Личность Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В истории русского государства период обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. У историков нет общего взгляда на Петра и то, что он сделал с Россией. Для историков Петра весь 17 век и его конец это как бы взлетная полоса для России, до этого Россия пребывала в варварстве и практически никак не развивалась. Историки же 17 века, которые хорошо знают его суть, считают что петровское время это прерванный полет, что в России было уже все, что характерно для европейских стран.

Содержание работы

Введение - стр.3
Глава 1. Детство и отрочество Петра 1- стр.5
Глава 2. Петр 1 Великий государь - стр.10
Глава 3. Личная жизнь Петра 1 Великого - стр.14
Заключение – стр.19
Список литературы - стр.21

Файлы: 1 файл

1.docx Петр Великий.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение - стр.3

                             Глава 1. Детство и отрочество Петра 1- стр.5

                             Глава 2. Петр 1 Великий государь - стр.10

                             Глава 3. Личная жизнь Петра 1 Великого - стр.14

Заключение – стр.19

Список литературы - стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        « 3»

                                                     Введение.

В истории русского государства  период обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. У историков нет общего взгляда на Петра и то, что он сделал с Россией. Для историков Петра весь 17 век и его конец это как бы взлетная полоса для России, до этого Россия пребывала в варварстве и практически никак не развивалась. Историки же 17 века, которые хорошо знают его суть, считают что петровское время это прерванный полет, что в России было уже все, что характерно для европейских стран. Это не было особенно ярким и заметным, но в России уже были задатки реформ и они несомненно бы прошли. Но тут появился Петр, который принципиально и глубоко изменил Россию. Петр Великий был человеком выдающимся, искренне желавшим России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести страну к благополучию. В своей грандиозной реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком, не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип: «В России прогресс достигается только насилием, принуждением!» и последовательно проводил его в жизнь. Россия в конце 17 века пребывала в состоянии системного кризиса. Россия казалась в изоляции, и благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в 17 веке, переросли в первой четверти 18 века в хороший подъем. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

«4» 

Иначе говоря, в истории  России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения. Первое, на что обращали внимание наблюдатели и что их более всего поражало в Петре, – это его необычайная внешность, простота образа жизни и демократизм в общении с людьми разных слоев общества. Его современник, автор вышедшей в 1713 году в Лейпциге книги, вспоминая поразившие его в царе привычки и черты, писал: «Его царское величество высокого роста, стройного сложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нем бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя… Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги».

Целью нашей работы является изучение личности Петра первого  Великого, какое у него было детство, как проходила юность. Как стал великим правителем и что он сделал для своей страны. Каким был  в личной жизни мужем и отцом.

 

 

 

«5»

Глава 1. Детство и отрочество Петра 1.

Петр I Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье  российского царя Алексея Михайловича. Петр был младшим сыном царя Алексея  Михайловича. Царь Алексей был женат  два раза: в первый раз на Марье  Ильиничне Милославской (1648-1669), во второй - на Наталье Кирилловне Нарышкиной (с 1671 года). От первого брака у  него было 13 детей. Многие из них умерли ещё при жизни отца, и из сыновей  только Федор и Иван его пережили, хотя и были оба серьезно болезненными. Быть может, мысль остаться без наследников  побудила царя Алексея спешить со вторым браком. Свою вторую жену Наталью царь встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась в обстановке реформационной. Увлекшись красивой и умной девушкой, царь обещал найти ей жениха и скоро сам присватался к ней. В 1672 году 30 мая у них родился красивый и здоровый мальчик, который был нареченный Петром. Царь был очень рад рождению сына. Рады были и родственники его молодой жены, Матвеев и семья Нарышкиных. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю с новорожденного сняли мерку и в ее величину написали икону апостола Петра. Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила Петра его кормилица. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки  были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми «робятками» из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в «воинское дело», а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений. Со смертью  Алексея Михайловича, и ссылкой Матвеева, Менезиус был отдален от Петра и послан в Смоленск, но военные потехи продолжались; товарищи детских игр вырастали вместе с царевичем, и с годами их потехи принимали прямой характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменялись настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем его начали

                                                       «6»

учить грамоте. Если бы царь Алексей жил больше, можно было бы ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но царь Алексей в январе1676 года умер, тогда Петру ещё и не исполнилось четырех лет, и возникла яростная распря между Нарышкиными и Милославскими по поводу престолонаследия. На престол вступил 14-летний Федор, один из сыновей Марии Милославской. Лишившись отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Петру нравились увлекательные рассказы Зотова о других странах и городах в те времена, которые были мало известны русскому народу. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. Но пытливый ум его не мог удовлетвориться теми скудными познаниями, которые переданы были ему Зотовым. Петру удалось самому подыскать себе нужных учителей, с помощью которых он и стал восполнять пробелы своего образования. Спустя немного времени Петр начинает увлекаться и корабельными потехами. В детстве он не любил и боялся воды, но юношей он сильно полюбил плавание и судостроение. Зотову вменялось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность,  но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка  к  многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону.  Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.  Когда Петр уставал от беготни,  Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни,  вырезал деревянные  игрушки.  Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал,  все делая "наглазок".  Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер,  нежели на чертежи и математические выкладки,  и ошибался нечасто. Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.

После смерти Федора в 1682, престол  должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники

                                                       «7»

Нарышкиных провозгласили  царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с  этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Десяти лет избранный царем, он в 1682 году пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов; старика Матвеева стрельцы вырвали из его рук; дядя Иван Нарышкин был им выдан на его глазах; он видел реки крови; его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Чувство неприязни к Милославким, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью он относился к стрельцам, называя их семенем Ивана Михайловича Милославского. Таким неспокойным образом кончилось детство Петра. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены двое: Иван (Иоанн) от Милославских и Петр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

В шестнадцать лет ему  уже было неинтересно командовать  «потешным» полком, метать камни и  забираться на невысоких лошадок  в полях Преображенского. Его  товарищи по играм выросли вместе с ним. Они сформировали целый  «потешный» полк. Петр набрал в него детей слуг, сокольничих, конюших, оставшихся не у дел после смерти царя Алексея  Михайловича. К ним присоединились и молодые люди из знати: Бутурлин, Борис Голицын. Чтобы экипировать  эти батальоны веселых ребят, Петру доставили из арсеналов  Кремля военную форму, оружие, порох, свинец, барабаны, знамена. Он запросил лошадей в кавалерийском приказе  и организовал командный состав войска: назначил офицеров и унтер-офицеров. Каждый день потешные солдаты в темно-зеленой  униформе тренировались в лугах, играя в войну. Атака, контратака, наступление с флангов. Петр сам  прошел все военные должности, начиная  с барабанщика. Он хотел так же хорошо знать обязанности и тяготы солдата, как и офицера. С каждым месяцем эффективность «потешной» армии возрастала. Софье подобные чудачества не внушали опасений: пока Петр развлекается

                                                       «8»

подобными игрушечными сражениями, он не будет думать о власти. Чем  больше он будет заниматься своими иллюзорными боями, тем легче  будет отстранить его от политической реальности. Петр, однако, очень серьезно относился к превращению этих «потешных» полков в действующие  войска. Ему нужны были опытные  офицеры, чтобы обучать военному искусству вновь прибывающих  в войско рекрутов. По его приглашению  иностранные офицеры, среди которых  был балтийский барон Фон Менгден, стекались в Преображенское. Они обучали «потешных» бойцов военной службе, обращению с оружием и артиллерийской стрельбе. Постепенно деревня превратилась в маленький гарнизонный поселок. Два полка, обученные таким образом, стали носить имена тех мест, в которых были расквартированы: Преображенский и Семеновский. Большое братство объединяло молодых людей, едва вышедших из подросткового возраста. Поиграв в войну, они напивались так, что валились под столы. Ничто в их совместных акциях, будь то игры или попойки, не отличало царя от его товарищей. Петр ценил и одинаково относился к молодому князю Борису Голицыну и ловкому смельчаку Александру Меншикову, бывшему подмастерью булочника. Что касается Натальи Кирилловны, ее беспокоили увлечения сына и его непоседливость. Она хотела его вразумить, урезонить и заставить сидеть на месте, для чего, по совету клана Нарышкиных, решила его женить на молодой и красивой девушке из довольно знатной семьи, Евдокии Лопухиной. Евдокии было двадцать, а Петру семнадцать лет. Он женился по настоянию матери. К тому же тремя годами раньше его брат Иван также женился на Прасковье, дочери боярина Салтыкова. Царские свадьбы, по мнению Петра, были не чем иным, как утомительной, но необходимой формальностью. Свой первый любовный опыт он получил с дворовыми девицами, и они его устраивали. И, ведя застенчивую Евдокию к алтарю 27 января 1689 года, он знал уже, что его не удержат рядом ни ее покорность, ни ласки. После двух медовых месяцев он не мог больше с ней оставаться и отправился на навигационный период на Плещеево озеро, а его молодая жена погрузилась в бесконечную тоску ожидания. Но Петра не очень-то заботила его «женушка». Вернувшись к ней, он больше думал не о чувствах, а о политике. Слухи, которые доходили до него из Москвы, доказывали, что недоброжелательство Софьи по отношению к нему с годами только росло. Однако если он соглашался в детстве на опекунство своей сводной сестры, то теперь это его больше не устраивало. В то время Софья понимала, что время ее близится к развязке, что следует отдать власть Петру,

                                                             «9»

но, не желая этого, она  не решалась ни на какие резкие меры для укрепления себя на престоле. Петр, вызванный матерью в Москву летом 1689 года, начал показывать Софье  свою власть. В июле он запретил Софье  участвовать в крестном ходе, а  когда она не послушалась, сам  уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля он едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр, не задумываясь, арестовал на время стрелецкого начальника Шакловитого. Седьмого августа вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Видя военные приготовления в Кремле, слыша зажигательные речи против Петра, приверженцы царя (среди них были и стрельцы) дали ему знать об опасности. Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал в Троицкую Лавру. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали отчета в вооружениях 7 августа. В это время Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, которого он потребовал. Шакловитый подвергся допросу и пыткам, повинился во многих умыслах против Петра в пользу Софьи, выдал много единомышленников, но не признался в умысле на жизнь Петра. С некоторыми близкими ему стрельцами он был казнен 11 сентября. Вместе с участью друзей Софьи решилась и ее участь. Софья получила от Петра прямое приказание на житье в Новодевичий монастырь, но в монахини не постриглась. Так, осенью 1689 года кончилось правление Софьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    «10»

                                  Глава 2. Петр 1 Великий государь.

С этого момента началось самостоятельное правление Петра. Внешне – совместно с Иваном, которого Петр в присланном письме обещал почитать как отца. Но слабоумный соправитель как и прежде делами не интересовался, ни во что не вмешивался. 29 января 1696 года Иван умирает, и Петр становится полноправным единодержавным правителем. Петр же, получив полную власть, ею первое время не интересовался и долго не занимался делами. Реальные дела по управлению перешли теперь от свергнутой Софьи к матушке-царице Наталье и дяде Петра Льву Кирилловичу Нарышкину.  По настоянию матушки Петр участвовал в кремлевских церемониях – на приёмах послов, парадных обедах, но стремился под любым предлогом убежать к своим «потешным» или иностранцам, чтобы узнать или сделать что-нибудь интересное и нужное. Царь продолжает учиться кораблестроению и военному делу у иностранцев, которые жили в немецкой слободе в Москве, и учился усердно, не жалея своих сил. Позднее взросление императора произошло во время Азовских походов 1695 – 1696 годов. Во время этих событий впервые проявилась железная воля Петра, как полководца и правителя.  И 19 июля 1696 года крепость Азов была завоёвана со второго раза, у России появился выход к морю. Победа была отпразднована торжественным вступлением войск в Москву, празднествами и большими наградами. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Однако он понял, что Россия еще недостаточно сильна, чтобы прочно обосноваться на юге. Далее Петр, заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, решился создать и русских техников. Пятьдесят молодых придворных были посланы в Италию, Голландию и Англию, т.е. в страны, знаменитые тогда развитием мореплавания. Высшее московское общество было неприятно поражено этим новшеством; Петр не только сам сдружился с немцами, но желает, как видно, сдружить и других. Еще больше поражены были русские люди, когда узнали, что сам Петр едет за границу. Вскоре после возвращения в столицу в 1697 году царь отправился с Великим посольством за границу. Он был первым русским монархом, появившимся за границей. Петр ехал инкогнито, в свите "великого посольства", под именем Петра Алексеевича Михайлова, урядника Преображенского полка. Цель поездки состояла в подтверждении древней дружбы и любви. Во главе посольства стояли генералы Франц Лефорт и Федор Алексеевич Головин. При них было 50 человек свиты. Москву и государство Петр оставил на руки Боярской думы. В Риге, принадлежавшей

Информация о работе Личность Петра Великого