Меры по совершенствованию системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:41, доклад

Описание работы

Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании "наилучших законов", а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако "всевластие закона" на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

26-е. Благородным подтверждается  право покупать деревни.

27-е. Благородным подтверждается  право оптом продавать, что  у них в деревнях родится,  или рукоделием производится.

28-е. Благородным дозволяется  иметь фабрики и заводы по  деревням.

29-е. Благородным дозволяется  в вотчинах их заводить местечки  и в них торги и ярмонки,  согласно с государственными  узаконениями, с ведома генерал-губернаторов  и губернских правлений, и с  наблюдением, чтоб сроки ярмо-нок  в местечках их соображены  были со сроками в других  окрестных местах.

30-е. Благородным подтверждается  право иметь, или строить, или  покупать домы в городах, и  в оных иметь рукоделие.

31-е. Буде кто благородный  желает пользоваться городовым  правом, да повинуется оному.

32-е. Благородным дозволяется  оптом продавать, или из указных  гаваней за моря отпускать  товар, какой у кого родится,  или на основании законов выделан  будет, ибо им не запрещается  иметь, или заводить фабрики,  рукоделия и всякие заводы.

33-е. Подтверждается благородным  право собственности, дарованное  милостивым указом от 28-го июня 1782 года, не только на поверхности  земли, каждому из них принадлежащей,  но и в недрах той земли  и в водах, ему принадлежащих,  на все сокровенные минералы  и произрастения, и на все  из того делаемые металлы в  полной силе и разуме, как в  том указе изъяснено.

34-е. Подтверждается благородным  право собственности в лесах,  растущих в их дачах, и свободного  их употребления в полной силе  и разуме, как в милостивом  указе 22 сентября 1782 года изображено.

35-е. По деревням помещичий  дом имеет быть свободен от  постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется  от личных податей.

Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества

37-е. Нашим верноподданным дворянам  жалуем дозволение собираться  в той губернии, где жительство  имеют, и составлять дворянское  общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными  правами, выгодами, отличностями  и преимуществами.

38-е. Дворянство собирается в  губернии по позыву и дозволению  генерал-губернатора, или губернатора,  как для вверенных дворянству  выборов, так и для выслушивания  предложений генерала-губернатора,  или губернатора, всякие три  года в зимнее время.

39-е. Собранию дворянства в  наместничестве дозволяется избрать  губернского предводителя дворянства  той губернии; и для того собранию  дворянства всякие три года  представить из уездных дворянских  предводителей двух государеву  наместнику или правителю, и  которого из сих генерал-губернатор  или губернатор назначит, тому  и быть губернским предводителем  той губернии.

40-е. По силе 62-й и 211-й статей  Учреждений, уездный предводитель  дворянства выбирается дворянством  того же уезда чрез всякие  три года по балам. <...>

47-е. Собранию дворянства дозволяется  представить генералу-губернатору  или губернатору о своих общественных  нуждах и пользах.

48-е. Подтверждается собранию  дворянства дозволение делать  представления и жалобы чрез  депутатов их как Сенату, так  и императорскому величеству  на основании узаконений. <...>

64-е. В собрании дворянства  быть может дворянин, который  вовсе не служил, или, быв на  службе, до обер-офицерского чина  не дошел (хотя бы обер-офицерский  чин ему при отставке и был  дан), но с заслуженными сидеть  не должен, ни голоса в собрании  дворянства иметь не может,  ни выбрав быть способен для  тех должностей, кои наполняются  выбором собрания дворянства.

65-е. Собранию дворянства дозволяется  изключать из собрания дворянства  дворянина, который опорочен судом,  или которого явный и бесчестный  порок всем известен, хотя бы  и судим еще не был, пока  оправдается. <...>

68-е. В дворянскую родословную  книгу в наместничестве внести  имя и прозвание всякого дворянина,  в той губернии имением недвижимым  владеющего, и дворянство свое  доказательствами утвердить могущего. <...>

 

Жалованная  грамота городам 1785 г

 

Подготовка «Жалованной грамоты  городам» (полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, шведский Цеховой устав и положение о маклере, прусский Ремесленный устав, законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

«Жалованная грамота городам» была опубликована в апреле 1785г и состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

Грамота закрепляла единый сословный  статус населения городов независимо от профессиональных занятий и родов  деятельности. Это вполне согласовывалось  с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании  города особой организованной территорией (с особой системой административного  управления и видами занятий населения).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывалось на трудолюбии и добронравии, являлось наследственной и связана с пользой  приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением, как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянства, в жалованной грамоте  приводился полный список подобных деяний (например, за совершение некоторых  уголовно наказуемых деяний).

Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение  и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства  относились право собственности  на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право  владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на 6 категорий:

- «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную  недвижимость:

- записанные в гильдии купцы  (1 гильдия – с капиталом от 50 тыс. руб.; 2 гильдия – от 5 до 10 тыс. руб.; 3 гильдия – от 1 до 5 тыс. руб.);

- состоящие в цехах ремесленники;

- иностранные и иногородние  купцы; 

- иногородние и иностранные  купцы;

- именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал  не менее 50 тыс. руб., оптовые  торговцы, судовладельцы, состоящие  в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

- прочее посадское население.

Купцы 1 и 2 гильдии пользовались дополнительными  личными правами, освобождались  от телесных наказаний, могли владеть  крупными промышленными и торговыми  предприятиями.

От телесных наказаний освобождались  и именитые граждане.

Права и обязанности регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и  за дворянами, признавалось право корпоративной  организации. Граждане составляли «общество  городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось:

имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей;

возрастным цензом – не моложе 25 лет.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей  словесных судов (на год).

В городе создавалась общая городская  дума, в которую входили избранные  городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан  и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали  по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской  голова.

В компетенцию городской думы входило:

- обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния;

- разрешение внутрисословных споров;

- наблюдение за городским строительством.

Судебные дела не входили в ведение  городской думы, их решали судебные органы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

а) судебная реформа 1775 года

1. Для дворян в каждом уезде  создавался уездный суд, члены  которого (уездный судья и два  заседателя) избирались дворянством  на три года. Апелляционной инстанцией  для уездных судов стал верхний  земский суд, состоявший из  двух департаментов: по уголовным  и гражданским делам. Верхний  земский суд создавался один  на губернию. Ему принадлежало  право ревизии и контроля за  деятельностью уездных судов.  Верхний земский суд состоял  из назначенных императором председателя  и вице-председателя и избранных  на три года дворянством десяти  заседателей.

2. Для горожан низшей судебной  инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на  три года.

3. Государственные крестьяне судились  в уездной нижней расправе, в  которой уголовные и гражданские  дела рассматривали назначаемые  властями чиновники.

4. В губерниях учреждались совестные  суды, состоявшие из сословных  представителей (председателя и  двух заседателей)

5. Апелляционный и ревизионной  инстанцией в губернии стали  судебные палаты (по гражданским  и уголовным делам). 6. Сенат оставался  высшим судебным органом для  судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право  приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов  назначались правительством.

б) жалованная грамота дворянству

Наиболее важным актом, осуществившим  правовую консолидацию дворянства, стала "Жалованная грамота дворянству" (полное название "Грамота на права  и преимущества благородного российского  дворянства") 1785г.

Основаниями для лишения дворянского  звания могли стать лишь уголовные  преступления, в которых проявилось моральное падение преступника  и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право  на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и  наследование любого вида имущества. Устанавливалось  исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и  крестьянами, дворяне имели право  открывать промышленные предприятия  в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать  дома в городах и вести морскую  торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами  юридического лица, из числа уездных  предводителей дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха  в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Существовало около 20 правовых оснований  для причисления к дворянству. "Жалованная грамота" сохраняла  отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все  потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы  в титулах и древности рода.


Информация о работе Меры по совершенствованию системы государственного управления