана Международная ассоциация трудящихся (МАТ) — анархо-синдикалистский Интернационал, известный так же как Берлинский Интернационал профсоюзов.

37. Русский  либерализм.

Русский либерализм -- одна из значимых тенденций общественной мысли в  России.

Истоки отечественного либерализма  восходят к событиям 16--18вв. В идейной  борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и  устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола  высшей власти и в движении, вызванном  церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению  свободы совести.

либеральные тенденции были подавлены  утверждающимся абсолютизмом. Либеральная  идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в  стране в конце 18 -- начале 19 вв. Его  появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский  контекст, приобщением высших слоев  общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения, внедрением идеи общественного договора и т.д Формирование более или  менее целостного либерального сознания попадает на 10--30 гг. 19 столетия Сперанский, Чаадаев и наконец, ряд людей, совершивших беспрецедентный для  того времени шаг -- смену вероисповедания  и своей жизнью утвердивших одно из фундаментальных прав: право на свободу совести -- Лунин, Гагарин  и др.

В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное направление. классические для России "направления" -- западничество и славянофильство  в различной мере пронизаны либеральным  мироощущением.

Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в  истории русского либерализма. Новое  качество общественной жизни создает  поле для практической реализации либеральных  идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной  опеки печать, относительно свободные  университеты и земства.

В то же время -- во второй пол. 19 -- начале 20 вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а  так же философский дискурс либерального сознания. Юридическая (или государственная) школа в русской академической  науке явилась теоретической  базой русского конституционализма.

Революция 1905 г. и последовавшие  за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают  политические партии с осознанной либеральной  ориентацией -- кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в  Государственной Думе. Из аморфного "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу.

Февральская революция задала следующий  этап в истории русского либерализма. Представители либеральных партий вошли во Временное правительство  и разделили с другими политическими  силами ответственность за судьбу страны.

 

Однако, развитие событий вскрыло  как неспособность либеральных  партий овладеть ситуацией, так и  неготовность русского общества к либеральной  политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот  поставили точку на легальном  существовании либерализма в  России и задали пятидесятилетний перерыв  в развитии либеральной традиции.

В послереволюционные десятилетия  либерализм, как идейная традиция, сохраняется только в эмиграции, где проживала значительная часть  мыслителей и политических деятелей либеральной ориентации.

Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина.

Следующий этап развития либерализма  в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России.

38 Русская  культура XIX века.

Начало XIX века - время культурного  и духовного подъёма России. В  первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме  действовавшего Московского были учреждены  Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское  и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"