Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 18:47, контрольная работа
Тема моего исследования жизнь, судьба и реформы Александра Николаевича Романова - императора Александра II.
Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Сегодняшняя Россия, также как и Россия во второй половине XIX века стоит перед выбором пути. Куда развиваться? Как развиваться?
В России за один только XX век произошло три революции:
1.1905 - 1907 - Первая революция
2.1917 - Февральская революция
3.1917 - Октябрьская революция
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………....3
АЛЕКСАНДР II …………..………………………………....4
Краткая биография…………………………...……………........ 4
Необходимость проведения реформ……………………..……5
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ……………………………………...6
2.1 19 февраля 1961 год – Крестьянская реформа……………….6
2.2 Мировые посредники………………………………………......7
2.3 Наделы и повинности……………………………………….....7
2.4 Выкуп и выкупная операция…………………………………..8
Реакция крестьян на реформу………………………………….8
Историческое значение отмены крепостного права…………9
Земская реформа………………………………………………10
Городская реформа………………………………………..….10
Судебная реформа………………………………..……………11
Военная реформа……………………………………………...12
Реформа в области народного образования и печати…..…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………………15
Условия освобождения выходящих из крепостной зависимости крестьян были изложены в Положениях 19 февраля 1861 года. С момента обнародования документов реформы бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, получил не только возможность свободно распоряжаться своей личностью (личная свобода предоставлялась безвозмездно), но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Свободные сельские обыватели могли заключить различные сделки,
предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и не
движимым имуществом, ступать в брак без согласия помещика, поступать в "общие учебные заведения". Отныне крестьянин становился юридическим лицом по гражданским, административным и уголовным делам.
Бывшие помещики крестьяне зачислялись в состав податных сословий и должны были нести государственные и земские повинности. Вплоть до 1 января 1887 года крестьяне выплачивали подушную подать, до введения всеобщей воинской повинности.
2.3 Мировые посредники
Мировой посредник, должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.
Если на начальном этапе подготовки реформы правительство намеревалось возложить ее практическое воплощение на поместное дворянство в лице губернских комитетов, то встретившись позднее с яростной, непримиримой позицией помещиков, правящие круги вынуждены были пойти на создание института мировых посредников - специальных представителей для реализации реформы на местах.
Основной функцией мировых посредников было содействие соглашению крестьян с помещиками и составление так называемых "уставных грамот", в которых точно определялись размеры получаемого крестьянами надела, то местонахождение и крестьянские повинности. Уставные грамоты должны были быть введены в действие не позднее чем через два года после издания "Положений реформы".
Мировые посредники утверждали сельских старост и волостных старшин, могли отменять решения крестьянских сходов, рассматривали жалобы на помещиков, органы крестьянского управления, налагали взыскания, выступали в качестве нотариальных лиц при заключении актов помещиков с временнообязанными крестьянами.
В списках мировых посредников можно было встретить представителей известных дворянских фамилий, выдающихся деятелей русской культуры, науки, образования: Л.Н. Толстой и его брат Сергей, К.Д. Кавелин, Н.И. Пирогов, братья Самарины, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.И. Тимирязев и многие другие.
2.3. Наделы и повинности.
Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Вместе с тем, в соответствии с документом реформы, крестьяне должны выкупить у помещиков свою усадебную и надельную землю. Выкупившие становились крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были продолжать нести повинности в виде барщины или оброка. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу прежнего владельца, назывались "временнообязанными". Согласно "Положениям 19 февраля", временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течении 9 лет. Фактически же оно для многих крестьян растянулось на 20 лет.
При определении размеров надела преимущественно отдавать добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, а поскольку такого соглашения чаще всего достигнуть не удавалось, то размер надела определяли законодательным путем.
В этих целях вся территория страны была поделена на 3 полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для черноземной и нечерноземной полос были установлены две нормы - высшая и низшая (последняя в 3 раза ниже высшей). Высшая норма для черноземной полосы была от 2 3Ѓ^4 до 6 десятин, для нечерноземной - от 23 до 7 десятин.
В степной полосе устанавливалась только одна указная норма надела. Эти нормы, как правило, были ниже старых крестьян наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать "лишние" земли у своих бывших крестьян.
В итог проведения реформы крестьяне получили 33,7 млн. десятин земли, в среднем по 3,4 дес. На душу. По подсчетам экономистов, для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства требовалось: в черноземных губерниях не менее 5, а в нечерноземных - от6 до 8 десятин на душу. Таким образом, более 9/10 бывших помещичьих крестьян. "Положения 19 февраля 1861 года" сохраняли барщину как форму феодальной повинности, однако она была существенно ограничена. За высший, или указной, надел крестьяне должны были отрабатывать в год 40 мужских и 30 женских дней (ранее 135 дней), но не получили этой необходимой нормы.
2.4. Выкуп и выкупная операция
После заключения выкупной сделки крестьяне из разряда временнообязанных переходили в разряд крестьян-собственников. Для того чтобы оградить интересы помещиков, разработчики реформы предложили следующее: за надел надо заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк. Если оброк составляет 10 руб., то при 6 %банковского процента сумма в 166 руб.66 коп. даст помещику в год эти 10 руб. Таким образом, выкупная сумма за надел определялась в 167 рублей. При этом рыночная цена 1 дес. Земли в центральных районах обычно не превышала 25 руб., выкуп же ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть. Из этого следовало, что цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела, но зато позволяла барину сохранить прежние привилегии. Потеряв крестьян, помещик фактически сохранил доход с них.
Крестьяне, естественно, не могли сразу уплатить помещику всю выкупную сумму. Тогда правительство пошло навстречу владельцам, организовав "выкупную операцию", то есть, выступив посредником между помещиками и их бывшими крестьянами. Владелец единовременно получал из казны ссуду в размере 88 %выкупной суммы, если крестьяне получили полный надел, или 75 %, если крестьяне получили неполный надел. Расплачиваться за эту сумму должны были крестьяне, внося ежегодно в течение 49 лет, до 1910 года, так называемые "выкупные платежи" в размере 6 % выкупной суммы. Выходило, что за это время крестьянин должен был выплатить почти
330 % предоставленной ссуды. Разницу между выкупной суммой и выкупной ссудой бывшие крестьяне должны были уплатить помещику - сразу или в рассрочку. В тех случаях, когда выкуп производился по требованию помещика, без согласия крестьян, последние от доплаты освобождались.
Государство осуществило реформу, фактически не затратив на неё ни одного рубля. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, в то время как рыночная цена этой земли составляла в 60-е годы XIX века около 650 млн. рублей. За 45 лет бывшие крестьяне успели выплатить казне более 1,5 млрд. рублей выкупных платежей и все ещё оставались ей должны. Проведя выкупную операцию, государство за счет крестьян решило и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Сумма помещичьих долгов казне к началу реформы составляла 425 млн. рублей, эта сумма и была вычтена из выкупной ссуды, полученной владельцами.
2.5. Реакция крестьян на реформу.
выслушивали Манифест, быстро сменялось ропотом и всеобщим негодованием, как только они уяснили главное в прочитанном декрете: земля признавалась помещичьей собственностью, а крестьяне до выкупа по-прежнему будут или платить оброк, или отбывать барщину. Крестьяне отказывались верить услышанному, считали обнародованный Манифест поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними чиновниками, скрывшими настоящую царскую волю.
Правительство предвидело, что реформа вызовет разочарование и, может быть, прямое возмущение среди крестьянства. Не случайно командированные на места генерал-майоры и флигель-адъютанты имели самые широкие полномочия в деле усмирения всяких "между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания". Неповиновения и "беспокойства" не заставили себя ждать. Известный публицист Н.А. Серно-Соловьевич в июне 1861 года писал: "Всюду повторились те же явления: крестьяне отказывались выходить на барщину и платить оброк помещикам, приносили перемены старост и бурмистров, поставленных помещиками, жаловались на притеснения от помещиков… требовали чистой воли". Наибольший размах весной 1861 года крестьянское движение получило в Казанской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской, Черниговской, Виленской, Ковенской и Смоленской губерниях.
Крупные выступления крестьян произошли в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. "Положения 19 февраля" вызвали у крестьян с. Бездна недоумение и протест. Не удовлетворившись разъяснением помещиков и священиков, крестьяне попытались найти иных толкователей. И такой толкователь нашелся. Один из местных грамотеев сектант Антон Петров, "вычитал" из "Положений" следующую фантастическую "истинную волю": "помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушается, секи ему голову, получишь от царя награду". Антон Петров призывал крестьян не слушать помещиков и начальников, не ходить на барщину, не платить оброк, брать хлеб из барских амбаров.
Период 1861-1863 годов характерен открытыми крестьянскими протестами. Но наивысшего напряжения крестьянские волнения достигли в первые месяцы после провозглашения реформы. Правительству удалось сломить сопротивление крестьянства и подавить стихийно - разрозненное и неорганизованное крестьянское движение.
2.6. Историческое значение отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 года стала выдающейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России. Отмена крепостного права создала условия для утверждения в России капитализма, как в городе, так и деревне. Эти условия в первую очередь заключались в личном освобождении 22 млн. помещичьих крестьян, составлявших треть населения страны. Перевод крестьян на выкуп означал фактическую ликвидацию крепостнических отношений, создание в деревне класса крестьян-собственников.
Отмена крепостного права имела и высокое нравственное значение. Она навсегда покончила с крепостным рабством. Бывшие крепостные, получив определенные личные и имущественные права, стали новыми гражданами России. В политической и социальной ситуации, сложившейся в пореформенное время, по-новому встал вопрос о представительных, конституционных формах правления, движении к правовому государству.
Реформа 1861 года явилась результатом
сложного компромисса противостоящих
интересов государства, помещиков и крестьян.
Балансирующее правительство пошло на
многочисленные уступки помещикам, но
без них мирное освобождение крестьян
вряд ли было бы возможно.
Этим и объясняются существенные недостатки реформы, ее половинчатость, непоследовательность, достаточно короткие хронологические рамки, вполне умещающиеся два пореформенных десятилетия. Но даже несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем крестьянская революция, в которой звали Россию представители радикального движения.
Воздадим должное группе реформаторов того времени, одного же выделим особо - Александра II. "Достаточно одной такой великой и благородной реформы, как эмансипация крестьян, чтобы навеки обессмертить монарха", - сказал один из современников императора о нем и о реформе. Не историки, сам Александр II определил себе место в истории. Место, не оспоренное никем.
2.7. Земская реформа.
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
2.8. Городская реформа.
16 июня
1870 года было издано "Городовое
положение", по которому в 509 из
1130 городах вводилось выборное
самоуправление - городские думы, избираемые
на четыре года. Городская дума
(распорядительный орган) избирала свой
постоянно действующий исполнительный
орган - городскую управу, состоявшую из
городского головы (так же избираемого
на четыре года) и нескольких членов. Городской
голова был одновременно председателем
и городской думы и городской управы. Городские
думы находились под контролем правительственных
чиновников.