Месопотамская цивилизация: истоки и периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Месопотамская цивилизация сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Глубокие и необратимые перемены начались не с персидского завоевания и потерей собственно месопотамской государственности. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний.

Содержание работы

Введение 3
1. Древнее Двуречье 3
2. Истоки Месопотамской цивилизации 5
3. Шумерская цивилизация 7
4. Старовавилонский период 11
5. Касситский период 12
6. Нововавилонский период 14
Заключение 15
Литература 19

Файлы: 1 файл

месопотамская цивилизация истоки и периоды.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

Шумерская цивилизация периода Урукской культуры развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная т.н. культура крашеной керамики. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга. Новые мастера уже не имели времени наносить на посуду магические узоры, поскольку это могло бы замедлить процесс массового производства керамических изделий, изготовление которых должно было успевать за ростом населения и его потребностями.

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

Главное занятие шумеров  земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или  слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими  соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

Шумерская цивилизация создала  и ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Двуречья в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Объединение Двуречья в единое государство важный шаг в развитии Шумерской цивилизации: развивалась хозяйственная жизнь, торговля, прекратились распри. Однако простые люди, и шумеры, и аккадцы, на деле ничего не выиграли от последовавших перемен.

Страна была разделена  на округи, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с  прежними номами. Во главе их стояли энси, которые были просто чиновниками  и могла перебрасываться с  места на место. Каждая область платила  царю подать. Существовало единое государственное  хозяйство, все работники которого назывались гуруши (молодцы), а работницы рабынями. Все они были сведены в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую. В них работало около полумиллиона человек. Работали без выходных дней и поэтому смертность была довольно высокой.

Такая система организации  труда требовала постоянного  учета и контроля. Работавшие получали стандартный ежедневный паек 1,5 л. (муж.), 0,75 л. (жен.) ячменя, немного растительного масла и шерсти. Эта сильно централизованная бюрократическая система, созданная III династией Ура, просуществовала около 100 лет.

Политической опорой подобного  древневосточного деспотического государства являлись войско, жречество, администрация правителя, мелкие чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели. Именно на этом этапе развития Шумерской цивилизации в сознание людей внедрялось учение о божественном происхождении царей и царственности, которая спустилась с неба и вечно пребывала на земле, переходя от династии к династии. Было выработано представление о круге обязанностей человека по отношению к богу и приближенного к нему царю.

III династия Ура пала  под ударами внешних врагов, в  первую очередь семитов -амореев. Рухнула и вся сложная бюрократическая система. Этому событию посвящена Песня плача, созданная в первые века II тыс. до н.э. на шумерском языке. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был разграблен город Ур, который потом долгое время лежал в развалинах. В Месопотамии вновь наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

 

4. Старовавилонский период

Месопотамский город Вавилон стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон, имя которого означает врата Бога, приобрел большое политическое и культурное значение. Величие Вавилона продолжалось полторы тысячи лет. За это время он был и центром обширного царства и попадал под власть чужеземцев, но неизменно оставался самым огромным и богатым городом не только Двуречья, чудо-городом Востока, но и главным городом всего населенного мира.

Вавилону понадобилось чуть больше века, чтобы объединить всю Месопотамию и создать великую державу, которая получила название Вавилония. Это могучее централизованное государство со столицей Вавилоном по праву причисляют к тем регионам, которые можно назвать колыбелью цивилизации.

Три периода истории Вавилона отражают главные тенденции развития и основные достижения Вавилонской цивилизации. Первый период Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626 538 гг. до н.э.).

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал молодой царь Хаммурапи. Целенаправленная и ловкая политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн мудрый правитель и дипломат Хаммурапи не раз заключал и расторгал военные союзы, выстраивая свои далеко идущие планы. Он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Хаммурапи был, несомненно, одним из самых выдающихся правителей в истории Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении за ним на долгое время власти над значительной частью Месопотамии. В Месопотамии, которая объединялась уже в третий раз, он установил тоталитарную систему, напоминавшую порядки III династии Ура.

Что представляла собой государственная власть Вавилонии? Она являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной строго централизовано. Верховная власть (исполнительная, законодательная, судебная и даже религиозная) сосредоточена в руках правителя-царя. В управлении страной царь опирался на сложный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отраслями центрального управления, другие от имени царя управляли городами или областями. В больших городах делами ведали особые наместники царя. Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т.д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество. За сдачей натуральных налогов в центральные склады наблюдали особые чиновники. Драгоценными металлами ведала царская палата. Всю эту систему бюрократического управления страной возглавлял вавилонский царь, получивший по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов.

 

5. Касситский период

Во времена правления  преемников Хаммурапи Вавилон начал терять лидирующее положение в Месопотамии. Однако, государство, которое основал Хаммурапи, просуществовало еще 200 лет. Ослаблению Вавилона способствовали как внутренние, так и внешние причины. Отдельные территории Месопотамии, которые Хаммурапи объединил в единое государство, сильно различались в экономическом и культурном отношении. Объединенные под властью вавилонских царей, они так и не смогли интегрироваться в единую экономическую систему. Выгоду от этого объединения получила только сама Вавилония, которая старалась выкачать в центр все, что только было возможно с завоеванных территорий. Особенно это касалось юга Месопотамии с его древними шумерскими городами, далеко превосходившими и в экономическом, и в культурном отношении собственно Вавилонию. Политическая ситуация в Месопотамии и особенно на юге была сложной еще при жизни Хаммурапи. Фактически юг так и не стал полноправной частью вавилонского государства, превратившись в источник колоссальных доходов для центра.

Сыну Хаммурапи Самсуилуне (1749-1712 гг. до н.э.) пришлось столкнуться с прямым мятежом. Примерно с середины 1740 г. до н.э. Самсуилуна начал терять контроль над южными землями, когда некий Улуни, мятежный царь Эшнуны, ненадолго сумел захватить власть в ряде южных городов, в том числе и в Уре. 1741 год до н.э., вероятно назывался годом, когда Римсин стал царем. Возможно, этот Римсин был родственником знаменитого Римсина, который 60 лет правил в Ларсе до завоевания ее Хаммурапи.

В это же время Вавилону с севера стали угрожать касситы горные племена Загроса, создавшие в 1795 г. до н.э. племенной союз к северо-востоку от Месопотамии. Впервые они вторглись в Вавилонию в 1741 г. до н.э. в правление Самсуилуны и затем на протяжении почти 50 лет выказывали претензии на власть в Двуречье. Примерно в 1722 г. до н.э. борьба южных городов возобновилась. У берегов Персидского залива образовалась Страна моря, достаточно жизнеспособное государственное образование, которое просуществовало 200 лет.

В XVII в. до н.э. области Верхней Месопотамии окончательно вышли из-под влияния Вавилона. К власти здесь пришли касситы. Отсюда небольшими группами они стали проникать на юг Месопотпмии, нанимаясь на сезонные работы в города и села, поступая на службу в войско. Примерно в 1600 г. до н.э. при поддержке касситов произошло вторжение хеттов. Они дошли до самого Вавилона, разрушив его и низложив последнего царя вавилонской династии. В 1595 г. до н.э. мощная военная сила касситов окончательно захватила царскую власть в Вавилонии. Касситы, стоявшие в культурном отношении ниже вавилонян, заимствовали вавилонскую культуру. Их цари даже пытались следовать завоевательной политике Вавилона. Во всяком случае, им удалось завоевать Шумер. Однако касситский Вавилон постепенно стал терять свое былое могущество. В это время претензии на лидерство выказывали одновременно четыре государства: Вавилония, Египет, Митанни и Хеттское царство. В подобном состязании касситский Вавилон играл все меньшую и меньшую роль.

В хозяйственной жизни  некоторый регресс начала Касситского  периода сменился к XV в. до н.э. хозяйственным  подъемом. Особенно развивались ремесла, обслуживавшие военных, в частности  изготовление шлемов, чешуйчатых панцирей, бронзовых мечей и луков. Самое  значительное достижение касситов их успехи в коневодстве. Уже с XXI в. до н.э. лошадь была известна в Месопотамии. Но до прихода касситов она использовалась крайне редко. Именно касситы внесли значительное усовершенствование в устройство колесницы и выучку лошадей, а также впервые выработали конно-колесничную тактику боя. Вероятно, касситы превратились в военное сословие, которое к концу Касситской династии совершенно ассимилировалось с коренной вавилонской знатью.

Информация о работе Месопотамская цивилизация: истоки и периоды