Международные отношения на Ближнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:18, доклад

Описание работы

Среднем Востоке сохраняются опасные очаги кризисов и конфликтов. Пять войн между Израилем и арабскими странами, ирано-иракская война, война в Афганистане и война в Персидском заливе, прямые вооруженные интервенции и непрекращающееся вмешательство извне, обострение отношений между отдельными арабскими странами, гражданские войны и кровавые внутренние междоусобицы - все это делает регион одной из самых "горячих" точек на нашей планете.

Содержание работы

Введение______________________________________________3
Основная часть_________________________________________4
Кувейтский кризис и война в Заливе__________________4
Арабо – израильский конфликт: полный тупик_________7
«Арабская весна»_ ____________________________9
Заключение ___________________________________________11
Литература___________________________________________

Файлы: 1 файл

марина.docx

— 37.34 Кб (Скачать файл)

Департамент Смоленской области по образованию науки и делом молодежи

СОГБОУ  СПО "Ярцевский индустриальный техникум"

 

 

Доклад по дисциплине “история”

Тема:

“Международные отношения на Ближнем Востоке ”

 

 

 

Подготовила: Папченкова М.

Группа: ТОП1

Проверила: Марычева Л.П.

 

Ярцево 2013.

 

 

 

Содержание

Введение______________________________________________3

Основная часть_________________________________________4

    1. Кувейтский кризис и война в Заливе__________________4
    2. Арабо – израильский конфликт: полный тупик_________7
    3. «Арабская весна»_ ____________________________9

Заключение ___________________________________________11

Литература____________________________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среднем Востоке сохраняются опасные очаги кризисов и конфликтов. Пять войн между Израилем и арабскими странами, ирано-иракская война, война в Афганистане и война в Персидском заливе, прямые вооруженные интервенции и непрекращающееся вмешательство извне, обострение отношений между отдельными арабскими странами, гражданские войны и кровавые внутренние междоусобицы - все это делает регион одной из самых "горячих" точек на нашей планете.

К концу 80-х годов XX в, во многом благодаря последовательным усилиям Советского Союза и США, были созданы необходимые предпосылки для начала арабо-израильского мирного процесса и всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Существенным катализатором политико-дипломатического поиска на этом пути послужил кризис в Персидском заливе, придвинувший Израиль и арабские государства к порогу новой войны и обостривший до крайности отношения между самими

арабскими странами. Возросла заинтересованность в ближневосточном урегулировании со стороны Турции, вышедшей на позиции одного из ведущих государств в регионе. Активизировались контакты по ближневосточной проблеме между СССР и США, носившие регулярный характер с 1986 г. Началось весьма интенсивное развитие контактов между

СССР и Израилем, несмотря на то, что дипломатические отношения между ними были расторгнуты в 1967 г. Все эти обстоятельства подготовили проведение 30 октября - 1 ноября 1991 г. в Мадриде мирной конференции по Ближнему Востоку между арабскими государствами и Израилем на основе резолюций Совета Безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г. и № 338 от 22 октября 1973 г предусматривающих освобождение

 

 

 

 

1.Кувейтский кризис и война в Заливе

 
Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Ее сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения - 240 млрд. долл. 
 
Стремясь хоть как-то оправдать оккупацию соседней страны, иракское правительство опубликовало заявление о том, что ввод иракских войск был осуществлен по просьбе «временного свободного правительства», якобы созданного противниками правящей династии. Однако сформировать это «свободное» (марионеточное) правительство так и не удалось. Даже оппозиционные монархическому режиму силы категорически отказались сотрудничать с оккупантами. Саддам Хусейн решает отказаться от политического маневрирования и 8 августа объявляет об аннексии Кувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака. В честь Саддама Хусейна она получила название «Аль-Саддамия». Тем самым подчеркивалась окончательность аннексии. Иракская пропаганда квалифицировала ее как акт восстановления «исторической справедливости», которая была грубо попрана британскими колонизаторами в начале века.

Реакция мирового сообщества на иракскую агрессию была быстрой и достаточно резкой. Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, в которой осуждаются агрессивные действия Ирака и содержится требование о немедленном и безоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказался выполнить эту резолюцию, то 6 августа принимается резолюция 661, предусматривавшая введение системы санкций против Ирака. Их применение означало полную экономическую блокаду Ирака, для обеспечения соблюдения которой была создана специальная комиссия (ЮНСКОМ).

Пытаясь сохранить политическую инициативу, Саддам Хусейн предпринял целый ряд шагов, направленных, с одной стороны, на активизацию действий своих сторонников в арабском и мусульманском мире, а с другой - на блокирование военных возможностей антииракской коалиции. 
12 августа он заявил, что предварительным условием вывода иракских войск из Кувейта является отвод израильских войск со всех оккупированных территорий. Это была попытка увязать кувейтскую проблему с палестинской. Более того, сама аннексия Кувейта квалифицировалась им как необходимая мера, призванная мобилизовать «ресурсы арабской нации» для борьбы с «сионистскими бандами». В этом контексте Саддам Хусейн выступал как защитник интересов всех арабов и мусульман, как мировой «антиимпериалистический» лидер. Он призвал их начать «джихад» («священную войну») против «американцев и сионистов», обвинив при этом правителей стран ССАГПЗ в «предательстве» и пособничестве «новым крестоносцам».

19 августа Саддам Хусейн  предпринял следующий шаг - он  объявил всех иностранных граждан, находившихся на территории Ирака  и Кувейта (с 9 августа их выезд  был запрещен), «заложниками», жизнь  которых не может быть гарантирована  в случае начала военных действий  против Ирака. Только западно-европейцев  и американцев среди «заложников»  оказалось около 25 тыс. человек (включая  женщин и детей), не говоря уже  о сотнях тысяч граждан других  стран. Он объявил, что все «заложники»  будут распределены по военным  объектам в Ираке и Кувейте  и будут являться для них  «живым щитом». В качестве условия  освобождения «заложников» Саддам  Хусейн выдвинул требования вывода  межнациональных сил из зоны  Залива, отмены системы санкций  ООН и принятия Соединенными  Штатами обязательства не нападать  на Ирак.

29 ноября Совет Безопасности  принимает резолюцию 678, санкционирующую  использование военной силы («соответствующих  средств») для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские  войска должны быть выведены  из Кувейта к 15 января 1991 г. Саддам  Хусейн его отверг. 
17 января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня (наземные действия - 100 часов) и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировки иракских войск. Они понесли потери только убитыми более 100 тыс. человек, в то время как многонациональные силы потеряли 223 человека (из них 146 американцев). 
После начала активных действий авиации многонациональных сил Саддам Хусейн отдал приказ о ракетном ударе по Израилю, рассчитывая, что последний предпримет ответные действия, что могло бы привести к расколу в рядах антииракской коалиции. Однако, несмотря на потери среди мирного населения, правительство Израиля решило не предпринимать каких-либо ответных действий. 
26 февраля Саддам Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Система санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения. 
В ноябре 1994г. иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета и территориальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы, проведенной ЮНСКОМ. Была создана специальная комиссия ООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный его действиями ущерб.

 

 

2.Арабо – израильский конфликт: полный тупик

Между позициями противоборствующих сторон – пропасть.

Проблема № 1 – Иерусалим, святой город трех религий. Для иудеев это – Ерушалайм, в прошлом столица еврейского царства, город царей Давида и Соломона, там находится Стена плача, единственная сохранившаяся часть второго храма, разрушенного римлянами. Другого такого святого места у иудеев нет на земле. А для арабов и вообще мусульман это – Аль – Кудс, или «священный», третий по святости город в мире (после Мекки и Медины). Здесь расположены две святыни ислама – мечеть Аль – Акса («отдаленнейшая»), которую пророк Мухаммед, согласно преданию, посетил, и мечеть Куббат – ас – Сахра («Купол скалы»), построенная на скале, с которой пророк был вознесен на небо для встречи с Аллахом. Все эти святыни двух религий находятся буквально рядом друг с другом, на Храмовой Горе. Эта гора – часть Старого Города, и на земном шаре нет куска земли аналогичных размеров (площадь Храмовой Горы всего около 12 гектаров), который бы имел столь колоссальное символическое значение.

Вопреки решению ООН, Иерусалим так и не стал особой международной зоной, а после 1967 г. оказался целиком под властью Израиля. Как сделать один и тот же город столицей двух государств? – над этим вопросом ломают голову уже несколько десятилетий. Ясир Арафат говорил: «Не родился еще арабский лидер, который мог бы отказаться от Аль – Кудса», но и ни один израильский лидер не может отменить решение Кнессета о статусе Иерусалима как единой и неделимой столицы еврейского государства.»

Проблема № 2 – еврейские поселения на Западном берегу. Их более 150, в них проживает около 300 тыс. человек, и к этому надо прибавить еще 180 тыс. поселенцев в Восточном, т.е. арабском Иерусалиме.  Само их существование арабы считают оккупацией; недавний опрос показал, что 80 % палестинцев Западного берега не желают создания своего государства, если в нем сохранится хотя бы одно еврейское поселение. Но что с ними делать? Некоторые поселения уже представляют собой настоящие большие города, они сомкнулись с Иерусалимом, который ранее был разделен на западный (еврейский) и восточный (арабский).  Известный палестинский философ Сари Нусейба говорит: «Вот мы видим ПисгатСеев, громадное израильское поселение, а еще дальше к востоку – поселение Маале Адумим. Собственно говоря, восточного Иерусалима уже больше нет… Разве можно просто взять и удалить, вернуть обратно полмиллиона человек ? Нет, это не получится».1

Проблема № 3 – границы между двумя государствами. Те израильские руководители, которые согласны в принципе признать необходимость создания палестинского государства и вывод войск с земель, оккупированных в 1967 г., настаивают на «коррекции» границ, на обмене территориями. В состав Израиля при этом включаются три больших блока еврейских поселений на Западном берегу вблизи Иерусалима, а кусок израильской территории, населенный преимущественно арабами, передается палестинцам.

Проблема № 4 – палестинские беженцы. Уже в 1950 г., после первой войны, число арабов, бежавших из той части Палестины, которая вошла в состав Израиля, достигло почти миллиона человек. Их разместили в лагерях и стали содержать за счет ООН. Сейчас число зарегистрированных беженцев составляет примерно 2, 5 миллиона, большинство их живут в лагерях на территории Газы, Иордании. Ливана и Сирии. Согласно резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой еще в 1948 г., беженцам должно быть обеспечено «право на возвращение», которое Израиль никогда не признавал.

Таковы главные, принципиальные проблема, которые до сих пор препятствуют урегулированию конфликта.

Впрочем, можно ли сказать, что именно эти проблемы сами по себе не позволяют решить давний спор? Скорее следует говорить о том, что нежелание или неспособность пойти на взаимные уступки для достижения компромисса являются основными причинами постоянных неудач всех попыток найти приемлемое для всех решение.

3.«Арабская весна»

Еще совсем недавно казалось, что арабские народы находятся в глубоком застое, последовавшем за бурными событиями первых лет независимости. Похоже было, что они способны лишь на борьбу с колонизаторами или же на бунты под зеленым знаменем ислама. А вот теперь наступило пробуждение, всколыхнулся весь арабский мир, да так неожиданно, спонтанно, дружно, что у многих сразу же появилась мысль: случайна ли такая синхронность?, Разумеется, никакого заговора внешних сил здесь не было, и нелепо звучат намеки на то, что Вашингтон исподволь готовил смену арабских режимов. Вашингтонские политики – не самые умные в мире, но все же им бы в голову не пришло организовывать свержение режима Мубарака, лучше которого для них не было и не будет. Нет, тут дело в другом: сработала – таки теория домино, везде накопился горючий материал, нужна была только спичка, и она вспыхнула – в буквальном смысле слова, в руках несчастного тунисского парня…

Конечно, легче всего указать на объективные факторы Первый из них: 60 % населения региона – люди моложе 25 лет, и среди них большой процент образованных, но безработных. Второй: технологическая революция в СМИ – сначала спутниковое телевидение (конкретно – в первую очередь канал «Аль – Джазира»), затем Интернет, Facebook и пр., и наконец мобильный телефон. Это кардинально изменило информационную ситуацию: если прежде люди узнавали только то, что власть считала нужным им сообщить, сейчас они в принципе в состоянии узнавать все, и более того – сообщать другим. Как отметил один из лучших американских аналитиков  ФаридЗакария, раньше информация шла от одного источника к многим, а сейчас – от многих к многим.

Информация о работе Международные отношения на Ближнем Востоке