Международные отношения во второй половине 20века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Международные отношения — явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения.

Файлы: 1 файл

12.docx

— 131.02 Кб (Скачать файл)

Впоследствии в международных  делах возникли новые острые проблемы. Распад Югославской Федерации, а  затем и СССР привел к возникновению  новых региональных конфликтов, которые  не урегулированы до настоящего времени. Изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование  система международных отношений  между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались  на Запад. В июле 1997 г. на саммите  НАТО в Мадриде было принято решение  о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского  Договора - Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры  НАТО к большинству государств СНГ  может изменить геополитическую  обстановку, способно подорвать систему  договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может  осложнить создание новой структуры  Европы, дестабилизировать всю систему  международных отношений. Война  на Балканах, другие конфликты в  Европейском регионе, трудности  переходного периода в странах  Восточной Европы и в постсоветском  пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется  агрессивным национализмом, религиозной  и этнической нетерпимостью, терроризмом, организованной преступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается  борьба за контроль над принятием  решений в глобальном масштабе. Наибольшее внимание "центры силы" сосредотачивают  на деятельности, позволяющей контролировать основные финансовые, интеллектуальные и информационные потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономическими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геополитической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой в мире, США подают свою главенствующую роль как необходимость, продиктованную не только американскими национальными интересами, но и желанием мирового сообщества.

Применение силы в Ираке  и Югославии, расширение Североатлантического союза, использование силы в других регионах планеты демонстрируют  желание установить абсолютную гегемонию  США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай, Россия, Индия и многие независимые  государства, которые оказывают  и будут оказывать сопротивление  гегемонизму. В сложившейся ситуации подлинная безопасность человечества связана не с углублением противостояния между странами и народами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить сохранение и расцвет человеческой цивилизации.

 

 

 

 

2.   Тема: Страны Западной Европы во второй половине 20 века - начале 21 века


 

   

Рассматриваемый период был для  стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг., социальные выступления в 60—70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. 

 

 

 Расстановка ведущих политических сил. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.). 

 

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие  в борьбе за власть и влияние в  обществе на протяжении последующих  десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже — в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944—1947 гг., в Италии в 1945—1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции. 

 

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали  партии, сочетавшие представительство  интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением  христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К  ним относились Христианско-демократическая  партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. — ХДС, с 1950 г.— блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.  

 

 

 От восстановления к  стабильности (1945—1950-е гг.). После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил — социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске   промышленной   продукции достигла 20—25%. В Великобритании, где у власти в 1945— 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике». 

 

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. — в 1946 г. во Франции (конституция  Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской  конституции 1946 г. в дополнение к  демократическим правам провозглашались  права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие  в управлении предприятиями, профсоюзную  и политическую деятельность, право  на забастовку «в рамках законов» и др.  

 

В соответствии с положениями конституций  во многих странах создавались системы  социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным  семьям. Устанавливалась 40—42-часовая  неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени  под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели  забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.  

 

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это  было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного  производства достиг 5—6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата. 

 

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в  среднем на 5% в год при росте  цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата  выросла в 2 раза. Правда, в некоторых  странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих. 

 

Особенно заметным был экономический  подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села). 

 

Экономический подъем сопровождался  социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной  устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись  к минимуму. Их рост начался с  конца 50-х гг., когда проявились некоторые  отрицательные последствия автоматизации  — сокращение рабочих мест и др.  

 

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего  пост канцлера в 1949—1963 гг., связывали  с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. 

 

Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.  

 

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в1962 г. Алжир получил независимость. 

Информация о работе Международные отношения во второй половине 20века