Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:41, доклад
Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании "наилучших законов", а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако "всевластие закона" на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.
МЕРЫ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании "наилучших законов", а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако "всевластие закона" на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца "императорским советом". После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.
Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была
проведена секуляризация
Управление окраинами. В 1764 г. было
ликвидировано гетманство на Украине,
ограничены привилегии казачества. В 1775
г. упразднено Запорожское войско, а
на Дону введена обычная система
губернских учреждений, что лишило
казачество остатков автономии. Все
эти меры укрепляли централизацию
страны, унифицировали систему
Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма, как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.
Екатерина II подготовила " Наказ " Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.
Деятельность Комиссии привела
Екатерину к выводу о невозможности
согласования интересов различных
сословий, а также смягчения
Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - "пугачевщины". Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.
В 1775 г. Екатерина издала " Учреждение
для управления губерний ". Россия
делилась на 50 губерний, каждая из которых,
в свою очередь на 10 - 15 уездов с
населением до 30 тысяч человек. Функции
губернского правления и
В уезде главным органом
ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ
В целях оформления сословных привилегий
дворянства в 1785 году вышла Жалованная
грамота дворянству. «Грамота на права
вольности и преимущества благородного
российского дворянства»
Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). «Сельское положение» было вполне законченным проектом. Он не противоречил «Наказу». Однако этот проект не был воплощен в жизнь.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.
Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785 г.
А. О личных преимуществах дворян
1-е. Дворянское название есть
следствие, исключающее от
2-е. Не токмо империи и
3-е. Дворянин сообщает
4-е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно.
5-е. Да не лишится дворянин,
или дворянка дворянского
6-е. Преступления, основания дворянского
достоинства разрушающие и
7-е. Но понеже дворянское
8-е. Без суда да не лишится
благородный дворянскаго
9-е. Без суда да не лишится благородный чести.
10-е. Без суда да не лишится благородный жизни.
11-е. Без суда да не лишится благородный имения.
12-е. Да не судится
13-е. Дело благородного, впадшего
в уголовное преступление и
по законам достойного лишения
дворянскаго достоинства, или
чести, или жизни, да не
14-е. Всякого рода
15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного.
16-е. С дворянами, служащими
в нижних чинах наших войск,
поступать во всех штрафах
так, как по нашим военным
правилам поступается с обер-
17-е. Подтверждаем на вечные
времена в потомственные роды
российскому благородному
18-е. Подтверждаем
19-е. Подтверждаем
20-е. Но как благородное
21-е. Благородный имеет право
по призвании своем писаться,
как помещиком его поместий, так
и вотчинником родовых,
22-е. Благородному свободная
власть и воля оставляется,
быв первым приобретателем
23-е. Благородного
24-е. Понеже желание и
25-е. Правосудие и возмездие
за преступление вверены в
каждом наместничестве
Информация о работе Меры по совершенствованию системы государственного управления