Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:00, реферат
Международные отношения — явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения.
В послевоенные годы США получили
широкие возможности для
В середине 80-х гг. Япония вытеснила США с первого места в мировом экспорте капитала, а ФРГ — с первого места в экспорте товаров. Тогда же (впервые за период с 1914 г.) иностранные вложения капиталов и импорт товаров в США превысили вывоз капитала и товаров из страны. В 80-е гг. иностранные монополии, прежде всего японские, поставляли 25% продаваемой на внутреннем рынке США стали, 30% автомобилей, а по отдельным видам электронной техники этот показатель достигал 60%. В конце XX — начале XXI в. все более серьезной проблемой для экономики США становится конкуренция со стороны Китая, поставляющего на американский рынок свои товары. Конкуренция доходила до своего рода торговых войн. Для того чтобы отстоять свои позиции в индустриальном мире, с 80-х гг. в США были значительно увеличены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), принят курс на развитие наукоемких отраслей промышленности.
ДОЛЯ США В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (в %)
1937 г. -41,4
1946 г. - 59,1
1960 г. - 35,4
1980 г. - 32,9
ДОЛЯ МОНОПОЛИЙ США В ЭКСПОРТЕ КАПИТАЛА ВЕДУЩИМИ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ (в %)
1960 г. -62
1970 г. - 66
1981 г. - 21
Изменения политического курса. Одна из определяющих особенностей политического развития США состоит в том, что здесь сочетаются приверженность политическим традициям и гибкое реагирование на происходящие в мире изменения. Это проявилось и в истории второй половины XX — начала XXI в., показавшей, как консерватизм все же может преодолеваться высшей властью или в результате массовых выступлений американцев.
Чем определялось и в чем заключалось
развитие политического курса в
США в рассматриваемый период?
Широкие полномочия президента страны,
совмещающего функции главы государства
и главы правительства, верховного
главнокомандующего и руководителя
внешней политики, назначающего (при
согласии сената) и смещающего членов
кабинета министров, делают его ключевой
фигурой в принятии и осуществлении
решений по всем вопросам внутренней
и внешней политики. Вместе с тем
действия президента страны, возглавляющего
исполнительную власть, уравновешиваются
так называемой системой «сдержек и
противовесов». Это означает, что
органы законодательной власти (конгресс,
состоящий из сената и палаты представителей)
и судебной власти (Верховный суд)
имеют возможность в
Две основные партии США, выдвигающие
кандидатов на высшие государственные
посты, — демократическая и
В момент окончания Второй мировой войны президентом был демократ Г. Трумэн (1945—1953), в 1953— 1961 гг. — республиканец Д. Эйзенхауэр, в 1961 — 1969 гг. — демократы Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. Никсон, Дж. Форд, в 1977—1981 гг. — демократ Дж. Картер, в 1981 — 1993 гг. — республиканцы Р. Рейган, Дж. Буш, в 1993— 2001 гг. — демократ У. Клинтон. На последних в XX в. выборах в ноябре 2000 г. сложилась уникальная ситуация: разрыв голосов, поданных за кандидатов в президенты республиканца Дж. Буша-младшего и демократа политика администрации Рейгана способствовала оживлению производства после тяжелейших кризисов 1974— 1975 гг. и 1980—1982 гг., структурной перестройке экономики в ходе технологической революции. К концу 80-х гг. уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного населения (в годы кризиса начала 80-х гг. он составлял около 10%).
Как и все неоконсерваторы, Рейган выступал за усиление военных позиций своей страны в мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических вооружений США, а затем «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн». Соответственно возросла доля военных расходов в государственном бюджете — с 23% в 1980 г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 80-х гг. курс неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая руководителем СССР М. С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с Горбачевым согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.
На годы президентства У. Клинтона
пришлась самая длительная в послевоенной
истории США полоса экономического
подъема (в 2000 г. количество безработных
составляло около 4% всего активного
населения, был преодолен дефицит
государственного бюджета). Специалисты
стали говорить о «новой экономике
информационной эры». Распад СССР и
«восточного блока» создал новую
геополитическую ситуацию, что дало
возможность некоторым
На пороге XXI в. серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Совершенные террористами-смертниками с помощью угнанных самолетов атаки на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне унесли жизни более 3 тыс. человек. Эти события заставили США предпринять действия против международного терроризма. Под предлогом борьбы с международным терроризмом войска США и их союзников вторглись в 2001 г. в Афганистан, а в 2003 г. в Ирак. Однако установить полный контроль над этими странами США не смогли.
С 2008 г. США стали центром мирового экономического кризиса. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Б. Обамой, избранным в 2008 г.
Общественные движения. Во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. И все же оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против существующего положения вещей, к борьбе за свои права. В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40-х гг. в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.
В 50-е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник Мартин Лютер Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте.
Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60-х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60-х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114.
Во второй половине 60-х гг. значительный
размах приобрело движение за прекращение
войны во Вьетнаме, главным участником
которого стала студенческая молодежь.
Протест против войны выражался
в отказе призывников идти в армию,
публичном уничтожении
В целом социальные выступления и движения в США во второй половине XX - начале XXI в. показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей.
вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.
Более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся».
Для многих развивающихся
государств большую притягательность
имел опыт послевоенного восстановления
и модернизации Японии, ускоренного
развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура
и Гонконга — четырех азиатских
«тигров», как их называли.
Япония после второй мировой войны.
Япония, первая индустриальная страна
Азии, понесла большой урон от бомбардировок
в годы войны, от послевоенного развала
экономики. Ее территория была оккупирована
американскими войсками. Производство
национального дохода на душу населения
в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х
гг. Впервые в XX веке по этому показателю
Япония уступала России (СССР). Инфляция
достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала
квалифицированной и дисциплинированной
рабочей силой, опытом индустриального
развития. Реформы, проведенные американской
администрацией, также в известной мере
содействовали будущему экономическому
росту страны.
Согласно конституции 1947 г., разработанной
с участием оккупационных властей, Япония
была монархией, но император был лишен
реальной власти, оставшись символом единства
нации. Был создан двухпалатный парламент,
избиравшийся на основе всеобщего и равного
избирательного права. Впервые право голоса
получили женщины. Правительство формировалось
парламентским большинством. Это подразумевало,
что в стране должна была сложиться система
европейского типа политических партий,
отражающих интересы различных социальных
групп и слоев общества.
С проведением земельной реформы, ограничившей
предельный размер угодий, была подорвана
система помещичьего землевладения. К
1950 г. крестьянство стало собственником
80% арендуемой им земли, в стране сложился
слой свободных фермеров. Были отменены
привилегии бывших феодалов, ликвидированы
дзайбацу — олигархическо-клановые объединения,
контролировавшие промышленность. Новые
законы о труде сняли ограничения на создание
профсоюзов, утвердили их право на заключение
коллективных договоров, ввели восьмичасовой
рабочий день. Проведенные преобразования
ознаменовали собой преодоление наследия
феодализма в Японии, переход ее в русло
буржуазно-демократического развития.
С подписанием 8 сентября 1951 г. мирного
договора полномочия американской администрации
прекратились, вся полнота власти перешла
к избранному гражданскому правительству.
В то же время на территории Японии, согласно
«договору безопасности», остались американские
войска, базы военно-воздушных и военно-морских
сил США.
К 1951 г. Япония по объему промышленного
производства достигла довоенного уровня
развития, к 1960 г. превзошла его примерно
в 5 раз, к 1975 г. — в 20 раз. Среднегодовые
темпы прироста производства ВНП в 1950—1970-е
гг. составляли 11%, в отдельные годы достигая
20% . К 1988 г. по производству ВНП на душу
населения Япония обогнала США. По удельному
весу в мировом промышленном производстве
она заняла второе место в мире, уступая
лишь США. В мировом хозяйстве Япония стала
лидером по производству промышленных
роботов, бытовой электроники, автомобилей,
танкеров.
Истоки японского «экономического чуда».
Возможность «экономического чуда» в
Японии была обусловлена рядом причин.
Во-первых, благодаря положениям конституции,
запрещавшим Японии иметь вооруженные
силы, удельный вес расходов на военные
цели в ее бюджете оказался самым низким
в мире. Потолок военных расходов был установлен
в размере 1% ВВП (в США военные расходы
составляли в 1980—1990-е гг. от 4% до 6% ВВП,
у Германии — от 2% до 3% ВВП). Это, правда,
не помешало Японии создать хотя и немногочисленные,
но вполне боеспособные «силы самообороны».
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950—1953
гг., во Вьетнаме в 1960—1970-е гг. Япония, крупнейшая
индустриальная страна, союзная США, ближе
всего расположенная к театру военных
действий, играла роль основной тыловой
базы снабжения вооруженных сил США. Она
получила огромные доходы от выполнения
военных заказов Америки.
В-третьих, определяющим и решающим фактором
была продуманная экономическая политика,
были использованы те преимущества, которыми
располагала Япония, уменьшено влияние
неблагоприятных для нее факторов.
Так, по основным видам потребляемого
сырья и энергоносителей Япония на 98% зависит
от их закупок за рубежом. Это определило
необходимость очень жесткого контроля
государства над внешней торговлей. Лишь
в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась
на мировых рынках, была проведена частичная
либерализация внешней торговли, введена
полная конвертируемость иены. До этого
исключался ввоз любой продукции, которая
могла быть произведена на территории
Японии. Например, несмотря на то что закупать
рис дешевле на внешних рынках (в США, Канаде,
странах Юго-Восточной Азии), чем выращивать
его в Японии, правительство предпочитало
поддерживать своих фермеров, но не прибегать
к ввозу продовольствия. В итоге по степени
своего участия в международном разделении
труда Япония уступает большинству развитых
стран. В 1995 г., например, стоимостный оборот
ее внешней торговли составил всего 17%
по отношению к ВВП (у стран ЕС этот показатель
составляет 45%-60%, у США —24%).
Помимо сырья закупались передовые технологии,
что длительное время позволяло экономить
на дорогостоящих собственных технологических
разработках. Новые технологии нередко
внедрялись раньше, чем в странах, разработавших
их, особенно в тех отраслях, которые считались
приоритетными и поддерживались государством.
Государственная поддержка этих отраслей
заменяла внешние источники финансирования,
поскольку государство ограничивало приток
иностранных вложений капиталов в национальную
экономику.
Приоритетными считались те отрасли, которые
производили экспортную продукцию. Ее
конкурентоспособность первоначально
обеспечивалась за счет дотаций и низкой
оплаты высококвалифицированной рабочей
силы. Национальные традиции Японии стали
фактором, значительно облегчившим ее
превращение в одну из самых развитых
стран мира.
Трудовые отношения в японских корпорациях
носят такой же характер, как в малых семейных
фирмах стран Запада, где работники не
разделяют свои личные интересы и интересы
корпорации. Наемным работникам гарантируется
занятость на весь период трудовой деятельности.
Зарплата им выплачивается даже в случае
остановки производства, за счет корпорации
обеспечивается повышение квалификации.
Благодаря подобным условиям труда, корпорации
добиваются полной лояльности своих работников,
максимальной производительности труда,
добровольного выполнения сверхурочных
работ. Трудовые конфликты в этой системе
отношений приходятся на те периоды, когда
профсоюзы заключают новые коллективные
договора и корпоративная, профсоюзная
солидарность побуждает членов профсоюзов
к массовым акциям в поддержку требований
своих лидеров.
С течением времени уровень жизни и размер
средней оплаты японских трудящихся достигли
уровня, близкого и даже превосходящего
показатели большинства развитых стран.
По уровню детской смертности, средней
продолжительности жизни Япония вошла
в число самых благополучных стран мира.
Однако к этому времени японские товары
на мировых рынках уже завоевали прочные
позиции благодаря высокому качеству
и репутации надежности.
Важным источником экономических успехов
оказалась политическая стабильность
послевоенной Японии. Несмотря на существование
оппозиционных партий, на политической
арене более сорока лет преобладала одна
политическая партия — Либерально-демократическая
(ЛДП). Неоднократные разоблачения коррупции,
злоупотреблений властью вели к смене
ее лидеров, но не потере поддержки избирателей.
Лишь в 1993 г. в результате раскола ЛДП к
власти пришло правительство, опирающееся
на коалицию политических партии, не включающую
ЛДП.
Во внешней политике Япония, в основном,
исходила из того, что она является союзником
США. Общность военно-политических интересов
содействовала компромиссному разрешению
разногласий, вызываемых успехами экспансии
Японии на американских рынках.
Заинтересованность Японии в обеспечении
стабильных поставок сырья и энергоносителей,
сферах вложения капиталов определяет
ее участие в интеграционных процессах
в Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском
регионе в целом. Интеграция как для Японии,
так и для других стран Азиатско-Тихоокеанского
региона активизировалась в результате
экономического кризиса, поразившего
этот район мира в 1998 г.
Наряду с Японией кризис затронул всю
группу новых индустриальных стран.
Новые индустриальные страны.
Сингапур и Гонконг (последний был британской
колонией, а к концу века вошел в состав
Китая на правах территории с особым статусом)
также еще до второй мировой войны были
крупнейшими портами, торговыми центрами,
находившимися на пересечении международных
торговых путей. В этих городах — государствах
традиционно существовали развитые портовые
службы, индустрия бизнеса и развлечений.
В послевоенные годы в дополнение к легкой
промышленности с привлечением исключительно
дешевой рабочей силы из соседних стран
были созданы предприятия, собирающие
продукцию из готовых узлов, в том числе
высокотехнологичную. При этом навыки
традиционных для народов Азии ремесленных
промыслов, с изготовлением миниатюрных
украшений, декоративных тканей, с использованием
ручного труда, оказались вполне применимы
для сборки электронного оборудования.
Южная Корея и Тайвань также находились
в особых условиях. Еще до войны, а особенно
в военные годы, когда они находились под
контролем Японии, Корея создала систему
обслуживания своих войск, зачатки промышленности,
транспортную сеть. После завершения гражданской
войны в Китае и войны в Корее 1950—1953 гг.
и в Южной Корее, и на Тайване были развернуты
крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь
прямо в политическую жизнь, они объективно
играли роль гарантов внутренней стабильности,
компенсируя отсутствие социальной базы
модернизации. Для Южной Кореи еще в 1960-е
гг. была характерна самая большая в мире
продолжительность рабочей недели (54 часа),
почти полный запрет на деятельность профсоюзов,
на забастовки. Большие объемы американской
помощи, приток капиталов сперва из США,
а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной
рабочей силы и политической стабильностью,
облегчили модернизацию. Ей содействовали
также продуманная налоговая политика,
скупка лицензий, технологий, быстрое
развитие системы образования. В результате
модернизации усилились позиции национальных
корпораций. Они стали поставлять на рынки
развитых стран не только продукцию легкой
и текстильной промышленности, но и автомобили,
компьютеры, бытовую электронику. Большое
внимание уделялось повышению квалификации
рабочей силы: с 1960 по 1990 г. продолжительность
обучения (средний уровень образования)
в стране увеличилась с 4,4 до 9,9 лет, правительство
создало 27 институтов профессиональной
подготовки. Так Южная Корея вошла в группу
развитых стран мира по уровню производства,
жизни, характеру социальной структуры
населения. Появление внутренних факторов
стабильности создало предпосылки замены
режима военной диктатуры демократией,
позволило в 1993 г. провести свободные президентские
выборы.
Второй эшелон новых индустриальных
стран. Опыт новых индустриальных
стран использовался и в ряде государств
Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде,
Филиппинах и Индонезии.
Таиланд и Филиппины, входившие в американскую
систему союзов, в годы войны во Вьетнаме
получили значительные средства за использование
США военных баз на их территории, обслуживание
тылов вооруженных сил американской армии.
В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией,
в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.
Индонезия, страна с почти 200-миллионным
населением, получила полную независимость
лишь в 1950 г., после освободительной войны
против голландских колонизаторов. Большое
влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая
партия Индонезии. Она поддержала курс
президента Сукарно, установившего режим
личной власти и провозгласившего курс
на строительство социализма. Резкое ухудшение
экономического положения, расхищение
чиновниками кредитов, представленных
СССР и Китаем, вызвали недовольство части
армии и в 1965 г. подтолкнули группу офицеров,
связанных с Компартией, на попытку переворота.
Она, однако, не получила поддержки большинства
армии, фактически захватившей власть
в стране и разгромившей Компартию и другие
левые организации. В 1968 г. командующий
армией генерал Сухарто стал президентом
страны. Он удерживал этот пост до 1998 г.
Политика Сухарто ориентировалась на
проведение модернизации страны с привлечением
иностранного капитала, в частности японского.
Как Филиппины и Таиланд, Индонезия, богатая
природными ресурсами, заимствовала опыт
Японии и Южной Кореи.
Модернизационная политика, связанная
не только с освоением недр, но и созданием
сперва легкой промышленности, а затем
и комплексов сборки высокотехнологических
отраслей радиоэлектроники, принесли
определенные плоды. За 30 лет, с 1960 по 1990-е
гг., удельный вес рабочей силы, занятой
в сельском хозяйстве, в Индонезии сократился
с 75% до 55%, в Таиланде -— с 84% до 64%, на Филиппинах
— с 64% до 46%. Доля работников промышленной
сферы во всех этих странах составила
14-15% общего числа занятых. Среднегодовые
темпы роста экономики достигали 5%, что
было ниже показателей Японии и Южной
Кореи, но выше большинства стран Азии.
,"
Кризис 1998 г., от которого больше всего
пострадали новые индустриальные страны,
поставил под вопрос перспективность
их модели модернизации. Основа этой модели
— создание с участием иностранного капитала
массового производства (или сборки по
лицензионным соглашениям) дешевой продукции
для продажи на зарубежных рынках (преимущественно,
развитых стран). Так, у Филиппин стоимость
внешнеторгового оборота с 1960 по 1995 г.
возросла с 52% до 80% стоимости производимого
ВВП, у Таиланда — с 54% до 90%.
Емкость внешних, мировых рынков, однако,
не безгранична. К концу 1990-х гг. увеличение
числа индустриализирующихся стран, выпускавших
однотипную продукцию, привело к кризису
ее перепроизводства. Зарубежные банки
и корпорации, держатели акций предприятий,
созданных с участием их капитала в новых
индустриальных странах, стремясь избавиться
от них, спровоцировали панику на биржах
стран Юго-Восточной Азии. В некоторых
из них, в частности в Индонезии, она вызвала
политический кризис.
Одним из последствий кризиса может стать
ускорение интеграционных процессов стран
Юго-Восточной Азии. Несмотря на существование
регионального интеграционного объединения
(АСЕАН), в этом районе мира темпы и глубина
развития интеграции пока отставали от
западноевропейской.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему страны Азии, Африки и Латинской
Америки называют «развивающимися»?
2. Какое место по уровню своего развития
занимает Япония среди других стран Азии,
мира? Как вы понимаете слова «японское
чудо»? В чем оно проявилось? Выявите, какие
экономические, социальные, политические
предпосылки сделали это «чудо» возможным?
3. Назовите две группы стран, получивших
название «новые индустриальные страны*.
В чем суть их модели послевоенной модернизации?
Каковы особенности и итоги развития каждой
из групп?
4. Как вы думаете, какие уроки можно извлечь
для других стран мира из опыта истории
«новых индустриальных стран» Азии после
второй мировой войны?
5. Чем вы можете объяснить, что «новые
индустриальные страны» более всего пострадали
от кризиса 1998 г.?
6. В чем вы видите основные отличия путей
послевоенной модернизации наиболее развитых
стран Запада и Азии?
1 октября 1949 г.
с победой коммунистов в
Председателем созданного в КНР правительства
стал Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся
в Китае, определил себя как «демократическая
диктатура народа».
Строительство основ социализма
в Китае. Первые меры нового правительства
были связаны с распространением на всю
территорию Китая законов, которые уже
действовали в освобожденных районах.
Была проведена аграрная реформа. Земли
помещиков, монастырей, собственников,
не обрабатывавших их самостоятельно,
а также скот и инвентарь были распределены
между крестьянами на уравнительной основе.
Необрабатываемые земли, недра земли,
леса и т.д. стали собственностью государства.
Особое внимание уделялось развитию системы
образования, строительству железных
дорог, предприятий тяжелой индустрии.
Эти меры соответствовали историческим
традициям деятельности центральной власти
Китая прежних веков. Они встретили поддержку
большинства населения, особенно крестьянства,
составлявшего свыше 80% населения страны.
Взяв курс на строительство социализма,
соответствующего советской модели, руководство
КНР вступило на путь кооперации крестьянства,
включая обобществление земли. За счет
национализации экономика почти полностью
перешли под контроль государства.
Большую помощь Китаю оказывал Советский
Союз. Китаю был передан Порт-Артур, предоставлены
кредиты на льготных условиях. Оказывалась
помощь в перевооружении армии, особенно
в связи с войной в Корее, в создании тяжелой
промышленности, в частности машиностроения,
автомобилестроения. Готовились кадры
для народного хозяйства Китая, советские
специалисты работали на китайских предприятиях.
Постепенно, однако, отношения между СССР
и Китаем начали ухудшаться.
Развенчание XX съездом КПСС культа личности
И.В. Сталина, преступлений, совершенных
в годы сталинизма, вызвало раздражение
в руководстве Компартии Китая. Мао Цзэдун
считал, что КПСС не имела права единолично
оценивать деятельность Сталина — лидера
всего коммунистического движения.
Кроме того, считал Мао Цзэдун, Советскому
Союзу следовало поделиться с Китаем секретом
ядерного оружия. Любые симптомы улучшения
советско-американских отношений, в частности
визит Н.С. Хрущева в США в 1959 г., воспринимались
как предательство интересов Китая, поскольку
США продолжали считать гоминдановский
режим на Тайване единственным законным
представителем китайского народа.
Социально-политические эксперименты
в КНР. В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна
была принята стратегия «большого скачка»,
смысл которой состоял в том, чтобы в кратчайший
срок обогнать СССР и первым построить
коммунистическое общество, соответствующее
идеалу, распространенному в коммунистическом
движении. Со своим лозунгом «Три года
упорного труда — десять тысяч лет счастливой
жизни» Мао Цзэдун творчески развил идеи
Н.С. Хрущева, поставившего цель к 1970 г.
обогнать США и в 1980-е гг. построить в СССР
коммунизм.
Итоги «большого скачка» оказались катастрофическими.
Создание аграрных коммун, обобществление
всей собственности крестьянства, уравнительное
распределение произведенной продукции
означали перевод всей страны на казарменное
положение. Под страхом наказания трудящиеся
были обязаны работать с полной отдачей
при минимальном обеспечении продовольствием.
От коммун требовалась не только аграрная,
но и промышленная продукция. По всему
Китаю создавались примитивные печи для
выплавки железа. Правда, его качество
исключало возможность его использования.
Итогом коммунистического эксперимента
стало падение производства, в 1959 г. Китай
столкнулся с проблемой голода. В возникновении
трудностей были обвинены советские специалисты
(в 1960 г. они были отозваны из Китая), а также
внутренняя оппозиция.
Для борьбы с оппозицией Мао Цзэдун использовал
молодежь — студентов, школьников, воспитанных
в духе поклонения идеям председателя
Мао. Провозглашенная Мао Цзэ-дуном «культурная
революция» должна была искоренить в обществе
«контрреволюционные элементы о, к которым
оказались отнесены управленческие кадры,
люди с высшим образованием, особенно
полученным в СССР. Сформированные из
молодежи отряды «красных охранников»
хунвейбинов при помощи армии громили
школы, университеты, местные органы власти,
заставляя свои жертвы каяться в преступлениях
против идей Мао Цзэдуна. Выжившие «преступники»
отправлялись на «перевоспитание» в сельские
коммуны.
Голод, спад промышленного производства,
полностью дезорганизованного «культурной
революцией», сопровождались милитаризацией
страны. С конца 1950-х гг. Китай вел подготовку
к воссоединению с Тайванем силой, им было
создано собственное ядерное оружие-Китай
оказывал поддержку Вьетнаму, народ которого
боролся за воссоединение страны, против
американского вмешательства в ее дела.
Однако территория Китая была закрыта
для поставок помощи из СССР во Вьетнам
по суше. В 1969 г. произошли вооруженные
столкновения на советско-китайской границе.
В Китае не скрывали, что считают войну
с СССР реальной перспективой. В 1971 г. Китай
нормализовал отношения с США, которые
признали законность режима Мао Цзэдуна,
согласились с тем, что Тайвань должен
рассматриваться как неотъемлемая часть
Китая.
На международной арене Китай стремился
создать собственное коммунистическое
движение, ориентирующееся на Пекин, подтолкнуть
страны Азии и Африки к выбору китайской
модели социализма. Принятие этой линии
национально-освободительными силами
Камбоджи, которые в 1975 г. свергли проамериканский
режим, привело к национальной трагедии.
Лидер «красных кхмеров» Пол Пот уничтожил
города, промышленность, отменил деньги.
Все население страны было переселено
в сельскохозяйственные коммуны, созданные
по образцу китайских. Физически уничтожено
было около 5 млн. человек, примерно половина
населения страны: погибли все, кто не
мог трудиться, кого считали оппозиционером.
В 1977 г. режим Пол Пота, надеясь на помощь
Китая, начал войну против соседнего Вьетнама.
Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. ситуация
в КНР стала меняться, хотя влияние сторонников
продолжения его линии сказывалось еще
несколько лет. В 1979 г., когда армия Вьетнама
разгромила силы «красных кхмеров» и вступила
на территорию Камбоджи, Китай развернул
против него боевые действия. Однако армия
Вьетнама, имеющая опыт многолетней войны
против США и южновьетнамского диктаторского
режима, разгромила агрессоров.
Это поражение способствовало изменению
политики КНР. Осуществление реформ, начавшееся
в 1981 г., было связано с идеями Дэн Сяопина,
который, не занимая высших постов в китайском
руководстве, считался их идейным вдохновителем.
Курс прагматических реформ. Курс
реформ в Китае рассматривался как прагматический,
то есть ориентированный на получение
отдачи в ближайшем будущем. КПК не отказалась
от своей руководящей роли в обществе,
целей строительства социализма. Не подвергались
критике и действия Мао Цзэдуна, идеи которого
по-прежнему рассматриваются КПК как основополагающие.
В то же время в практической политике
начали осуществляться реформы, ведущие
к возрождению элементов рыночной экономики.
Ограничивались кооперативные формы хозяйства,
ликвидировались коммуны. Крестьяне стали
арендаторами на принадлежащей государству
земле, получили возможность приобретать
скот, технику в личную собственность,
нанимать батраков, реализовывать часть
произведенной продукции на свободном
рынке.
Сократилась численность вооруженных
сил, приоритет отдавался производству
потребительских товаров, к модернизации
привлекался иностранный капитал, создавались
свободные экономические зоны. Предприятиям
предоставили значительную самостоятельность,
разрешили кооперативный и частный секторы
в сфере производства, торговли и обслуживания.
При этом Компартия Китая стремилась сохранить
за собой руководящую роль в политической
жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов,
студенчества с требованием демократизации
норм жизни было подавлено в 1989 г. военной
силой.
Сочетание политической стабильности
с открытой для зарубежных инвесторов
экономикой сделало Китай одной из наиболее
динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые
темпы роста производимого ВНП на душу
населения в Китае в 1980 — 1990-е гг. были
самыми устойчивыми и высокими в мире
— 8,2% . Китай, население которого является
самым многочисленным в мире — 1200 млн.
чел., обеспечивает свои потребности в
продовольствии. Производство ВНП на душу
населения в 1990-е гг. достигло 620 долл. США,
что примерно соответствует уровню СССР
середины 1930-х гг., периода после выполнения
первых пятилеток.
Китай остается аграрно-индустриальной
страной. Удельный вес городского населения
за последние десятилетия возрос с 20% до
30%, но по-прежнему большая часть рабочей
силы занята в сельском хозяйстве. В то
же время за счет промышленного производства
в КНР создается около половины ВВП, Китай
освоил производство продукции высоких
технологий.
Относительно новой для Китая проблемой
выступает рост социального неравенства.
Это связано с возникновением нового слоя
имущих — зажиточных крестьян, городской
буржуазии, увеличением числа чиновников,
обогащающихся за счет служебного положения.
Начатая кампания борьбы с коррупцией
и незаконным обогащением помогла мало.
Основной показатель положения дел в области
социального равенства — соотношение
доходов 20% самых бедных и самых богатых
семей. В Китае в период 1981 —1993 гг. он определялся
пропорцией 1 : 6,5. По данным 1995 г. он составил
уже 1 : 8,6. По этому показателю в Китае уровень
социального неравенства выше, чем в демократических
странах с социально ориентированной
рыночной экономикой. В Швеции он составляет
1 : 4,6, в Японии — 1 : 4,3, в Германии — 1 : 5,8.
Показатели Китая одинаковы с США (для
сравнения, показатели России составляют
примерно 1 : 15).
С началом реформ Китай нормализовал отношения
с СССР. Он стремится проводить сбалансированную
политику, избегать жестких внешних обязательств,
поддерживать торгово-экономические отношения
со всеми странами мира. После присоединения
к Китаю Гонконга значительно возросла
степень участия Китая в системе международного
разделения труда. В стоимостном выражении
его внешнеторговый оборот достиг 40% ВВП.
При этом 74% китайского экспорта составляют
трудоемкие промышленные товары (в 1975
г. их доля в экспорте составляла лишь
36%).
Особенно тесные отношения у Китая сложились
с соседними государствами, декларирующими
свою приверженность социалистическим
принципам. В 1980-е гг. нормализовались
отношения Китая с Вьетнамом, также вступившим
на путь осуществления рыночных реформ
при сохранении руководящей роли правящей
партии. Традиционно с начала 1950-х гг. дружеские
отношения Китай поддерживал с Северной
Кореей, которая стремилась к построению
социализма с корейской спецификой, во
многом близкой к модели общества, которое
Мао Цзэдун стремился воплотить в жизнь
в период «Большого скачка».
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Дэн Сяопин. Из вступительной
речи на XII Всекитайском съезде КПК, 1 сентября
1982 г.:
«Дела Китая должны вестись в соответствии
с его реальной обстановкой, притом силами
самого китайского народа. Независимость,
самостоятельность и опора на собственные
силы были и будут нашей исходной позицией.
Китайский народ высоко ценит дружбу и
сотрудничество с другими государствами
и народами, но вдвойне дорожит своим правом
на независимость и самостоятельность,
завоеванные в длительной борьбе». (Антология
мировой политической мысли М ,1997. Т. 2.
С. 489 )
Дэн Сяопин. Из речи «О строительстве
социализма с китайской спецификой», 30
июня 1994 г.:
«Мы ставим себе цель создать к концу XX
века общество со среднезажиточным уровнем
жизни <...> Достижение среднезажиточного
жизненного уровня означает, что к концу
нынешнего века валовой национальный
продукт на душу населения должен составить
у нас 800 американских долларов <...>
Миллиардное население Китая возрастет
к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов
человек, а валовой национальный продукт
— до триллиона американских долларов.
При капиталистическом способе распределения
эта сумма мало что значит и не избавила
бы нашу страну от бедности и отсталости
— иными словами, зажиточной стала бы
жизнь нескольких процентов населения,
остальные 90 с лишним процентов постоянно
пребывали бы в нужде. Но при социалистическом
принципе распределения жизненный уровень
всего народа страны достигнет среднезажиточного
уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся
социализма. Без социализма в Китае не
создать общество со среднезажиточным
уровнем жизни» (Антология мировой политической
мысли. М., 1997. Т. 2. С.
490.)
Информация о работе Международные отношения во второй половине 20века