Личность и деятельность ИванаГрозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Большинство современных историков, изучающих эпоху Ивана Грозного, ориентируются в первую очередь на личность царя. Но, несмотря на преобладание личностноориентированного подхода, ученые все – таки стараются описывать историю страны, а не историю влияния государя на историю страны.
Одним из таких авторов, является Р.Г. Скрынников.
Р.Г. Скрынников, следуя традициям современной историографии, доказывает, что политическая деятельность Ивана Грозного является следствием его политических взглядов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Иван IV (Грозный)……………………………………………………………5
2. Оценка личности и деятельности Ивана IV Н.М. Карамзиным…………...8
3. Оценка личности и деятельности Ивана Грозного Р.Г. Скрынниковым…17
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………..…21

Файлы: 1 файл

Контр. по истории Отечества (Личность и деятельность Ивана Грозного).doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение…………………………………………………………………………3

1. Иван IV (Грозный)……………………………………………………………5

2. Оценка личности и деятельности Ивана IV Н.М. Карамзиным…………...8

3. Оценка личности и деятельности Ивана Грозного Р.Г. Скрынниковым…17

Заключение………………………………………………………………………20

Список используемой литературы…………………………………………..…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX – XX столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Несмотря на то, что ученый – историк в исследовании опирается только на источники (документы), оценки деятельности и личности Ивана Грозного в трудах историков очень разные.

Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной  деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.

Иван Грозный уже  современникам казался личностью  загадочной и страшной: «Превысочайшего во – истину и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их», - пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добовляет: «… возненавиде грады земля своея… и всю землю державы своея, яко секирою, наполны некако рассече». Такой же загадкой вошел

Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским и собрание актов времен опричнины.

К настоящему времени список исторических исследований по данной теме включает публикации источников (официальных документов и записок событий XVI столетия), труды российских и зарубежных ученых – историков и по скромным подсчетам содержит около 80 названий. К нему можно добавить еще более десятка произведений художественной литературы. Наиболее известными специалистами по данной проблеме являются:

Н.М. Карамзин, К. Валишевский, Р.Г. Скрынников.

Все эти публикации позволили  заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иван IV (Грозный)

Иван родился 25 августа 1530 году. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет – матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия. От природы он получил ум гибкий и бойкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало его детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «родственники мои не заботились обо мне». Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.

В 17 – 20 лет он поражал  окружающих непомерным количеством  пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Когда Великому князю исполнилось 17 лет он собрал двор и объявил о своем намерении жениться, но еще до своей женитьбы он объявил им свое намерении венчаться на царство. Принятие царского титула знаменовало начало его самостоятельного правления.

Венчание на царство происходило 16 января 1547 года. Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности.

Венчание на царство  укрепило авторитет Ивана IV и способствовало росту международного престижа Российского государства.

С этого времени российские монархи начали не только в сношениях  с другими державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей.

Иван IV был тонким политиком, искусным дипломатом и крупным военным организатором. Но человек бурных страстей, нервный, резкий, вспыльчивый, Иван IV был наделен очень тяжелым деспотичным характером. Он быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость. С ранней юности у него проявились две черты: подозрительность и жестокость. Иван IV не терпел ни малейшего ослушания. Князя Репнина по распоряжению царя казнили за отказ надеть шутовскую маску. Мстительность Ивана IV приводила к тому, что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян. Первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, прозванный народом Грозным.

К концу 40-х годов при  молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение  государственных дел. К власти пришла новая группировка, которая вошла в историю под названием Избранной рады (1549-1560гг.).

Особенно государственный  и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства. Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось – дворян, помещиков и верхи посада. У правительства Ивана IV имелся план реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, финансовые реформы, реформы церковные, и наконец, опричнина.

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка личности и деятельности Ивана IV Н.М. Карамзиным

Николай Михайлович Карамзин в своей работе – «История Государства  Российского» при описании Ивана IV Грозного разделил его долгое царствование на два этапа, гранью между которыми стала смерть царицы Анастасии. Со смертью царицы исчезло начало, сдерживавшееся необузданный нрав царя, и наступила мрачная пора зверств, жестокостей, тиранического режима. В годы смуты, когда было поколеблено самодержавие, погибала и Россия.

Царствованию Ивана Грозного посвящены  описания в 8 – 9 томах «История Государства  Российского». Восьмой том «Истории»  кончается 1560 годом, разорвав царствование Иоанна IV на две части. В девятом томе, который продолжает издание, Карамзин изложил самые драматические события его царствования. Успех девятого тома был потрясающим. Современник отметил: «В Петербурге оттого такая пустота, что все углублены в царствование Иоанна Грозного». Некоторые признавали его лучшим творением историка.

Отношение историка к правлению  Иоанна IV после введения опричнины однозначно. Его царствование он назвал «феатром ужасов», а самого царя тираном, человека «ненасытным в убийствах и любострастии». «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась; в темницах, в  монастырях стенали жертвы, но… тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим», Ничего не могло обезоружить свирепого: ни смирение, ни великодушие жертв…» [1; 611].

Тиранию Грозного автор уподобляет тяжелейшим испытаниям, выпавшим россиянам в удельный период и время татаро – монгольского ига: «Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига монголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца – мучителя: устояла с любовью к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву, и землетрясения, и тиранов» [1; 613].

Казалось бы, описывая тиранию Грозного (а с такой обстоятельность  это делалось впервые), Карамзин наносил  удар по самодержавию, которое он последовательно  защищал. Это кажущееся противоречие историк снимает рассуждениями о необходимости изучения прошлого, чтобы не повторять его пороков в будущем: «Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели – и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель, может в правлении самодержавном выставить на позор такого властелина, да не будет уже впредь ему подобных» [2; 219].

Н.М. Карамзин описывал жизнь  Ивана Грозного последовательно  и очень подробно, анализируя предпосылки дальнейшей жизнедеятельности царя. Такими предпосылками стало тяжелое детство Ивана Васильевича.

Царь Ивана родился в 1530 году. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного  насмешливый, настоящий великорусский  ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Никогда Россия не имела столь малолетнего властителя. После смерти отца, власть находилась в руках его матери Елены и нескольких бояр, которые имели сильное влияние на ум правительницы. Вскоре Елена умирает, и Иван остается один среди чужих, без отцовского призора и материнского привета [1; 29].

Таким образом, Н.М. Карамзин говорит  от том, что Иван Грозный с детства  видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось  и на всю жизнь сохранялось  чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Анализируя личностные качества Ивана Грозного Н.М. Карамзин отмечал, что «Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что он окружен только врагами. Это заставало его постоянно держаться настороже: мысль, что вот – вот из – за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его ума были обращены на разработку этого чувства» [2; 222].

По мнению Н.М. Карамзина, вполне ясно вырисовывается картина, о  том, что детство Иоанна протекало  в неестественной, ненормальной обстановке, которая не способствовала уравновешенному, здоровому развитию ребенка. В детстве в душе Иоанна были заложены тяжелые болезни, получившие развитие и обострение, в силу сложившихся обстоятельств, в дальнейшем.

Следуя историческим фактам, Н.М. Карамзин, описывает и венчание на царство  юного царя – «в 1546 году шестнадцатилетний Иван вдруг заговорил с ними о том, что он задумал жениться, но прежде женитьбы он хочет исполнить древний обряд предков, венчаться на царство. Иоанн велел митрополиту и боярам готовиться к сему великому торжеству, как бы утверждющему печатию веры святый союз между государем и народом. Между тем знатные сановники, окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест государю: он избрал из них юную Анастасию. Личные достоинства невесты оправдывали сей выбор» [2; 222].

Н.М. Карамзин в своем труде отмечает, что примечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был  первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Но ни набожность Иоанна, ни искренняя любовь к супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам неблагочинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл, так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольствовал, что бы доказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный [1; 613].

Информация о работе Личность и деятельность ИванаГрозного