Либеральные реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Тема моего исследования жизнь, судьба и реформы Александра Николаевича Романова - императора Александра II.
Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Сегодняшняя Россия, также как и Россия во второй половине XIX века стоит перед выбором пути. Куда развиваться? Как развиваться?
В России за один только XX век произошло три революции:
1.1905 - 1907 - Первая революция
2.1917 - Февральская революция
3.1917 - Октябрьская революция

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………....3
АЛЕКСАНДР II …………..………………………………....4
Краткая биография…………………………...……………........ 4
Необходимость проведения реформ……………………..……5
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ……………………………………...6
2.1 19 февраля 1961 год – Крестьянская реформа……………….6
2.2 Мировые посредники………………………………………......7
2.3 Наделы и повинности……………………………………….....7
2.4 Выкуп и выкупная операция…………………………………..8
Реакция крестьян на реформу………………………………….8
Историческое значение отмены крепостного права…………9
Земская реформа………………………………………………10
Городская реформа………………………………………..….10
Судебная реформа………………………………..……………11
Военная реформа……………………………………………...12
Реформа в области народного образования и печати…..…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении (С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 г., с. 186.)

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

 

2.9. Судебная реформа.

 

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. ( В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год, с. 211.)

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

суд делается устным и гласным;

власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

устраняется канцелярская тайна;

и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

                                                                                                                                                       11

2.10. Военная реформа.

 

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. - М.: «Проспект»,1997, с. 178.)

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

                     

                                                                                                                                                                        12                                                                          

2.11. Реформы в области народного образования и печати.

 

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. (В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 г, с. 322.) Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города) ( Великие реформы в России, 1856--1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. , М., 1992, с. 49.)

19 ноября 1864 г. появился новый устав  о гимназиях, который провозглашал  равенство при поступлении всем  сословиям. Но из-за высокой оплаты  это было доступно только детям  обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2 058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные  правила о печати», которые освобождали  от предварительной цензуры оригинальные  сочинения объемом не менее  десяти, а переводные - не менее  двадцати листов и некоторые  периодические издания по усмотрению  министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания («История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год, с. 211.)

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       13

Заключение.

 

Политические реформы 1860-1870 годов стали достойным продолжением крупнейшей реформы века - отмены крепостного права. Создание современных органов самоуправления, европейского судопроизводства и судоустройства, введение всеобщей воинской повинности, изменения в области образования и печати, комплексность разработки и осуществления все этих реформ свидетельствовали об огромном преобразовательном потенциале, направленном на мирное, эволюционное развитие общества и государства. Ни одна из реформ не рождается в вакууме. Сложное взаимодействие и переплетение либеральных и охранительных начал в государственной политике - все это определило характер преобразований эпохи Александра II. Ни перечеркнуть, ни переписать их нельзя. Ибо связь времен непрерывна, и наше настоящее в этом смысле есть не что иное, как выражение прошлого. Чтение же исторических книг и увлекательно, и поучительно.

Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не всё, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине "Великими реформами", которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения.

Александр II начал хорошее дело, но он не успел довести его до конца, так как его убили. Его сын - Александр III не видел смысла в продолжении реформ, поэтому пошел по пути контрреформ.

Незавершенность проводимых реформ, непонимание их значимости обществом, приводит к тому, к чему привели реформы 60 - 70 годов XIX века - к недовольству общества, которое ответило террором.

И беда террора заключалась в том, что и правительственный, и революционный террор были одинаково губительны для правительственного состояния общества, приручая людей к крови, насилию, дешевизне человеческой жизни.

Говоря о реформах 60х - 70х годов XIX века проводимых Александром II мы не можем не говорить о реформах 90х годов XX века, которые проводились после распада СССР, жизнь показывает, что для успешного проведения реформ необходимы определенные условия:

за проведение реформы ответственность должны нести не только власть, но общество, которые должны идти в одной связке;

необходимо единство общества, единство всех политических партий, всех демократических сил, а это единство у нас тоже отсутствует;

в проведении реформ надо идти до конца, не останавливаясь на полпути;

реформы должны быть соразмерны личности;

сильный политик не должен боятся сильных рядом с собой. Часто выбирают слабых людей, так как ими легко управлять;

для успешного проведения реформ нужна благоприятная внутренняя и международная обстановка, этого на сегодняшний день тоже нет, так как положение ухудшил экономический кризис;

Недовольное общество, устав ждать изменений, переступает некую черту, которая до этого сдерживала силы привычного ожидания.

И начинается резкая цепная реакция в ответ на бесправие, на вопиющую социальную незащищенность, нарушение прав личности, которые приводят к власти толпы - охлократии.

В результате этого гибнет всё нравственное, прекрасное, созидательное, которое и составляет, сущность неповторимости человеческой личности.

                                                                                                                                         14

Список литературы.

 

1. С.Ф.Платонов  «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

Информация о работе Либеральные реформы Александра II