Либерализм Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Формирование либеральных идей Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических и политических изменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина, его научные и политические взгляды…………………………………………………………………………….4
Глава 2. Либерализм Б.Н. Чичерина……………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

_____________________________

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «История политических и правовых учений»

на тему: «Либералы. Б.Н. Чичерин»

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент 3 курса 

очной формы  обучения

юридического  факультета,

группа №321

Тышов Александр  Александрович

   
 

Проверил: Шевчук Михаил Иванович.

 

 

Оценка ____________________

 

Подпись____________________

 

«___»______________ 2011 г.

   

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина, его научные и политические взгляды…………………………………………………………………………….4

Глава 2. Либерализм Б.Н. Чичерина……………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….....15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

Введение

Формирование либеральных идей Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических и политических изменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Творчество  Б. Н. Чичерина (1828-1904) в последнее  время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов –  всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX-начала XX в. Он был не только талантливым теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но и основателем оригинальной концепции «охранительного» либерализма.

Обширное творческое наследие Б. Н. Чичерина представляет, несомненно, интерес и для сегодняшней науки, в том числе для истории политических учений.

 

Глава 1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина, его научные и политические взгляды.

 

Ситуация в  российском обществе второй половины ХIХ века была весьма противоречивой. Заинтересованность общественности в установлении парламентарных институтов и попытка избежать революционного варианта развития событий послужили питательной почвой для развития теории либерализма. Именно в этот период в русской философии складываются основы направления, которое впоследствии будет названо классической либеральной философией естественного права. Возникает особая форма модели переустройства России: «минимум политики – максимум права». Поэтому правовая мысль русских философов была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование, в силу чего одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе, например, в работах М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, российский либерализм характеризуется сочетанием собственно либеральных устремлений с большой долей просвещенного консерватизма.

Крупной фигурой  в либеральной философской мысли второй половины ХГХ века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Он родился в семье богатого и родовитого помещика. С детства Б.Н. Чичерин проявил страсть к познанию. Он владел французским, немецким и английским языками, читал в оригинале У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Скотта, пробовал перевести с латыни Вергилия. Отец выдающегося юриста, историка и философа Б.Н. Чичерина был офицером и, выйдя в отставку, занялся предпринимательством, он, также как и мать Б.Н. Чичерина – Екатерина Борисовна Хвощинская, отличался широким культурным кругозором, разносторонними интересами, был знаком со многими образованными людьми того времени.

В 1845 г. Борис  Николаевич поступил на юридический  факультет Московского университета. По окончании университета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, для подготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистра государственного права требовалось преодолеть испытания по государственному, полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.

Б.Н. Чичерин  сдал магистерские экзамены в декабре 1851 – январе 1852 г. В 1866 г. защитил  в качестве докторской диссертации  книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вел научную работу, участвовал в деятельности земства. В начале 1880-х гг. Б. Н. Чичерин занимал пост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости «свободных учреждений», развитии земского движения, он был уволен с этой должности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию.

Б.Н. Чичерин, восприняв  многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов этой доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина «правового государства». Б.Н. Чичерин, считал, что главным конструирующим элементом культуры является центральная государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и влияния. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства1.

 

Глава 2. Либерализм Б.Н. Чичерина.

 

Значительное влияние  на развитие либеральных взглядов в  России оказывали политико-правовые учения профессора Московского университета Б.Н. Чичерина. Он творил в сложную  и противоречивую эпоху развития либерально-правовой мысли.   

После отмены крепостного  права (1861 г.) правительство России провело  ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили  почву для перехода ее к промышленному  строю. Однако эти реформы носили половинчатый характер, и не  смогли гарантировать права и свободы широким слоям населения.

В этот период в  России  большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание конституционной  монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

Программными  требованиями либеральных учений были оправдание процессов развития гражданского общества, сохранение таких его основ, как частная собственность, товарно-денежные отношения, формальное равенство субъектов права. Это обусловливало противостояние либеральной политико-правовой мысли различным направлениям социалистической идеологии, выступавшим против развития капитализма.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология, российского либерализма в теоретическом отношении стояла к этому времени уже на уровне западноевропейской философской мысли, а в некоторых аспектах превосходила ее.

Б.Н. Чичерин  являлся к тому времени наиболее представительной фигурой в ряду либеральных государствоведов и политических мыслителей. Восприняв многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов их доктрины. В своих работах по вопросам государства и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость реформ политической жизни в России. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений» (1869—1902 гг.), сочинения «Собственность и государство» в двух томах (1881—1883 гг.), «Курс государственной науки» в трех частях (1894—1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).

Чичерин воспринял  философию Гегеля, однако гегелевскую  триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил  логической схемой из четырех элементов, в результате которой образуется круговорот четырех начал (единство — отношение — сочетание — множество).

Большое место  в трудах Чичерина уделялось свободе  личности. В понятии свободы Чичерин  различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).

Личность, утверждал  Чичерин вслед за Кантом, сама по себе есть цель и не может быть употреблена  как средство для посторонних  ей целей. Из требования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает требование свободы внешней: действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться, и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбежных при совместном существовании.

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под  общим законом, утверждал Чичерин. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — «источник права не в законе, а в свободе»2.

Чичерин не разделял концепцию  теоретиков, утверждавших, что «право — минимум нравственности» (Еллинек, Соловьев). Право, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку такое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтожению свободы, к насильственному осуществлению нравственных начал. Необходимо, отмечал он, четко отграничивать сферу права как область внешних воль от сферы нравственности как области внутренней, исследующей мотивы поведения. Эти области восполняют друг друга: область принуждения начинается там, где действует право, регулирующее внешнюю свободу, тогда как нравственность определяет духовные потребности людей.

Высшая связь  между областями внутренней и  внешней свободы, писал Чичерин, выражается в органических союзах, членом которых является человек. Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу как высшему выражению духовной связи людей, и в этом отношении человек имеет обязанности. Вместе с тем как свободное лицо он пользуется правами. Чичерин писал, что свобода проявляется как свобода общественная, определяющая отношение членов к тому целому, к которому они принадлежат, их законное подчинение и долю участия в общих решениях. Но эта новая сфера свободы не уничтожает предыдущих: она только восполняет их, возводя к высшему единству. Однако, рассуждал мыслитель, каким образом объяснить столь часто встречающееся в истории и жизни отрицание свободы? Это противоречие разрешается законом развития.

Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций Чичерин критически оценивал те доктрины государства и права, которые «совершенно поглощают личность в обществе» или низводят человека до степени простого средства для общественных целей.

Необходимым проявлением  свободы Чичерин признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». Чичерин выступал против тех теорий, которые видят в собственности лишь историческую категорию, вместо того, чтобы рассматривать ее как необходимое проявление свободы, вытекающее из природы человека. Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.

Из свободы  как источника права проистекает  и понятие договора как соглашения воль контрагентов, писал Чичерин. Он замечал, что, подобно тому, «как собственность есть явление свободы в отношении к физическому миру, так договор есть явление свободы в отношении к другим людям»3. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан, а само оно, по Чичерину, возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного. При этом важную роль в формировании государственной идеи играет один из нескольких факторов — завоевания, религия или «постепенное развитие жизни и ее потребностей». Чичерин противопоставляет средневековое государство (анархия, сословная рознь, крепостное право, господство силы) и буржуазное государство Нового времени (господство всеобщего порядка и благоденствия).  На основании этого противопоставления Чичерин делает вывод о том, что государство — это «высший союз, который призван сдерживать частные силы и не дозволяет одним покорять себе других... Всякое частное порабощение противоречит государственным началам»4

Ученый выступал против уравнения имущественного положения  граждан. Если формальное равенство (равенство  перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство  состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

Информация о работе Либерализм Чичерина