Место истории в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:23, курс лекций

Описание работы

История относится и к гуманитарным наукам, и к общественным (социальным).
Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на¬ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 29.56 Кб (Скачать файл)

Органическая теория.Герберт Спенсер считает, что государство - это природное явление, оно возникает и развивается, основываясь на действии законов природы. Он сопоставляет части человеческого тела с частями механизма государства. (Голова - правитель, руки - армия и т.д.) Сопоставляет фазы развития человека с фазами развития государства. (Рождение, взросление, достигает расцвета, стареет, умирает.) Государство появляется, проходит этап становления, достигает расцвета, приходит к упадку и гибели. Это невозможно проследить на примере современных государств, это возможно только в отношении древних государственных цивилизаций. Спенсер рассматривает государство как природную систему, как часть природы. Эта теория не объясняет причин и закономерности образования государства, не показывает самого механизма этого процесса.

Психологическая теория.Лев Петрожицкий считает, что государство - это единственный институт, существование которого в полной мере может обеспечить состояние психологического комфорта, т.к. в государстве может быть реализована естественная потребность человека - подчиняться, либо властвовать. Петрожицкий отмечал, что послушание и соблюдение законов - психологическая потребность человека, которая выделяет категорию правовых эмоций. Она предполагает любые действия, поступки человека, совершаемые им в сфере правового регулирования, могут быть отнесены к эмоциональной группе. Разновидность психологической теории создана Зигмундом Фрейдом, который считал, что только государство способно обеспечить контроль за поведением человека и предупредить совершение неизменных, незаконных поступков. Свои рассуждения он строит на древней легенде о патриархальной орде, в условиях которой сыновья убивают отца, подчиняясь зависти, ревности. Фрейд считает, что государство - сложный механизм, обеспечивающий социально-психологическое равновесие в обществе, контроль за чувством и эмоциями человека.

Гидравлическая теория.Основоположник - Вит Фогель. Теория объясняет закономерности процесса образования государства в условиях древнего Востока. Особенности азиатского способа производства послужили причиной тому, что в условиях древнего Востока, появление властей будет первичным по отношению к имущественному расслоению и появлению частной собственности.

Экономическая теория.Основоположник - Маркс Энгельс. В советском государстве данная теория призвана официальной, верной. Ключевое внимание привлечено к процессу разделения труда. 3 основные этапы разделения труда: 1) отделение скотоводства от земледелия.2) Ремесло в самостоятельную сферу. 3) Торговля и обмен. Результат разделения труда - это повышение производительности труда, которое в свою очередь приводит к появлению излишек, к созданию прибавочного продукта. Излишки присваиваются отдельными людьми или группами. В обществе начинается процесс имущественного расслоения. Формируются классы, а государство возникает как механизм, обеспечивающий политическую власть экономически сильнейшего класса. В рамках этой теории процесс образования государства ориентирован на развитие производительных сил, на появление частной собственности. Теория не универсальна, т.к. не объясняет процесс образования государства в условиях древнего Востока.  
 
Анализ различных теорий об образовании государства позволяет сделать вывод о том, что процесс образования государства сложен, это комплексный процесс, в основе которого лежит процесс развития самого общества. На образование государства оказывают влияние различные факторы, в том числе и экономические, географические, духовные и д.р. В основе образования государства всегда лежит процесс разложения родоплеменного строя.

Биет№6.


Информация о работе Место истории в системе наук