Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:23, курс лекций
История относится и к гуманитарным наукам, и к общественным (социальным).
Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на¬ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
Билет№1.
История относится
и к гуманитарным наукам, и к общественным
(социальным).
Сущность История рассматривается,
с одной стороны, как процесс развития
природы и человечества, а с другой, как
система наук, изучающих прошлое и настоящее
природы и общества.
Содержанием истории вообще
служит исторический процесс, который
раскрывается в явлениях человеческой
жизни, сведения о которых сохранились
в исторических источниках. Историческая
наука пытается дать целостное представление
об историческом процессе в единстве всех
его характеристик.
История как единый процесс
эволюции природы и общества изучается
совокупностью общественных наук с привлечением
данных естественных и технических наук.
По традиции, «отцом» истории
считается Геродот (5 в. до н.э.)
Объектом изучения для истории является
вся совокупность фактов, характеризующих
жизнь общества, как в прошлом, так и в
настоящем.
Предметом истории является изучение
развития человеческого общества как
единого противоречивого процесса.
История - наука многоотраслевая,
она включает в себя целый ряд
самостоятельных отраслей исторического
знания: история экономическая, политическая,
социальная, военная и т.п. К историческим
наукам относятся этнография, изучающая
быт и культуру народов, археология, изучающая
историю по вещественным памятникам древности.
Кроме того, существуют вспомогательные
исторические дисциплины: источниковедение,
историография, хронология, метрология,
палеография, генеалогия, геральдика и
др. Они имеют достаточно узкий предмет
исследования и изучают его детально,
что способствует более глубокому пониманию
исторического процесса в целом.
История подразделяется и по
широте изучения объекта: всемирная (всеобщая)
история, история континентов, стран, цивилизаций,
отдельных народов.
Функции
1. Познавательная функция заключается
в выявлении закономерностей исторического
развития. Она способствует интеллектуальному
развитию обучаемых и состоит в самом
изучении исторического пути стран и народов,
в объективном отражении, с позиции историзма,
всех явлений и процессов, составляющих
историю человечества.
2. Воспитательная функция способствует
формированию гражданских, нравственных
качеств и ценностей на исторических примерах.
3. Прогностическая функция заключается
в возможности предвидения будущего на
основе анализа исторических событий
прошлого и настоящего.
4. Функция социальной памяти заключается
в том. что исторические знания выступают
в качестве способа идентификации и ориентации
общества и личности.
Билет№2.
Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
1. Исторические
представления Древнего мира. Сначала
историческая мысль
Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества.
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».
Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии.
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Пример:Сам Цинь. Главным делом всей его жизни стали «Исторические записки», оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
2. Историческая
мысль эпохи Средневековья
В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.
Изучение истории
человечества получило новое развитие
в эпоху Возрождения, перехода от
Средневековья к Новому времени,
когда засилью средневековой
религиозной идеологии было противопоставлено
культурное наследие античности. Усиливается
интерес к памятникам древности.
Зародились новые подходы к пониманию
истории. Итальянский политический
деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе
«Государь» (1513) назвал одну из причин
борьбы людей в истории –
3. В эпоху Нового
времени некоторые
Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха.
Однако в целом западноевропейская историческая наука оставалась на идеалистических позициях.
В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).
Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. появление марксизма.
Принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление.
Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком.
4. Бурное развитие
получила историческая наука
в Новейшее время (конец XIX-XX
вв.). На этом этапе в западной
исторической науке были
Среди наиболее известных
отечественных историков
В 50-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло уже более 10 томов.
Билет№3.
Билет№4.
Исторический источник. Понятие исторического источника относится к числу наиболее важных для исторической дисциплины. Источник — свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя (будь то рукопись, картина, документ, обряд, предмет и т.п.), которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом. По общему убеждению исследователей, без источника история невозможна. Се нередко характеризуют как область знания, изучающую исторические свидетельства прошлого. На основе информации, полученной в результате аналитической работы с источником, историк создает собственный образ прошлого.
Типология. История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов.
Картографические: а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, штаны экономические.
Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
Билет№5.
Теории образования государства
Существуют различные концепции по образованию государства, наиболее известны такие как:божественная, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, экономическая и гидравлическая.
Божественная теория одна из самых ранних, которая появилась в условиях раннего Востока. Расцвет теории приходится на период Средневековья. Основоположниками теории являются Фома Аквинский и А. Августина. Основная идея: государство - продукт божественной воли, результат божьего произволения. Правитель - посредник между Богом и людьми, наместник Бога на земле. Теория не научна, т.к. основывается не на знаниях, а на вере. Невозможно ни доказать, ни опровергнуть данную теорию, так же как невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование самого Бога.
Патриархальная теория.Основопо
Теория насилия.Основоположники теории - это китайский ученый Ян Шан и немецкий ученый Кауцкий. Главная мысль данной теории в том, что насилие является двигателем всякого прогресса, так как образование государства - это процесс прогрессирования и в его основе "лежит" насилие: внутреннее и внешнее. Образование государства связано с захватом и завоеванием одного народа другим. Государство необходимо для поддержания власти на завоеванной территории. Исторически эту теорию подтверждает образование государства у франков. Теория не универсальна, т.к. существует много примеров возникновения государства вне фактора насилия (в Афинах, Киевской Руси). Насилие можно рассматривать лишь как причину образования государства, т.к. известно, что насилие влияет не только положительно на развитие общества, но и отрицательно. Насилие может препятствовать общественному росту. Для появления государства не достаточно одного насилия, необходимо, чтобы общество экономически, социально и духовно было готово к формированию государственно-правовых институтов. Насилие - это часть причины возникновения государства.
Договорная теория.Основоположн