Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций
1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.
Утром 14 декабря 1825 года на
Сенатской площади собрались
Московский и Гренадёрский
В начале января 1826 года на
Украине была подавлена другая
попытка переворота – мятеж
Черниговского полка,
Расправа над декабристами
была жестокой. Пестель, Рылеев, Муравьёв-
Апостол, Бестужев-Рюмин и
Причина поражения восстания –
недостаточная поддержка
Это было первое движение,
которое выдвинуло чёткую
Лозунги декабристов как
завещание были переданы
32.Внутренняя политика Николая 1.
При Николае I (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические, а отчасти и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Было сокращено участие малоимущих дворян в дворянских собраниях. Ограничился доступ в «благородное сословие» для недворян (для поощрения последних было создано сословие «почётных граждан», имевшее ряд привилегий). Укрепилась дисциплина среди чиновников. Созданное при Николае I Третье отделение императорской канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, а позднее А. Ф. Орловым занималось борьбой с инакомыслием (а также надзором за тюрьмами, иностранцами, прессой, рассматривало жалобы крестьян на помещиков и др.). Усилилась цензура. Вскрывалась переписка. Недовольные отправлялись в ссылку, в армию на Кавказ. После либерального правления Александра I притеснения правительства вызвали резкое недовольство высших слоев. Николай I, пришедший к власти после восстания декабристов, панически боялся малейшей активности в обществе и потому всячески давил ее. На руководящие должности чаще назначались люди исполнительные, а не способные и инициативные.
В то же время проводились ограниченные реформы. Было упорядочено (кодифицировано) законодательство. В 1830 г. под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи, в 1832 г. — Свод действующих законов государства. Это облегчило административную практику. В 1837 г. под руководством П. Д. Киселёва стала проводиться реформа управления государственными крестьянами. Многие из них получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы), в их деревнях строились медпункты, внедрялись агротехнические новшества. Однако делалось это обычно силовыми методами, что вызывало недовольство. Увеличилось число управлявших ими чиновников. Излишки производимой государственными крестьянами продукции нередко вывозились в другие районы. Это вызывало волнения. Были ограничены права помещиков — крестьян нельзя теперь было отправлять на горные работы, запрещалось продавать их с аукциона за долги.
В 1839-1843 гг. министр финансов Канкрин
Е. Ф. провёл денежную реформу, установив
твёрдое соотношение между
Однако главный вопрос — о крепостном праве — оставался нерешённым. Николай не решал его, боясь волнений в обществе.
33. Отмена крепостного права.
Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.
Основные причины отмены крепостного права:
Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I, но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.
Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.
В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».
Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.
Земля оставалась в собственности
помещиков, а крестьянам выделялись
усадебная оседлость и полевой
надел, за что они должны были отбывать
повинности (деньгами или работой),
которые почти не отличались от крепостных.
По закону крестьяне имели право
выкупить надел и усадьбу, тогда
они получали полную самостоятельность
и становились крестьянами-
В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.
Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.
Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.
Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».
Крестьянская реформа создала
условия для превращения
Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.
34. Великие реформы» и контрреформы.
1861г. Отмена крепостного
Причины отмены: спад темпов роста сельского хозяйства, нехватка рабочих групп в промышленности, крестьянские волнения
Результаты отмены: массовое разорение крестьянства, уход крестьян в города, появление рабочих классов
Итоги великих реформ:
Разрешение сословной структуры
Начинается формирование гражданского общества
Развивается капитализм
Контр реформы- поправка к внешним реформам
Зарождается революционное рабочее движение
Итоги: нарастание противоречий между капиталистической экономикой и феодальной системой управления
«Великие реформы» 60-70-хх 19 в. Александр II: судьба царя реформатора.
Реформа мсу:
Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская
1. В январе 1864 вышло положение
« о губернских, уездных и земских
учреждениях». В соответствии с
ним создавались органы мсу,
кот назывались земствами. Эти
земства формировались на
В сентябре 1802 года был. издан манифест об учреждении министерств, которые должны были заменить устаревшую систему петровских коллегии.: 1) военных сухопутных и 2) мор¬ских сил, 3) иностранных дел, 4) юстиции, 5) внутренних дел, 6)финансов, 7) коммерции, 8) народного просвещения. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Одновременно было издано новое «учреждение» Сената, который был «хранителем. законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годовые отчеты. ,
Был составлен план довольно широкого развития среднего и выс¬шего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: I) сельские прихот-ские, 2) уездные, 3) губернские училища или гимназии 4) университеты
Цели реформ:
- сохранение сил в Европе
- закрепление своих границ
- разграничение сфер влияния
- последствие - война со Швецией
Итоги:
- укрепление междунар авторитета
- свящ союз
- неудача в б-бе с революц во Фр-ции
- укрепление собств границ
Россия в пореформенный
Старая рекрутская система изживала себя. Огромная армия тяжела для гос-ва. Воинская повинность была обязательностью для всех жителей империи. Служили мужчины с 20 лет в сухопутных 6 лет службы и 9 лет в запасе, а во флоте 7 лет службы и 3 гола запаса. Армия основана на воинской повинности. Но существовали льготы определенным категориям:
-лицам с высшим образованием;
-гимназисты служили три
Широкая сеть военных учреждений, да плюс перевооружение армии.
Вывод: реформаторская деятельность катализировала общественное движение, активизировалась революционная организация и негативизм в обществе.
Деятельность Лориса - Меликова. Два направления:
1. Изоляция и активная
2. Попытка примирить общество с правительством.
1881 г. - временное положение о
военных судах на тех
-ускоренное рассмотрение дела с нарушением прав подсудимого;
-вынесение чрезвычайно
-отсутствие гласности.
Контрреформы в области
Университеты были лишены своей автономии, затруднен доступ к образованию. Усилилась цензура и увеличился запрет на определенную литературу. Положительные моменты:
-стабилизация финансов в гос-
Процесс обуржуаживания дворянства.
Деятельность Витте.
Витте - министр финансов, буржуа, добившийся высокого поста. Деятельность его была более позитивной, он с самого начала делает ставку на строительство железных дорог, на увеличение не прямого, а косвенного налогообложения. Был за привлечение иностранного капитала. Основная цель - поставить промышленность на новый уровень, но другие не хотели зависимости от инвесторов и в развитом гос-ве этого быть не может. Было всего два раза взято по 2 миллиарда.
Земское и городское самоуправление.
Надзор администрации над
Предметами компетенции