Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа
Месопотамская цивилизация сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Глубокие и необратимые перемены начались не с персидского завоевания и потерей собственно месопотамской государственности. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний.
Введение 3
1. Древнее Двуречье 3
2. Истоки Месопотамской цивилизации 5
3. Шумерская цивилизация 7
4. Старовавилонский период 11
5. Касситский период 12
6. Нововавилонский период 14
Заключение 15
Литература 19
В Касситский период различным лицам делались пожалования участков земли из царского фонда. Земли дарили и храмам. Громоздкий административный аппарат сильно упростился. Ряду городов предоставлялась автономия. Даже Вавилон из столицы страны превратился в самоуправляющийся город. Правившие в Вавилоне касситы, в значительной степени восприняли шумеро -вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа. Касситские цари называли себя любящими Мардука, старались усилить вавилонское жречество, укрепляли культ бога Мардука владыки стран.
6. Нововавилонский период
В истории Вавилонской цивилизации большую роль сыграли племена халдеев. Они обитали вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Вавилонии. Халдеи вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, управлялись вождями. Каждый род боролся за сохранение своей независимости, в том числе и от ассирийцев. Восприняв древнюю вавилонскую культуру и религию, они поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку. Халдеи захватили почти всю территорию Вавилонии, которая, несмотря на все перипетии, продолжала оставаться самым цивилизованным регионом Передней Азии. Вавилонии, в ходе многовековой борьбы с ассирийцами, удалось сохранить относительную самостоятельность. В 729 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III (744-727 гг. до н.э.) захватил Вавилон, лишив его независимости на целое столетие.
После падения Ассирийской державы одним из наиболее могущественных государств Передней Азии стало Нововавилонское царство. У его основания стоял халдейский вождь Набопаласар (626-605 гг. до н.э.), который в качестве полководца был на службе у ассирийцев. Возможно, он выполнял функции наместника Южной Вавилонии. Этот маленький человек, неизвестный народу, как говорил о себе Набопаласар, сначала укрепил свою власть на севере Вавилонии, а затем, преодолевая проассирийские настроения, воцарился в центре и на юге страны. После того, как было окончательно сломлено сопротивление городов Урука и Ниппура, сохранявших верность ассирийцам, Вавилон перешел на сторону Набопаласара. Здесь он в 626 г. до н.э. торжественно воцарился, основав новую Халдейскую династию.
Главным соперником Вавилона был Египет, который стремился захватить Палестину, Финикию и Сирию. Однако, после поражения египтян в 605 г. до н.э. в битве у города Каркемиша, большая часть Сирии и Палестины почти без сопротивления подчинились Вавилонии.
На этом историческом этапе Вавилонская цивилизация достигла вершины своего могущества. Это время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета. Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось оросительной системе. Был построен первый каменный мост через Евфрат. Навуходоносор II предпринял невиданные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу, отвечавшую достоинству его величия. Именно в это время был сооружен самый величественный зиккурат Этеменанки Дом основания небес и земли в честь верховного бога Мардука главный храм Вавилона, названный в Библии Вавилонской башней. В царском дворце Навуходоносора II были разбиты знаменитые висячие сады, известные под названием Сады Семирамиды. Уже в древности их относили к числу семи чудес света, а Вавилонская башня и поныне является символом человеческой заносчивости. Поражала воображение современников и вымощенная улица Вавилона, так называемая дорога процессий в честь бога Мардука. В течение 43 лет своего правления Навуходоносор II отстраивал и укреплял Вавилон, превратив его в настоящую крепость. Украшенный монументальными и роскошными постройками, Вавилон, бывший столицей уже 13 столетий, стал красивейшим и самым большим из когда-либо существовавших городов.
Заключение
Так уж случилось, что упадок и конечную гибель Месопотамской цивилизации, принесли на своих знаменах представители другой не менее значительной цивилизации древнегреческой. И хотя Александр Македонский хотел сделать Вавилон одной из столиц своей империи, сами вавилоняне не могли не видеть своей не востребованности у эллинов. Что могли значить достижения вавилонян для греков, уже знакомых с мыслями Платона и Аристотеля? Население Месопотамии сознавало, что уступает эллинам, и это роковым образом сказалось на судьбе цивилизации между Тигром и Евфратом. К тому же население огромного региона оказалось без национальной центральной власти, заинтересованной в поддержке старых традиций. На данном историческом этапе не оказалось в стране и сильной личности, которая могла бы консолидировать идею возрождения цивилизации. К тому же изменилась этническая структура обитателей Месопотамии, язык общения и общекультурная ситуация. Значительную часть населения теперь составляли арамеи, персы и арабы. Арамейский язык вытеснил вавилонский и ассирийский диалекты аккадского. Очагами месопотамской культуры оставались лишь крупные храмы. На протяжении 3 столетий они хранили и передавали наследие месопотамской цивилизации. Однако она завершила свой жизненный цикл и вскоре перестала существовать.
Что оставила человечеству Месопотамская цивилизация? Чем она восхитила, удивила, предостерегла и обогатила мир? В характеристике основных достижений Месопотамской цивилизации обязательно должно присутствовать одно уточняющее слово впервые. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности. Началась подлинная История человечества. Этот переход от варварства к цивилизации сформировал новый тип сознания. Оно рождалось вместе с появлением городов, становлением государственности, сложной социальной дифференциации, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми.
В Месопотамии появился новый тип людей, сознание и мышление которых принципиально не отличалось от сознания и мышления современного человека. Впервые после завершения процесса сапиентации человек освоил новые виды практической деятельности планирование, управление, учет и контроль. Примечательно и то, что человек Месопотамии впервые осознал: один человек может купить и продать другого человека, как и всякую вещь. Цивилизуясь, человек Месопотамии познал рабство. До появления цивилизации он покорял и поклонялся только природе. Покорение людей один из не самых достойных примеров, которые дает Месопотамская цивилизация. Человек Месопотамии индивидуалист. Он был занят, прежде всего, своими личными проблемами и делами. Его интересы обращены не к обществу и государству (пусть об этом думают лугаль, чиновники и жрецы), а к дому, семье, родным и соседям. Он высоко ценил человеческую жизнь, в том числе и ее бытовую сторону. Люди Месопотамии боялись смерти, ибо по их представлениям она клала конец всему, что есть в жизни позитивного, светлого, радостного, активного, утешительного и счастливого. Это свое убеждение жители древней Месопотамии никогда не меняли. Месопотамцы, не ожидая от посмертного бытия ничего хорошего, стремились лишь к полноте своего земного существования. История Месопотамской цивилизации полна беспокойства, активности, духа завоевания и покорения, созидательного импульса при горьком сознании трагизма жизни. В напряжении между этими полюсами, заключалась движущая сила Месопотамской цивилизации.
Бесценным достижением народов Двуречья стало создание письменности. Глиняная табличка, испещренная клинописными знаками символ Месопотамской цивилизации. В ранней пиктографической письменности было 1500 знаков-рисунков. В Нововавилонский период их осталось чуть более 300. С помощью клинописи составляли документы хозяйственной отчетности, купчие, культовые тексты, сборники пословиц, школьные или научные тексты и словари. Шумерская клинопись повлияла на формирование финикийского письма, от которого берут начало греческий и другие алфавиты.
Месопотамская цивилизация показала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. Примерно четверть того, что переписывалось, дошло до наших дней. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Грамотных и образованных людей высоко ценили. В Месопотамии писец почетное звание образованного человека.
Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем.
Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумерийцы перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу прославленной архитектуры древнего Рима и будет доведено ею до вершин развития.
Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания, о которых сохранили библейские легенды. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся логическим завершением идеи ярусной постройки, возникшей в определенных природно-исторических условиях Месопотамии. В представлениях населения Месопотамии самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с наиболее выразительной и грандиозной формой в самой природе с горой, вершина которой возносится к небу. Зиккурат лестница-гора архитектуры Двуречья. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. В итоге оно превратилось в некий символ. Месопотамская архитектура многообразна и сложна в разработке конструкции, но постройки ее, к сожалению, почти не сохранились или сохранились плохо в силу непрочности ее материала.
Магическая практика в Месопотамии не всегда противостояла науке. Записывались наблюдения природных явлений, поведения людей, необычных особенностей анатомии людей и животных. Жрецы и гадатели руководствовались ими в своих предсказаниях. Но, с другой стороны, маги занимались и вычислительной астрономией. Древнейшие обсерватории устраивались на верхней площадке зиккуратов.
Шумеры и аккадцы пользовались таким понятием как убежавший день. Это то, что обогнало людей и ушло в прошлое. Вавилоняне жили, оглядываясь в будущее и высоко оценивая прошлое. В Месопотамии, где постоянно менялись царствующие династии, куда постоянно вторгались кочевники, где социальная система болезненно менялась, не гарантируя человеку никакой защиты от ростовщичества, распада общин, житейский опыт заставлял людей избегать опасных новшеств. Он ориентировал общественную практику на повторение уже знакомого, заведомо безопасного и достаточно успешного образа действий. Трудно найти страну, где это достижение Месопотамской цивилизации оказалось невостребованным. Многие из последующих цивилизаций в плане развития общества и человека прошли через свою Месопотамию.
Месопотамская цивилизация, которую создали небольшие по численности народы, на сравнительно небольшой территории продолжала существовать даже за пределами Древности, служа другим народам через два, три, четыре тысячелетия.
Литература
1. Аристотель. Политика 1330 в. 19 сл. (Перев. С. А. Жебелева). М., 1911, с. 325.
2. А. Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации». Изд. 2-е, испр. и доп. пер. с англ. М.Н. Ботвинника. Послесл. М.А. Дандамаева. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 319 с.
3. А. Княжицкий, С. Хурумов «Древний Мир».
Информация о работе Месопотамская цивилизация: истоки и периоды