Либерализм Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Формирование либеральных идей Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических и политических изменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина, его научные и политические взгляды…………………………………………………………………………….4
Глава 2. Либерализм Б.Н. Чичерина……………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Задача права, по учению Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах, мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других.

Таким образом, в центре концепции Чичерина —  личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц»5. Только в обществе, замечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз.  Государство лишь управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне его. Основными элементами государства, по Чичерину, являются: 1), власть,  2) закон, 3) свобода, 4) общая цель.

Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные образы правления. Каждый народ, по его мнению, в своей истории не ограничен раз навсегда установленной какой-либо одной формой политической власти. С изменением жизненных условий видоизменяются и формы государства. Чичерин исследовал абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию, условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели»6.

Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной России, о которых он не раз отзывался критически: «Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями»7.  Этот либеральный тезис Чичерина напрямую перекликается со взглядами М.М. Сперанского.

Чичерин был  современником реформ и контрреформ  в периоды царствования Александра II и Александра III. Перспективы развития государственного и правового строя России по-разному ставились и обсуждались в газетах того времени, в различных обществах и кружках. Чичерина тревожило то, что «либерализм», по-разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда новомодных «либералов» расходились с его представлениями о свободе. Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма.

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный. «Уличный либерал, — писал он, — не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно... Он готов стереть с лица земли всякого, кто не разделяет его необузданных порывов. ...Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников считает подлецами. ...Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или оплевать».

Второй вид  либерализма, по Чичерину, — оппозиционный, в котором нет требования позитивных действий, а присутствует только «наслаждение самим блеском оппозиционного положения». «Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить — вот вся его система», — писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, — «освобождение от всяких законов, от всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее, или же в давно прошедшее». С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. «Похвалу означают ярлыки: община, мир, народ, выборное начало, самоуправление, гласность, общественное мнение и т.п.». Кроме того, «постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным. Поэтому, — писал Чичерин, — когда наконец открывается поприще для деятельности, предводители оппозиции нередко оказываются неспособными к правлению, а либеральная партия, по старой привычке, начинает противодействовать своим собственным вождям, как скоро они стали министрами»8.

Позитивный  смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость. Власть и свобода нераздельны так же, как нераздельны свобода и нравственный закон. Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг охранительного либерализма означает: «Либеральные меры и сильная власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, — сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила»9.

В своих работах  по вопросам государства и права  Чичерин настоятельно доказывал  необходимость реформ политической жизни в России. В 1882—1883 гг. Он исполнял обязанности Московского городского головы, участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании 16 мая 1883 г. был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от государственной деятельности.

 

Заключение

В историю юриспруденции  прочно вписаны имя и творческое наследие выдающегося русского мыслителя, педагога, общественного деятеля, представителя известного дворянского рода Бориса Николаевича Чичерина. Анализ философских, политических и правовых взглядов Б.Н. Чичерина становился специальным предметом многих исследований. Основатель государственной школы русской историографии, оригинальный представитель неогегельянства в русской философии, виднейший представитель русского либерализма – вот некоторые характеристики и оценки вклада ученого в копилку отечественной науки.

 

Список литературы

  1. Лейс О.Э. История политических и правовых учений. М. 1999.
  2. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в XIX в. М., 1957.
  3. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3.-М., 1896.
  4. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. //Вопросы философии. 1991. №7.
  5. Чичерин Б.Н. Собственность и государство т.2 - М.1882.

 

 

 

1 Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в XIX в. М., 1957. С. 165.

2 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 2. - М., 1896., с. 39.

3 Чичерин Б.Н. Собственность и государство т.2 - М.1882 c. 362.

4 Чичерин Б.Н. О народном представительстве. //Вопросы философии. 1991. №7, с 30.

5 Там же

6 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3.-М., 1896., c. 211

7 Там же. Ч. 1. -с.161

8 Лейс О.Э. История политических и правовых учений. М. 1999., с.543

9 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3.-М., 1896., c. 155

 


Информация о работе Либерализм Чичерина