Личность Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В истории русского государства период обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. У историков нет общего взгляда на Петра и то, что он сделал с Россией. Для историков Петра весь 17 век и его конец это как бы взлетная полоса для России, до этого Россия пребывала в варварстве и практически никак не развивалась. Историки же 17 века, которые хорошо знают его суть, считают что петровское время это прерванный полет, что в России было уже все, что характерно для европейских стран.

Содержание работы

Введение - стр.3
Глава 1. Детство и отрочество Петра 1- стр.5
Глава 2. Петр 1 Великий государь - стр.10
Глава 3. Личная жизнь Петра 1 Великого - стр.14
Заключение – стр.19
Список литературы - стр.21

Файлы: 1 файл

1.docx Петр Великий.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

«11»

шведам, Петр получил ряд  неприятных впечатлений и от населения (которое дорого продавало продукты русским), и от шведской администрации. Губернатор Риги (Дальберг) не допустил русских к осмотру укреплений города, и Петр посмотрел на это как на оскорбление. Зато в Курляндии прием был радушнее, а в Пруссии курфюрст Фридрих встретил русское посольство чрезвычайно приветливо. В Кенигсберге для Петра и послов дан был ряд праздников. Между весельем Петр серьезно занимался изучением артиллерии и получил от прусских специалистов диплом, признавший его за искусного огнестрельного художника. После некоторых экскурсий по Германии Петр отправился в Голландию. В Голландии Петр прежде всего направился в городок Саардам; там были знаменитые корабельные верфи. В Саардаме Петр принялся плотничать и кататься по морю. Далее Петр переехал в Амстердам, где он учился кораблестроению на Ост-Индской верфи. Потом следовали Англия, Австрия и, когда Петр собирался в Италию, из Москвы пришло известие о новом бунте стрельцов. Хотя скоро пришло донесение, что бунт подавлен, однако Петр поспешил домой. По дороге в Москву, проезжая через Польшу, Петр виделся с новым польским королем Августом II, встреча их была очень дружественная (Россия сильно поддерживала Августа при выборах на польский престол). Август предложил Петру союз против Швеции, и Петр, наученный неудачей своих антитурецких планов, не ответил таким отказом, как ответил ранее в Пруссии. Он в принципе согласился на союз. Так, за границу повез он мысль об изгнании из Европы, турок, а из-за границы привез мысль о борьбе со Швецией за Балтийское море. Что же дало заграничное путешествие? Результаты его очень велики: во-первых, оно послужило для сближения Московского государства с Западной Европой, во-вторых, окончательно выработало личность и направление самого Петра. Для Петра путешествие было последним актом самообразования. Он желал получить сведения по судостроению, а получил сверх того массу впечатлений, массу знаний. Более года Петр пробыл за границей, и, осознав превосходство запада, он решился поднять свое государство путем реформ. По возвращению в Москву 25 августа 1968 года, Петр немедленно начинает реформы. Вначале он начинает с культурных новшеств, а потом чуть позднее проводит реформы государственного устройства. Покончив со стрельцами, Петр вознамерился ослабить власть бояр. Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части:

                                                       «12»

для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась  насаждаемая сверху европеизированная  культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания  светских книг на русском языке, основан  первый русский орден - Св. апостола Андрея Первозванного. Царь поощрял  обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей (часто в принудительном порядке) к западному стилю жизни и  труда. Страна остро нуждалась в  собственных квалифицированных  кадрах, и поэтому царь распорядился отправить на учебу за границу  юношей из знатных семейств. В 1701 в  Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией. 18 августа 1700 года было получено известие о заключении 30-летнего перемирия с Турцией. Царь рассудил, что Балтийское море для выхода на Запад важнее, нежели Черное. 19 августа 1700 года Петр объявил войну Швеции (Северная война 1700-1721). Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Множество церковных колоколов было перелито на пушки, а на конфискованное церковное золото закуплено оружие за границей. Петр собрал огромную армию, поставив под ружье крепостных крестьян, дворян и монахов, и в 1701-1702 вплотную подступил к важнейшим портовым городам восточной Балтики. В 1703 его войско захватило болотистую Ингерманландию (Ижорскую землю), и там 16 мая, в устье реки Невы на острове переименованным Петром из Янни-Саари в Люст-Эйланд (Веселый остров), была заложена новая столица, названная в честь апостола Петра Санкт-Петербургом. Этот город по замыслу Петра должен был стать образцовым городом-"парадизом". Шведский король Карл XII воевал в глубине Европы с Саксонией и Польшей и пренебрегал угрозой со стороны России. Карл XII, заключив в 1706 мир с Польшей, предпринял запоздалую попытку сокрушить российского соперника. Он перенес войну из Прибалтики в глубь России, намереваясь взять Москву. Поначалу его наступление шло успешно, однако отступавшая русская армия обманула его хитрым маневром и нанесла серьезное поражение у Лесной (1708). Карл

«13»

повернул к югу, и 27 июня 1709 года его армия была полностью  разгромлена в битве под Полтавой. После совета под Полтавой фельдмаршал  Шереметев отправился осаждать Ригу, а Меньшиков, также пожалованный в фельдмаршалы, отправился в Польшу - воевать против ставленника шведов Лещинского, провозглашенного вместо Августа польским королем. Сам Петр отправился в Польшу и Германию, возобновил союз с Августом и заключил оборонительный союз против Швеции с  прусским королем.

    12 июня 1710 года  Апраксин взял Выборг, 4 июля Шереметев  захватил Ригу, а 14 августа капитулировал  Пернов. 8 сентября генерал Брюс вынудил к сдаче Кексгольм (древнерусскую Карелу), таким образом завоевание Карелии было завершено. Наконец, 29 сентября пал Ревель. Лифляндия и Эстляндия были очищены от шведов и перешли под власть России. Однако Карл XII еще не был побежден окончательно. Находясь теперь в Турции, он прилагал усилия к тому, чтобы поссорить ее с Петром и навязать России войну на юге. 20 октября 1710 года турки разорвали мир. Война с Турцией (1710-1713) протекала неудачно: в Прутском походе (1711) Петр вместе со всей своей армией был окружен и вынужден был заключить мирный договор, отказавшись от всех прежних завоеваний на юге. По договору Россия возвращала Турции Азов и уничтожала Таганрогскую гавань. Договор был заключен 12 июля 1711 года. Были возобновлены военные действия на севере, где шведский фельдмаршал Магнус Густафсон Штейнбок собрал большую армию. Россия и ее союзники разгромили Штейнбока в 1713 году. На Балтийском море у мыса Гангут 27 июля 1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру. Вслед за тем был захвачен остров Аланд, находившийся в 15 милях от Стокгольма. Известие об этом привело в ужас всю Швецию, однако Петр не стал злоупотреблять своим счастьем и вернулся с флотом в Россию. 9 сентября царь торжественно въехал в Петербург. В сенате Петр рапортовал князю Ромодановскому о Гангутском сражении и был пожалован в вице-адмиралы.

30 августа 1721 года был  подписан Ништадтский мир: Россия получила Лифляндию (с Ригой), Эстляндию (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорскую землю и другие территории, а Швеции возвращалась Финляндия.

В 1722-1723 Петр провел успешную кампанию против Персии, захватив Баку и Дербент. В 1721 году 20 октября, после  окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат  удостоил Петра титулами "Отец отечества" и "Император", а также "Великий".

«14»

Глава 3. Личная жизнь Петра 1 Великого.

Петру не исполнилось 17 лет, когда мать решила его женить. Ранний брак, по расчетам царицы Натальи, должен был существенно изменить положение  сына, а вместе с ним и ее самой. По обычаю того времени юноша становился взрослым человеком после женитьбы. Следовательно, женатый Петр уже  не должен был нуждаться в опеке  сестры Софьи, наступит пора его правления, он переселится из Преображенского  в палаты Кремля.  Кроме того, женитьбой  мать надеялась остепенить сына, привязать  его к семейному очагу, отвлечь  от Немецкой слободы и увлечений, не свойственных царскому сану. Поспешным  браком, наконец, пытались оградить интересы потомков Петра от притязаний возможных  наследников его соправителя  Ивана, который к этому времени  уже был женатым человеком  и ждал прибавления семейства. Царица Наталья сама подыскала сыну невесту  — красавицу Евдокию Лопухину, по отзыву современника, «принцессу лицом  изрядную, токмо ума посреднего и нравом несходного своему супругу». Этот же современник отметил, что «любовь между ними была изрядная, но продолжалася разве токмо год».. Возможно, что охлаждение между супругами наступило даже раньше, ибо через месяц после свадьбы Петр оставил Евдокию и отправился на Переяславское озеро заниматься морскими потехами. В Немецкой слободе царь познакомился с дочерью виноторговца Анной Монс. Один современник считал, что эта «девица была изрядная и умная», а другой, напротив, находил, что она была «посредственной остроты и разума». Кто из них прав, сказать трудно, но веселая, любвеобильная, находчивая, всегда готовая пошутить, потанцевать или поддержать светский разговор Анна Монс была полной противоположностью супруге царя — ограниченной красавице, наводившей тоску рабской покорностью и слепой приверженностью старине. Петр отдавал предпочтение Монс и свободное время проводил в ее обществе.  Сохранилось несколько писем Евдокии к Петру и ни одного ответа царя. В 1689 году, когда Петр отправился на Переяславское озеро, Евдокия обращалась к нему с нежными словами: «Здравствуй, свет мой, на множество лет. Просим милости, пожалуй государь, буди к нам, не замешкав. А я при милости матушкиной жива. Женишка твоя Дунька челом бьет». В другом письме, адресованном «лапушке моему», «женишка твоя Дунька», еще не подозревавшая о близком разрыве, просила разрешения самой прибыть к супругу на свидание. Два письма Евдокии относятся к более позднему времени — 1694 году, причем последнее из них полно грусти и одиночества женщины, которой хорошо

«15»

известно, что она покинута ради другой. В них уже нет обращения к «лапушке», супруга не скрывает своей горечи и не может удержаться от упреков, называет себя «бесщастной», сетует, что не получает в ответ на свои письма «ни единой строчки». Не упрочило семейных уз и рождение в 1690 году сына, названного Алексеем. До 9 лет он жил при матери и, конечно, воспитывался в нелюбви к отцу. Решение порвать с супругой созрело у царя еще до его отъезда за границу. Уладить щекотливый вопрос он поручил оставшимся в Москве друзьям, которые должны были уговорить ее удалиться в монастырь. Евдокия уговорам не поддавалась. Свидание царя с супругой состоялось 28 августа — на третий день после возвращения в Москву. Евдокия продолжала противиться пострижению. Если бы со стороны царицы последовало согласие, то организовали бы торжественные ее проводы. Этого не произошло: три недели спустя из Кремля выехала скромная карета без свиты, державшая путь к Суздальскому монастырю. Там Евдокия должна была сменить имя и светскую одежду на монашескую рясу. Тем временем в монастыре готовили келью для инокини Елены. С тех пор она жила в суздальском Покровском монастыре под именем Елены, но далека была от верности вынужденным обетам монашества. После пострижения матери царевич Алексей  остался на попечении сестер отца в старом московском дворце, в старозаветной обстановке царевичей. Петр, при своих постоянных заботах и поездках, мало обращал внимания на воспитание сына; иногда бывали у царевичей воспитатели-иностранцы (Гюйссен), обсуждался план образования царевича за границей, но не был приведен в исполнение. И воспитатели мало повлияли на Алексея, зато подействовала среда. От духовника царевича до последнего товарища его забав возле Алексея собрались люди старого закала, ненавистники реформ, боявшиеся и не любившие Петра. В старом забытом дворце уцелела и старая по направлению среда. Царевич впитал в себя дореформенные взгляды, дореформенную богословскую науку и дореформенные вкусы: стремление к внешнему благочестию, созерцательному бездействию и чувственным удовольствиям. Дряблая натура сына еще более усиливала его резкую противоположность отцу. Боясь отца, царевич не любил его и даже желал ему скорой смерти; быть с отцом для Алексея было "хуже каторги", по его признанию. А чем больше рос царевич, тем чаще тревожил его отец. Петр привлекал его к делу, думал практическим трудом воспитать в сыне достойного себе помощника и наследника, давал ему поручения важного

 

«16»

характера и часто возил  его с собой. Но с первых же шагов  он убедился, что сын хотя и умен, но к делу не способен, потому что  бездеятелен по натуре и враждебен  отцу по взглядам. Петр думал силой  переделать сына, даже "бивал" его, но безуспешно. Сын остался пассивным, но упорным противником.

В 1711 г. Петр устроил женитьбу сына на принцессе Вольфенбюттельской Софии Шарлотте. Нужно думать, что этим он еще надеялся переделать сына, изменить условия его жизни, открыв доступ влиянию на сына культурной женщины. Царевич хорошо относился к жене, но не изменился. Когда у Алексея родился сын Петр и умерла жена (1715 г.), царь Петр стал иначе смотреть на сына: с рождением внука можно было устранить сына от престола, ибо являлся другой наследник. Кроме того, Петр мог рассчитывать сам иметь сыновей, так как в 1712 г. он формально вступил во второй брак. Женился он на женщине, с которой уже несколько лет жил душа в душу. Она была дочерью простого лифляндца, в Лифляндии попала в плен к русским, долго жила у Меншикова, в его доме стала известна Петру и прочно овладела его привязанностью. Приняв православие, она получила имя Екатерины Алексеевны Михайловой (а ранее называлась Скавронской и Василевской) и еще до 1712 г. подарила Петру дочерей Анну и Елизавету. Легко и естественно стала она подругой, спутницей, женой незаурядного, великого человека - русского царя. Екатерина была подходящим Петру человеком: скорее сердцем, чем умом понимала она все взгляды, вкусы и желания Петра, откликалась на все, что интересовало мужа, и с замечательной энергией умела быть везде, где был муж, переносить все то, что переносил он. Она создала Петру не знакомый ему ранее семейный очаг, достигла крепкого влияния на него и, будучи неустанной помощницей и спутницей государя дома и в походах, добилась формального замужества с Петром. Влиянию Екатерины некоторые исследователи склонны приписывать решительный поворот в отношениях Петра к царевичу Алексею. Поворот этот состоял в том, что Петр после смерти жены Алексея в 1715 году передал сыну обширное письмо, в котором указывал на его неспособность к делам и требовал или исправиться, или отказаться от надежды наследовать престол. В необходимости дать ответ отцу царевич обратился за советом к приятелям, и те посоветовали ему отказаться от престола лицемерно, для избежания дальнейших неприятностей в случае упорства. Царевич так и сделал. Но для Петра не было секретом, что все недовольные ходом дел видят в консервативных привычках царевича надежду на возвращение старых

«17»

порядков и поэтому  после Петра могут Алексея  возвести на престол, несмотря на его  теперешний отказ. Петр потребовал от сына не простого отказа от престола, а  пострижения в монахи (что лишало его возможности вступить на трон) и снова предлагал сыну приняться  задело. Но Алексей на это отвечал, что готов идти в монахи, и ответил  снова лицемерно. Петр отложил решение  этого вопроса, не настаивая на пострижении  сына, дал царевичу полгода на размышление  и вскоре уехал за границу. Прошло полгода, и в 1716 г. Петр из Дании потребовал у сына ответа и звал его к себе в том случае, если он раздумал идти в монахи. Под видом поездки  за границу к отцу царевич выехал из России и отправился в Австрию  к императору Карлу VI, у которого и просил защиты от отца. Карл скрыл его в Неаполе. Но в 1717 г. посланные Петром на розыски царевича Толстой и Румянцев нашли его и убедили добровольно вернуться в Россию. Алексей приехал в Москву в 1718 г. и в присутствии многочисленного народа, собранного во дворец, получил от отца прощение под условием, чтобы он отрекся от престола и назвал тех лиц, по совету которых он бежал. Царевич назвал их. Следствие, наряженное над этими людьми, вскрыло всю обстановку прежней жизни царевича и дало такие результаты, каких Петр вряд ли ожидал. Он узнал о непримиримой вражде сына и к самому себе, и ко всей своей деятельности, узнал, что его сына окружали лица резко оппозиционного направления, что они настраивали Алексея со временем действовать против отца и что Алексей готов был на это. В то же время открылся ряд скандалов, в которых позорно участвовали родственные Петру лица и даже его первая жена. Розыск привел к суду, к строгим приговорам, много лиц было казнено; царица Евдокия заключена в Новой Ладоге. Хотя следствие не открыло заговора против Петра со стороны царевича, однако дало Петру полное юридическое основание взять назад свое прощение сыну и передать царевича суду как государственного преступника. Суд состоял из высших сановников (более ста), допросил царевича и при допросах подверг его пытке. Результатом судебного следствия был смертный приговор царевичу. Но судьба не допустила привести его в исполнение: царевич, измученный страшными нравственными потрясениями  и быть может, пыткой, умер в Петропавловской крепости 27 июня 1718 г. Петр лишился старшего сына. У Петра было бесспорное право сохранить жизнь сыну. Но следствие показало, что клятвенные обещания сына отречься от трона являлись обманом. Быть может, царь согласился бы сохранить жизнь царевичу, если бы был уверен, что тот, став монахом, окажется в роли пассивного наблюдателя

«18»

происходивших событий, продолжавшихся преобразований. Но в том-то и дело, что сын грозил повернуть историю  страны вспять, вернуться к старомосковским  порядкам, отказаться от успехов, достигнутых  титаническими усилиями царя и его  подданных. Царь в интересах государства  пожертвовал жизнью непутевого сына. В этом драма жизни и смерти царевича Алексея, в этом же — драма  жизни Петра I. Младшие сыновья его от второго брака, Петр и Павел, умерли в младенчестве. Остался один внук Петр Алексеевич и дочери Анна и Елизавета; остались также племянницы Екатерина и Анна Ивановна. При таком положении своей семьи Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, которым отменялся прежний обычай наследования по семейному старшинству и устанавливался новый порядок: царствующий государь имеет право назначить своим наследником кого угодно и лишить престола назначенное лицо, если оно окажется недостойным. Этот закон Петра после его смерти не раз подвергал колебаниям судьбу русского престола, а сам Петр им не воспользовался. Он не назначил себе преемника; косвенным же образом, как думали, Петр указал на свою жену как на избранную наследницу: в 1724 г. Екатерина была коронована в Москве Петром весьма торжественно, в ознаменование ее заслуг перед государством и супругом. К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«19»

Заключение.

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство  государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут  не вызвать уважение. При всех недостатках, ошибках и деформации эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы. Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав. Сын своего времени, Петр не мог совершить более того, что совершил.  Но и то, что он сделал за свою долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры  и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это – города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на полях сражений, наконец, развитие национального самосознания народов России. Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями, заимствовать нужное и полезное из других народов. Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в общении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы для него сооруженные, не отличались пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, пониже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матроса, делил с ним кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемония и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королев, принцесс  и иных аристократов. Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества Петра, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх, и все, что он

Информация о работе Личность Петра Великого